А. Ермаков,
заведующий лабораторией
авиамоделизма ЦСЮТ РСФСР
На Всероссийских соревнованиях
авиамоделистов демонстрировались
десятки различных моделей-копий.
Среди копий самолета И-16 лучшей была признана
модель, построенная на Тульской
областной станции юных техников учеником 7-го класса средней
школы № 46 Виктором Ворониным под
руководством В. Н. Леонова. Виктор был
награжден специальным призом Министерства
просвещения РСФСР.
В последний день декабря
1933 года В. П. Чкалов поднял
в воздух первый экземпляр нового
скоростного самолета-истребителя
И-16, созданного конструкторским
коллективом Н. Н. Поликарпова.
Самолет успешно прошел заводские и
государственные испытания и со второй половины
1934 года начал поступать в
истребительные части. На параде
войск на Красной площади в Москве
1 мая 1935 года в небе
пронеслись пятерки скоростных
истребителей И-16. Этот самолет
с мотором М-25 стал одним из
основных истребителей наших
Военно-Воздушных Сил. В то время
он превосходил лучшие зарубежные
истребители как в скорости, так и в скороподъемности.
Сражались эти самолеты в интернациональных
бригадах республиканской Испании. На них
летали советские летчики-добровольцы.
Летом 1939 года, когда японские
милитаристы предприняли
крупные провокации на границе
Монгольской Народной Республики,
истребители И-16 активно участвовали
в боевых операциях и
показали полное превосходство
над самолетами противника.
Сражались они и в начале Великой
Отечественной войны. Первый
истребительный авиационный
полк, получивший звание гвардейского,
имел на вооружении самолеты И-16.
Основные технические данные самолета-истребителя И-16:
размах крыла - 8,88 м,
площадь крыла 14,87 кв. м,
длина самолета - 6 м,
высота - 2,41 м,
вес пустой машины - 1266 кг,
полетный вес - 1680 кг,
вооружение - 4 пулемета калибра 7,62 мм,
бронирование - 9-миллиметровая броневая плита позади пилота,
двигатель - М-25 в мощностью 750 л. с.,
максимальная скорость - 455 км/ч,
крейсерская скорость - 360 км/ч,
посадочная скорость - 130 км/ч,
потолок - 10 000 м,
максимальная дальность полета - 800 км.
Модель Воронина - контурная - фюзеляж выпилен из липовой
пластины толщиной 7 мм и обшит
с обеих сторон миллиметровой
фанерой. Киль и стабилизатор из бальзовых пластинок
толщиной 4 мм. Нервюры крыла - из миллиметровой фанеры,
передняя кромка и лонжероны -
из сосны. Задняя кромка и закрылки - бальзовые.
Детали из бальзы можно заменить
тонкими липовыми пластинками. От этого модель несколько
утяжелится, но на летных качествах это скажется незначительно.
Вся поверхность модели обтянута миколентной бумагой,
покрыта нитролаком и окрашена:
сверху и сбоку в зеленый цвет,
снизу в голубой. На модель можно установить микродвигатель
"Ритм" или МК-12в.
Рис. В. Снумпэ
|