ПРЕДИСЛОВИЕ
Документом огромного общественно-политического значения
наших дней стали "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
В нем получили дальнейшее развитие ленинские идеи о единой, трудовой политехнической
школе, намечена стратегическая линия КПСС в области народного образования.
В улучшении трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников,
раскрытии их творческих способностей большую роль играет внеклассная и
внешкольная работа по техническому творчеству. Развитие технического творчества в наши дни
должно стать одним из средств в решении задач, предусмотренных
реформой общеобразовательной и профессиональной школы.
Эффективная форма детского технического творчества — занятия в технических
кружках школ, станций и клубов юных техников, Домов и Дворцов пионеров.
В нашей стране техническому творчеству школьников придают
огромное значение. И это особенно важно сейчас, в период научно-
технической революции. Занятия техническим творчеством развивают
у учащихся интерес к науке и технике, к исследованиям,
помогают сознательно выбрать будущую профессию, непосредственно
влияют на учебный процесс, способствуя углубленному освоению материалов.
Широкое распространение среди учащихся получили занятия
авиамоделизмом. Нет, вероятно, в нашей стране такого уголка,
где бы не строили летающие модели планеров, самолетов, вертолетов и ракет.
Авиамоделизм — это и спортивный азарт, и поиски
исследователя, и дорога в большую авиацию.
Занимаясь авиамоделизмом, школьники получают необходимые
трудовые навыки, их мечта об авиации часто перерастает в увлеченность,
а увлеченность определяет выбор профессии.
Путь в конструкторские бюро выдающихся советских авиаконструкторов
А. Н. Туполева. А. С. Яковлева, О. К. Антонова начался с постройки
авиамоделей. И для многих советских летчиков
первой ступенькой к штурвалу самолета стал авиамоделизм. Авиамоделистами
были летчики-космонавты СССР Ю. А. Гагарин,
Г. Т. Береговой, А. В. Филипченко. Ю. В. Романенко. Вот как
вспоминает об этом дважды Герой Советского Союза, летчик-
космонавт СССР Г. Т. Береговой: "Чуть ли не с одиннадцати лет
я увлекся авиамоделизмом, стал участвовать в соревнованиях.
Когда мне только исполнилось четырнадцать, состоялся выпуск
этого кружка. Инструктор детской технической станции Вася Рубцов,
молодой человек лет девятнадцати, подписал первое в моей
жизни "авиационное" удостоверение: инструктора авиамоделизма.
Подписал и торжественно вручил Николаю Назарову, Лёне Ковалеву и мне".1
На встрече с учащимися летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского
Союза А. В. Филипченко сказал: "Я часто вспоминаю свое детское
увлечение авиамоделизмом, станцию юных техников и давно
утвердился в мысли, что именно они дали мне первый
толчок в большую авиацию. Ведь сам авиамоделизм, соревнования
авиамоделей—это инженерный вид спорта...". 2
Авиамоделизм в СССР — это синтез спорта и технического
творчества, это путь в профессию. Можно сказать, что в любом
самолете, вертолете, ракете нашей страны вложен труд авиамоделистов.
Они показывают себя наиболее толковыми и способными
специалистами, мастерами на все руки, доводящими начатое дело до конца.
Экспериментами на летающих моделях строители "малой" авиации
оказывают неоценимую помощь ученым, конструкторам в решении
теоретических вопросов, возникающих при создании новых
более совершенных самолетов. Об этом хорошо говорил известный
конструктор авиационной техники Герой Социалистического
Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Олег Константинович
Антонов: "Модель самолета, даже самая маленькая, —
это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой,
прочностью, конструкцией. Чтобы построить хорошую модель,
нужно кое-что знать. Постройка модели сталкивает моделиста
не с разрозненными науками, а с их взаимодействием.
Тот, кто строил модели и не потерял к ним вкуса, никогда не
станет бюрократом в науке. Вот почему мы в нашем коллективе
особенно ценим тех, кто занимался моделизмом, кто с юности прочувствовал
технику с разных сторон, хотя бы и на первой ступени
сложности. А за первой идут новые ступени, все выше, все дальше,
для каждого, кто хочет шагать вперед".3
Цель данного пособия — максимально помочь руководителю
в оснащении авиамодельного кружка, организации и проведении
занятий. Пособие рассчитано на руководителя авиамодельного
кружка школы, станции юных техников (СЮТ), клуба юных техников
(КЮТ) и Дома пионеров. Его можно также использовать и
при организации кружка в пионерском лагере.
Книга поможет правильно определить содержание работы авиамодельного
кружка, решить основные методические вопросы в организации
коллективного творчества учащихся и будет способствовать
воспитанию гармонично развитого человека.
1 Береговой Г. Т. О времени и о себе.— Библиотека "Огонька». 1982, № 35.
2 Моделист-конструктор. 1970. № 4, с. 18.
3 Лети, модель!/ Сост. М. С. Лебединский; Под общ. ред. Б. Л. Симакова. М., 1970. с. 32.
|