АЭРОДРОМ ВО ДВОРЕ
Л. Василевский
Работа окончена, и ваша новенькая
кордовая модель готова к полету.
Теперь ее нужно испытать. Но где!
На кордодроме. А если его нет!
Тогда...
Посмотрите на рисунок. Это мини-аэродром.
Предлагаем вам построить
его. Он состоит из взлетно-посадочной
полосы (ВПП), центрального круга и ограждения.
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА
ВПП делится на взлетную и посадочную
(тормозную) зоны. Собирается она
из семи деревянных щитов (шесть
устанавливаются горизонтально, а
один - наклонно). Конструкция щитов
может быть различной - все зависит
от имеющихся материалов. На рисунке
в центре показан щит со складными
ножками. Для его изготовления
потребуются рейки сечением
20 X 40 мм, 4-мм фанера, оргалит,
картон или любой другой листовой материал.
Скачала на ровной поверхности соберите
из реек каркас. Наклейте на него
лист из 4-мм фанеры и прибейте к
рейкам гвоздиками. Складные ножки
сделайте из дюралюминиевого профиля,
например из уголка 30х30 мм или
трубы диаметром 30 мм.
Готовые щиты покрасьте белой краской,
а красной - прочертите центральную
линию, старт и посадочный знак.
Наклонный щит сделайте из листа
фанеры и прикрепите его двумя-тремя
петлями к передней части посадочной
зоны. О назначении этого щита нетрудно
догадаться: он закрывает взлетно-посадочную
полосу снизу и исправляет ошибки пилота при посадке модели.
Готовые щиты соберите вместе и
подгоните друг к другу по высоте.
Затем скрепите их между собой крючками.
Их можно подобрать готовыми или
сделать из листового металла толщиной 2 мм.
Взлетную зону оборудуйте катапультой
и стартовым устройством. Катапультой
может быть жгут из пяти-восьми
нитей авиамодельной резины длиной
1,5 м. Один конец жгута прикрепите к
последнему щиту. Другой - привяжите
к дюралевому поводку.
Стартовое устройство собрано из
скобы, штыря-фиксатора и троса.
Скобу согните из жести толщиной 1 мм,
фиксатор - из проволоки диаметром 2 мм.
К фиксатору привяжите трос - прочную
нить длиной 16,5 м. Скобу закрепите
шурупами на центральной рейке щита.
В посадочной зоне (на первых трех
щитах) установите тормозное устройство.
Оно предназначено для посадки
самолета с работающим двигателем (в
хвостовой части модели крепится
стальной крючок). Устройство состоит
из шести тормозных нитей (капроновая
или рыболовная леска толщиной 0,6-1 мм), стоек и грузов.
Согните из проволоки диаметром 1,5-2 мм
двенадцать стоек и закрепите их вертикально,
по четыре на каждом из
трех щитов посадочной зоны. Проследите,
чтобы петли стоек находились
на расстоянии 40-50 мм от поверхности
щитов. Продерните в них нити
длиной по 5 м и привяжите к
их концам мешочки с песком весом 100-150 г.
Итак, основная работа выполнена,
остается подобрать для аэродрома
подходящую площадку (не менее
50х50 м) и уже на месте собрать
взлетно-посадочную полосу.
МОНТАЖ АЭРОДРОМА И ЗАПУСК МОДЕЛИ
Если выбранная вами площадка
грунтовая, вройте ножки щитов
неглубоко в землю (на 5-10 см). Затем
отступите от готовой к испытаниям полосы
на 5-6 м, вбейте в землю столбики
и натяните на них веревку.
Размотайте корд и, перемещая модель
вдоль центральной линии ВПП,
найдите центр кордодрома. Положите
в центр площадки вырезанный заранее
фанерный круг и закрепите его, например,
длинным гвоздем. Встаньте в этот
круг, возьмите в правую руку ручку
управления и попросите помощника
пронести модель по кругу. Так вы
сможете убедиться, не мешают ли
полету модели посторонние предметы.
Теперь пришла пора подготовить модель
к старту: установить фиксатор в
скобу, натянуть резиновый жгут
катапульты и надеть поводок на переднюю
стойку шасси, зацепить модель хвостовым
крючком за фиксатор, запустить
двигатель и ровно поставить самолет
на взлетной площадке полосы. Выполнив
все эти операции, помощник приносит пилоту стартовый трос.
Пилот проверяет систему управления
и, отклонив руль высоты на 2-3° вверх,
левой рукой выдергивает фиксатор
стартового устройства. Самолет, увлекаемый
катапультой и тягой двигателя,
стремительно взлетает. Далее управление
им ничем не отличается от обычного.
Взлетать с ВПП можно и без стартового
устройства, если помощник будет
держать модель с работающим двигателем
и выпускать ее по сигналу пилота,
то есть так, как это делают на
всех соревнованиях по кордовому моделизму.
Наш аэродром позволяет сажать модель
и с работающим двигателем, не
дожидаясь, пока кончится топливо. Для
этого пилот должен встать на фанерный
круг, постепенно снизить модель и зацепить
крючком за тормозную нить.
С первого захода посадка может и не
получиться, но не огорчайтесь:
потренировавшись немного, вы научитесь
подводить модель к полосе на нужной
высоте и зацеплять крючок за тормозные
нити. Тормозной путь модели всего 1,5-2 м.
Если посадка прошла успешно и двигатель
не остановился, аккуратно дозаправьте
модель горючим и, натянув
тормозные нити, выпускайте самолет
во второй полет.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Моделисты знают, что летящая с большой
скоростью кордовая модель опасна
для окружающих. Поэтому при
опробовании микродвигателей и запусках
модели будьте осторожны и внимательны.
Не забывайте о правилах техники безопасности.
*
Храните топливо и его компоненты в
небьющейся посуде с четкими надписями
и герметическими пробками.
*
Не продувайте топливопроводы и не
проверяйте герметичность топливного
бака ртом.
*
Прежде чем запускать двигатель,
проверьте, хорошо ли он закреплен на
модели. Не зажимайте в тисках двигатель за картер.
*
Перед установкой воздушного винта
на модель внимательно осмотрите его
и отбалансируйте. Помните, что
применять треснутые и склеенные винты нельзя.
*
Запрещается находиться кому-либо в
плоскости вращения винта работающего двигателя.
*
Перед полетом проверьте, целы ли
кордовые нити и надежно ли закреплены
карабины на ручке управления.
*
Не подходите к пилоту до тех пор,
пока самолет не приземлится.
*
После окончания полетов не забудьте
слить остатки топлива в канистру и
протереть модель тряпкой.
Источник: ж. "ЮТ для умелых рук" № 8, 1977, 8-10 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
| |