А. Ермаков,
заведующий авиалабораторией
Московского Дворца пионеров
"Школьной партой" для предвоенного поколения наших летчиков
стал АИР-10 - учебный двухместный самолет, созданный
конструкторским бюро А. С. Яковлева.
В 1936 году самолет прошел всесторонние испытания. Испытатели
пришли к выводу, что АИР-10 может быть более успешно использован
для первоначального обучения вместо У-2 как переходный вариант к военным самолетам.
В серийном исполнении АИР-10 начиная с 1936 года стал называться
Ут-2 ("Учебно-тренировочный двухместный"). Вплоть до
1946 года Ут-2 оставался самым распространенным у нас
учебно-тренировочным самолетом. С годами конструкторы вносили в
него усовершенствования. На одном из этих самолетов, оборудованном
для рекордных полетов. Герой Советского Союза В. С. Гризодубова
в 1937 году установила три мировых рекорда среди женщин
для класса легких самолетов.
В авиалаборатории ЦСЮТ РСФСР ученик 7-го класса
259-й школы Москвы Вася Балин построил кордовую модель-копию
самолета последней модификации Ут-2м. Особенностью его модели
является простота конструкции. Такая модель по силам многим
школьникам-авиамоделистам. Модель сконструирована под серийный
компрессионный микродвигатель с рабочим объемом цилиндра
2,5 см3 "МК-12в", "Ритм", "Сокол".
Все 8 шпангоутов фюзеляжа выполнены из фанеры толщиной
1,5 мм. Стрингеры - из сосны сечением 4х4 мм.
Подмоторная рама состоит из двух буковых брусков длиной
170 мм и сечением 10Х12 мм. Эти бруски крепятся к шпангоутам
№ 1, 2, 3. Шпангоуты № 4-8 облегчены - их внутренняя часть
выпилена. Носовая часть фюзеляжа между шпангоутами № 1 -4
и верхняя часть фюзеляжа за кабиной пилота оклеены плотной
чертежной бумагой, все остальные поверхности оклеены микалентной
бумагой. Фюзеляж покрыт нитролаком в три слоя.
Между шпангоутами № 1 и 2 размещается бак для топлива. Его
надо спаять из тонкой жести.
Обвод киля выпилен из фанеры толщиной 1,5 мм, а нервюры
симметричного профиля - из фанеры толщиной 1 мм.
Капот выклеен на оправке из бумаги в несколько слоев.
Нервюры крыла выполнены из липового шпона толщиной 2 мм.
Если шпона нет, его можно заменить фанерой толщиной 1 - 1,5 мм.
Лонжероны крыла - две рейки из сосны сечением 4х4 мм,
передняя и задняя кромки сосновые, первая - сечением 5х5 мм,
а вторая - 12х3 мм. Законцовки крыла выполнены из пенопласта.
Центральная часть крыла (центроплан) оклеена плотной чертежной
бумагой, плоскости (консоли) - микалентной. Все поверхности
крыла покрыты два раза нитролаком. Такой нитролак (он
же и клей) можно приготовить самому, растворив целлулоид в
ацетоне. Консоли крыла имеют подъем (поперечное V) 8°. Соединение
консолей с центропланом выполнено из фанеры толщиной 3 мм.
Конструкция стабилизатора сделана из тех же материалов, что
и крыло. Профиль симметричный.
Шасси модели выполнено из стальной проволоки: передняя
стойка толщиной 2,5 мм, а подкосы - 1,5 мм. Стойки с
помощью ниток крепятся к переднему лонжерону, а подкосы -
ко второму лонжерону крыла. Колеса пластмассовые из набора
авиамодельной посылки.