Узел стопорения предназначен для прекращения
вращения винта в момент приближения тяги к нулю
и фиксации лопастей в сложенном положении. Если вовремя
не сложить лопасти, то их сопротивление приведет
к резкому снижению высоты полета, а произвольное их
складывание сделает нестабильным режим планирования.
Модель, нормально планирующая кругами со сложенными
по бокам фюзеляжа лопастями, летит по прямой
при горизонтальном расположении лопастей. Прямолинейное
планирование приводит к продольному
раскачиванию модели и существенному сокращению
продолжительности полета.
В бобышке (см. рис. 6) стопорение винта происходит
мгновенно и надежно в момент входа стопора в
гнездо втулки под воздействием пружины. Нередко
авиамоделисты применяют стопор, под воздействием
которого сложенные лопасти совершают несколько
колебаний вокруг фюзеляжа. Такого рода стопорение
нежелательно. Обычно стопорение осуществляется с
помощью пружины сжатия, усилие которой подбирается
практически. В данной бобышке усилие пружины в
рабочем положении равно 0.8 кгс, и после стопорения
остаются нераскрученными семь-девять оборотов резиномотора.
Часто пружина устанавливается перед подшипниками
(см. рис. 13). При этом вал винта перемещается вперед,
что возможно при подвижной посадке вала в подшипниках.
Однако зазор нежелателен, он порождает биение
оси. Кроме того, выступающая часть вала увеличивается,
что не выгодно для восприятия нагрузок. При этом
возрастает также зазор между коком и втулкой,
увеличивается сопротивление и возникает возможность
загрязнения бобышки. Этот недостаток устранен в конструкции, показанной на рис. 14.
Узел стопорения, показанный на рис. 6, 11, лишен
этих недостатков, но конструкция его более сложная.
До сих пор еще встречается винтовой стопор мгновенного
действия (см. рис. 13). Однако при эксплуатации
выявились недостатки. Во-первых, возможно стопорение
в момент выпуска модели с толчком, а это неизбежно
приводит к аварии (поломка лопастей). Кроме
того, соприкасающиеся поверхности стопора и втулки
в результате трения подвергаются износу, и при шаге
22