ЮМК
Лаборатория АВИАМОДЕЛИЗМА
Авиа
Авиамодельный кружок


КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ-КОПИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ "МИГ-3"


И. Жуков

      Контурные модели привлекательны в первую очередь для начинающих моделистов. На их создание требуется меньше времени, чем на постройку полноценных копий. Тем не менее, это хороший объект для получения опыта. В качестве прототипов для таких моделей чаще всего выступают истребители - машины эффектны в полете, а в воздухе их фюзеляжи вовсе не выглядят плоскими. Вот, например, контурная модель истребителя МиГ-3 времен Второй мировой войны, созданного в ОКБ под руководством А. Микояна и М. Гуревича.



      О прототипе
Начало проектирования скоростного и высотного самолета-истребителя с заводским индексом И-200 можно отнести к 1939 году. Первый полет нового аппарата состоялся в 1940 году, и тогда же началось его серийное производство.
      И-200 представлял собой низкоплан смешанной конструкции с двигателем АМ-35А. Самолет имел убирающееся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые позволяли ему развивать скорость свыше 600 км/ч и достигать высоты 12ООО м. Самолет был вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС и одним 12,7-мм пулеметом УБ.
      После выпуска ста экземпляров самолет модернизировали: он получил большую емкость топливных баков и, соответственно, большую дальность полета. В декабре 1940 года самолетам были присвоены обозначения МиГ-1 - первому варианту, И-200 и МиГ-3 - модернизированному. Всего за годы серийного производства было построено 3300 самолетов МиГ-3.
------------------------------------------
Самолет-истребитель МиГ-3
Двигатель ... АМ-35А мощностью 1350 л.с.
Длина, мм ... 8250
Размах крыла, мм ... 10200
Площадь крыла, м2 ... 17,44
Взлетная масса, кг ... 3355
Максимальная дальность, км ... 820
Максимальная скорость, км/ч ... 615
Потолок, м ... 11500
------------------------------------------

      Контурная модель-копия самолета МиГ-3 с двигателем рабочим объемом 2,5 см3 спроектирована по классической схеме - с плоским композитным фюзеляжем и наборным крылом.
      Фюзеляж собирается из передней пластины (фанера толщиной 8 мм) и задней (пенопласт ПС или ПХВ той же толщины). После склейки этих деталей фюзеляж оклеивается по контуру липовыми рейками сечением 8x2 мм, а затем обшивается с двух плоских сторон или 1-мм фанерой, или прессшпаном (электрокартоном), или даже ватманом. В последнем случае в зоне врезки стабилизатора необходимо приклеить фанерные накладки.
      Моторама представляет собой приклеенные к фюзеляжу буковые клиновидные брусочки, обеспечивающие двигателю необходимый угол «выкоса» (около трех градусов).
      Вертикальное оперение состоит из цельнобальзового киля и наборного (из бальзовых реек) руля направления. Последний приклеивается к килю под углом шесть градусов к направлению полета, что в совокупности с выкосом двигателя и грузом в правой консоли обеспечивает достаточное натяжение корд в полете. Обшивка руля - из тонкой лавсановой пленки.
      Горизонтальное оперение собирается из цельнобальзового стабилизатора и облегченных бальзовых рулей высоты. Облегчение заключается в выборке несквозных углублений с помощью миниатюрной полукруглой стамески. Шарниры рулей высоты - классические, из заделанных «восьмерками» капроновых нитей. Правый и левый рули соединяются друг с другом проволочным торсионом. Обшивка рулей высоты и руля направления - из той же тонкой лавсановой пленки.
      Крыло наборное, классической конструкции. Состоит из центроплана и пары консолей. Полки лонжерона и задняя кромка изготавливаются из сосновых реек, передняя кромка и нервюры - из липовых. Нервюры лучше обрабатывать в пакете, для чего необходимо из дюралюминиевых пластин толщиной 2-3 мм изготовить шаблоны корневой и концевой нервюр, после чего нарезать одиннадцать липовых заготовок, зафиксировать их между дюралюминиевыми шаблонами с помощью пары резьбовых шпилек и гаек и обрабатывать совместно, сначала стамеской и ножом, а затем рашпилем и шкуркой. Следует учесть, что для правого и левого полукрыльев при несимметричном профиле крыла требуются правый и левый пакеты нервюр. В месте крепления стоек шасси нервюры выполняются без вырезов облегчения.
      Для сборки крыла желательно использовать ровную доску, с закрепленной на ней выполненным в масштабе 1:1 чертежом плановой проекции и затянутой полиэтиленовой пленкой, чтобы каркас крыла не приклеился к стапелю при монтаже.
      Также перед сборкой есть смысл закрепить на стапеле четыре рейки в соответствии с внешним контуром крыла - это повысит точность сборки. Затем на стапеле булавками и прокладками фиксируются передняя и задняя кромки крыла, после чего «эпоксидкой» приклеиваются нервюры. Нужно только помнить, что концевые нервюры центроплана и корневые нервюры консолей крепятся не перпендикулярно к стапелю, как остальные, а под углом, чтобы при стыковке центроплана и консолей угол «V» последних составил шесть градусов.
      После полимеризации клея на крыло устанавливаются полки лонжерона, а в среднюю часть центроплана вклеивается жесткая обшивка из 1-мм бальзового шпона. Затем консоли отделяются от центроплана, снимаются со стапеля, зачищаются и склеиваются встык эпоксидной смолой. В зоне крепления шасси между нервюрами вклеиваются пакеты из пары фанерных пластин, а между ними - отогнутые части основных стоек шасси, которые сгибаются из стальной проволоки ОВС диаметром 3 мм.
      В концевой части правой консоли между полками лонжеронов полезно установить свинцовый грузик массой 20-30 г. Законцовки консолей - пенопластовые, оклеенные одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле. Для проводки управляющих корд в левой законцовке закрепляются направляющие - пружинки с внутренним диаметром 2 мм, навитые из кордовой нити. Обтягивается крыло тонкой лавсановой пленкой с использованием клея БФ-6.
      Качалка управления вырезается из 3-мм листового дюралюминия. Топливный бак жестяной, паяный.
      Модель обтягивается лавсановой пленкой с последующей окраской. Следует отметить, что самолеты МиГ-3 отличались разнообразием окраски, два варианта которой изображены на рисунках. При окраске плоского фюзеляжа желательно сделать аэрографом «размыв» от светлого тона в верхней части к более темному в нижней - это придаст ему объемный вид. Вообще, для контурной копии достоверное нанесение камуфляжа, опознавательных знаков и элементов конструкции не менее важно, чем для полноценной копии. Изобразить стыки обшивки, заклепки, лючки и надписи можно тонкими цветными капиллярными ручками. Нужно только после завершения этой работы закрепить отделку тонким слоем паркетного лака, нанеся его пульверизатором.

ЧЕРТЕЖИ И РИСУНКИ

Источник: И. Жуков. Летающий контур. / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 2024, 14-16 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024