чертежам новый самолет. Перевезли его с завода на аэродром —
можно самолёт осмотреть, хочешь—снаружи, хочешь —
изнутри. Пожалуйста. Всё вроде бы на виду.
И всё-таки самое важное про него нам ещё неизвестно,
Неизвестно, как этот самолёт летает! Устойчиво ли он будет
держаться в воздухе? Послушен ли будет управлению? Какую
сможет развить скорость? Достаточно ли окажется прочным?
На эти и многие-многие другие вопросы получить правильные,
надёжные ответы можно только в воздуха только в полёте.
Испытание нового самолета иногда состоит из сотни полетов. Это — большая работа.
Почти всегда в полётах выясняется, что не всё в новом
самолёте получилось таким, как надо. На то он и новый!
Если самолет, скажем, плохо слушается рулей, то нужно,
во-первых, правильно определить, в чём именно состоит
недостаток. Это похоже на то, как доктор, придя к больному,
определяет, чем же тот болен, и уж после этого назначает лечение:
компрессы, банки, лекарства.
А во-вторых, определив, чем же самолёт "болен", лётчику
нужно суметь довести непослушную машину до аэродрома
и благополучно посадить её на землю.
Чтобы проделать всё это, нужно отлично уметь летать и очень многое знать.
Вот почему лётчики-испытатели новых самолётов — это
самые опытные, умелые, образованные летчики. И работа их -
непростая, ответственная, но очень интересная.
Чкалов летал смело, уверенно, талантливо! Испытал много
самолётов, которые потом составили славу и гордость воздушного
флота нашей страны, И всегда чувствовал большую
ответственность за свою работу. Чувствовал не только потому,
что по характеру был человеком очень добросовестным, —
если уж брался за дело, то всегда старался сделать его как
можно лучше, — но и потому, что знал: ошибку
лётчика-испытателя исправить некому.
Что бы ни случилось в воздухе, какие бы осложнения ни
возникли в полёте, Чкалов готов был сделать всё возможное,
чтобы не дать разбиться своему самолёту.
Однажды был у него такой случай.
Истребитель И-153. Летчики называли его "Чайкой".
10