Вступление
Гражданская авиация СССР — это широкоразвитая транспортная отрасль народного хозяйства.
Она не только обслуживает треть пассажиров в стране, перевозит миллионы тонн срочных
грузов и почты по авиалиниям протяженностью свыше миллиона километров, выполняет для
народного хозяйства более 150 видов работ, но и соединяет трассами дружбы нашу Родину со
столицами и крупными городами всех континентов, обеспечивает полеты в заснеженных далях
Арктики и Антарктики.
В комплекте открыток рассказывается о развитии гражданского Воздушного Флота СССР в
послевоенный период вплоть до наших дней.
После победного окончания Великой Отечественной войны гражданская авиация переключилась
на обслуживание мирного социалистического строительства. Ее дальнейшее развитие было
связано с созданием новой авиационной техники, разработанной в ведущих конструкторских бюро,
руководимых талантливыми авиаконструкторами О. К. Антоновым, С. В. Ильюшиным, А. Н. Туполевым, А. С, Яковлевым.
Первенцами послевоенного пассажирского самолетостроения стали двухмоторный самолет
Ил-12 и его модификация Ил-14. Хорошие для того времени летные качества обеспечили возможность
широкой их эксплуатации во всех климатических зонах страны, включая Арктику и
даже Антарктиду. Их и сейчас еще можно видеть на некоторых авиалиниях. На местных воздушных
трассах и в авиации специального применения важное место занял самолет Ан-2.
Почти четыре десятилетия поршневой двигатель и воздушный винт господствовали в авиации,
пока не настала эра реактивных турбин. Сравнительно легкие и мощные, они позволили самолетам
преодолевать тысячекилометровые расстояния, перевозить сто и более пассажиров на
борту. Первенец реактивной авиации пассажирский самолет Ту-104, созданный в ОКБ А. Н. Туполева,
совершив свой первый полет на трассе Москва — Иркутск в сентябре 1956 года, стал
основным лайнером на магистральных линиях Аэрофлота, Для сравнения вспомним, что американский
«Боинг-707» и английская «Комета-IV» вышли на воздушные линии только в конце
1958 года, а французская «Каравелла» — в 1959 году.
Успешная работа по созданию самолетов новых типов велась и в ОКБ С. В. Ильюшина,
В 1956 году коллектив приступил к проектированию турбовинтового самолета Ил-18, и менее чем
за полтора года были построены и испытаны опытные образцы этой машины, а в 1958 году началось
ее серийное производство. Ставшие самыми популярными, самолеты Ту-104 и Ил-18 сослужили
добрую службу в гражданской авиации.
В 1950—1970 годах был заложен прочный фундамент новой мощной технической базы гражданской
авиации: реактивная техника стала ведущей на воздушном транспорте, удельный вес
перевозок на самолетах с газотурбинными двигателями приблизился к ста процентам. Воздушный
флот пополнился новыми самолетами Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ил-62, Ан-10, Ан-24, Як-40 и другими.
Но даже самые совершенные конструкции со временем морально и технически устаревают.
При этом объемы работ, выполняемые авиацией, и область ее применения увеличились настолько,
что технически и экономически стало целесообразным создавать специализированные самолеты.
В современной гражданской авиации находятся в эксплуатации дальние (Ил-62, Ил-62М),
средние (Ту-154, Ил-86), ближние (Ту-134, Як-40) магистральные самолеты, а также тяжелые
и легкие самолеты местных воздушных линий (Як-40, Ан-28 и др.).
К магистральным авиалайнерам предъявляются исключительно высокие требования не только
по части надежности и экономичности, но и обеспечения комфорта для пассажиров: созданы
системы кондиционирования воздуха, звукоизоляция, удобные кресла, в полете предлагаются
музыкальные и телевизионные передачи, предоставляются питание и прочие услуги.
Освоение труднодоступных регионов страны, в первую очередь Сибири, Крайнего Севера и
Дальнего Востока, требует принципиально новой авиационной техники. Уже сейчас созданный
в ОКБ О. К. Антонова самолет Ан-124 «Руслан» перевозит 120—150 тонн грузов (его мировой
рекорд 171 т). Это не только крупнейший в мире по размерам и грузоподъемности самолет, но
и самый совершенный конструктивно и наиболее экономичный. Многим примечателен «Руслан».
Для облегчения погрузки он, поджав шасси, может прижаться к земле, а при разгрузке у самолета
поднимается передняя часть фюзеляжа, свободно выпуская тракторы и автобусы. На борту Ан-124
установлен мощный электронно-вычислительный комплекс, включающий 36 ЭВМ. Звездой первой
величины назвали «Руслан» зарубежные средства массовой информации и специалисты во время
его демонстрации на 36-м авиакосмическом салоне в Ле-Вурже.
Восхищаясь стремительностью и легкостью движения, могучей силой, отточенностью формы
воздушных лайнеров, надо всегда помнить и о мужественных тружениках орденоносного Аэрофлота,
о конструкторах и специалистах конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов
и заводов, которые при создании самолета исходят прежде всего из главного принципа —
обеспечения безопасности полетов. Ведь полеты должны совершаться строго по расписанию
днем и ночью и практически при любой погоде. Для этого в распоряжении экипажа самолета
имеются сложные технические и электронно-вычислительные средства, позволяющие точно
выдерживать направление, скорость и высоту полета, контролировать и управлять положением
самолета относительно земли. Создание этих средств — задача не менее сложная, чем создание
самого самолета. Только развитие таких наук, как физика, радиотехника, радиолокация, микро-
электроника и т. п., позволило ученым, конструкторам и инженерам решить целый ряд сложных
проблем и обеспечить авиацию современными средствами самолетовождения.
Предложенный Вашему вниманию комплект открыток только в малой мере отражает основные
этапы развития и возможности авиационной техники Аэрофлота. Однако мы надеемся, что он
будет полезен и любителям авиации, и ценителям технической эстетики, поможет достойно
оценить творение ума и рук человека на благо человека, ибо самолет, как справедливо заметил
Антуан де Сент Экзюпери, «...не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг».
В. П. Сидоров
|