ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


АЭРОДРОМ ВО ДВОРЕ

Л. Василевский

      Работа окончена, и ваша новенькая кордовая модель готова к полету. Теперь ее нужно испытать. Но где! На кордодроме. А если его нет! Тогда... Посмотрите на рисунок. Это мини-аэродром. Предлагаем вам построить его. Он состоит из взлетно-посадочной полосы (ВПП), центрального круга и ограждения.


ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА

      ВПП делится на взлетную и посадочную (тормозную) зоны. Собирается она из семи деревянных щитов (шесть устанавливаются горизонтально, а один - наклонно). Конструкция щитов может быть различной - все зависит от имеющихся материалов. На рисунке в центре показан щит со складными ножками. Для его изготовления потребуются рейки сечением 20 X 40 мм, 4-мм фанера, оргалит, картон или любой другой листовой материал.
      Скачала на ровной поверхности соберите из реек каркас. Наклейте на него лист из 4-мм фанеры и прибейте к рейкам гвоздиками. Складные ножки сделайте из дюралюминиевого профиля, например из уголка 30х30 мм или трубы диаметром 30 мм.
      Готовые щиты покрасьте белой краской, а красной - прочертите центральную линию, старт и посадочный знак.
      Наклонный щит сделайте из листа фанеры и прикрепите его двумя-тремя петлями к передней части посадочной зоны. О назначении этого щита нетрудно догадаться: он закрывает взлетно-посадочную полосу снизу и исправляет ошибки пилота при посадке модели.
      Готовые щиты соберите вместе и подгоните друг к другу по высоте. Затем скрепите их между собой крючками. Их можно подобрать готовыми или сделать из листового металла толщиной 2 мм.
      Взлетную зону оборудуйте катапультой и стартовым устройством. Катапультой может быть жгут из пяти-восьми нитей авиамодельной резины длиной 1,5 м. Один конец жгута прикрепите к последнему щиту. Другой - привяжите к дюралевому поводку.
      Стартовое устройство собрано из скобы, штыря-фиксатора и троса. Скобу согните из жести толщиной 1 мм, фиксатор - из проволоки диаметром 2 мм. К фиксатору привяжите трос - прочную нить длиной 16,5 м. Скобу закрепите шурупами на центральной рейке щита.
      В посадочной зоне (на первых трех щитах) установите тормозное устройство. Оно предназначено для посадки самолета с работающим двигателем (в хвостовой части модели крепится стальной крючок). Устройство состоит из шести тормозных нитей (капроновая или рыболовная леска толщиной 0,6-1 мм), стоек и грузов.
      Согните из проволоки диаметром 1,5-2 мм двенадцать стоек и закрепите их вертикально, по четыре на каждом из трех щитов посадочной зоны. Проследите, чтобы петли стоек находились на расстоянии 40-50 мм от поверхности щитов. Продерните в них нити длиной по 5 м и привяжите к их концам мешочки с песком весом 100-150 г.
      Итак, основная работа выполнена, остается подобрать для аэродрома подходящую площадку (не менее 50х50 м) и уже на месте собрать взлетно-посадочную полосу.

МОНТАЖ АЭРОДРОМА И ЗАПУСК МОДЕЛИ

      Если выбранная вами площадка грунтовая, вройте ножки щитов неглубоко в землю (на 5-10 см). Затем отступите от готовой к испытаниям полосы на 5-6 м, вбейте в землю столбики и натяните на них веревку.
      Размотайте корд и, перемещая модель вдоль центральной линии ВПП, найдите центр кордодрома. Положите в центр площадки вырезанный заранее фанерный круг и закрепите его, например, длинным гвоздем. Встаньте в этот круг, возьмите в правую руку ручку управления и попросите помощника пронести модель по кругу. Так вы сможете убедиться, не мешают ли полету модели посторонние предметы.
      Теперь пришла пора подготовить модель к старту: установить фиксатор в скобу, натянуть резиновый жгут катапульты и надеть поводок на переднюю стойку шасси, зацепить модель хвостовым крючком за фиксатор, запустить двигатель и ровно поставить самолет на взлетной площадке полосы. Выполнив все эти операции, помощник приносит пилоту стартовый трос.
      Пилот проверяет систему управления и, отклонив руль высоты на 2-3° вверх, левой рукой выдергивает фиксатор стартового устройства. Самолет, увлекаемый катапультой и тягой двигателя, стремительно взлетает. Далее управление им ничем не отличается от обычного.
      Взлетать с ВПП можно и без стартового устройства, если помощник будет держать модель с работающим двигателем и выпускать ее по сигналу пилота, то есть так, как это делают на всех соревнованиях по кордовому моделизму.
      Наш аэродром позволяет сажать модель и с работающим двигателем, не дожидаясь, пока кончится топливо. Для этого пилот должен встать на фанерный круг, постепенно снизить модель и зацепить крючком за тормозную нить. С первого захода посадка может и не получиться, но не огорчайтесь: потренировавшись немного, вы научитесь подводить модель к полосе на нужной высоте и зацеплять крючок за тормозные нити. Тормозной путь модели всего 1,5-2 м.
      Если посадка прошла успешно и двигатель не остановился, аккуратно дозаправьте модель горючим и, натянув тормозные нити, выпускайте самолет во второй полет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

      Моделисты знают, что летящая с большой скоростью кордовая модель опасна для окружающих. Поэтому при опробовании микродвигателей и запусках модели будьте осторожны и внимательны. Не забывайте о правилах техники безопасности.

*
      Храните топливо и его компоненты в небьющейся посуде с четкими надписями и герметическими пробками.
*
      Не продувайте топливопроводы и не проверяйте герметичность топливного бака ртом.
*
      Прежде чем запускать двигатель, проверьте, хорошо ли он закреплен на модели. Не зажимайте в тисках двигатель за картер.
*
      Перед установкой воздушного винта на модель внимательно осмотрите его и отбалансируйте. Помните, что применять треснутые и склеенные винты нельзя.
*
      Запрещается находиться кому-либо в плоскости вращения винта работающего двигателя.
*
      Перед полетом проверьте, целы ли кордовые нити и надежно ли закреплены карабины на ручке управления.
*
      Не подходите к пилоту до тех пор, пока самолет не приземлится.
*
      После окончания полетов не забудьте слить остатки топлива в канистру и протереть модель тряпкой.


Источник: ж. "ЮТ для умелых рук" № 8, 1977, 8-10 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2013
Hosted by uCoz