За годы Советской власти наша страна сделала гигантский
шаг в освоении пятого океана. С первых дней революции
советские авиаторы на машинах отечественного производства
своими рекордными полетами приводили в изумление народы мира.
Если вспомнить этапы развития нашей авиации, то непременно
вспоминается фотография, на которой запечатлен Владимир
Ильич Ленин, наблюдающий на Красной площади за
самолетом, разбрасывающим в Первомайский праздник листовки
над Москвой. Владимир Ильич уделял огромное внимание
развитию авиационной промышленности. И наши авиаторы,
конструкторы и работники авиационной промышленности,
выполняя заветы вождя, уже в 1929 году удивили мир своим
подвигом: летчик С. Шестаков на самолете АНТ-4 «Страна
Советов» совершил невероятный по тому времени перелет в
Америку. За сто сорок два летных часа он покрыл расстояние
в двадцать одну тысячу километров и сделал воздушное «открытие» Америки.
Надо сказать, двадцатые и тридцатые годы стали эпохой
великих перелетов. В раздел «Самолеты первых пятилеток»
вошли наиболее интересные крылатые машины того времени.
Например, на одной из них в 1936 году прославленному
советскому экипажу АНТ-25 в составе летчиков В. П. Чкалова,
Г. Ф. Байдукова и штурмана А. В. Белякова удалось сделать
перелет по Северному маршруту на Дальний Восток и
совершить посадку на остров Удд. Остров Удд в честь этого
выдающегося перелета стал называться островом Чкалова.
А в 1937 году экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова
совершили перелет в Америку через Северный полюс.
Когда наступил суровый час испытаний для нашей
многонациональной Родины — началась Великая Отечественная
война,— сотни тысяч героев-летчиков на замечательных
краснозвездных боевых машинах громили немецко-фашистских
захватчиков на земле и в воздухе.
В разделе «Самолеты Великой Отечественной войны» вы
найдете краткие характеристики боевых машин, их данные и
чертежи. На этих машинах воевали наши бесстрашные воздушные
асы, трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин
и И. Н. Кожедуб. Только два этих выдающихся летчика-
истребителя сбили в воздушных боях сто двадцать один вражеский самолет!
Большой интерес представляет и раздел «Современные самолеты».
На самолетах послевоенного периода наши летчики
продолжали штурмовать заоблачные высоты. На этих машинах
начинали свои первые полеты и наши прославленные летчики-
космонавты. В 1961 году мир был потрясен сообщением о том,
что человек нашей планеты, гражданин Союза Советских
Социалистических Республик Юрий Гагарин,— в космосе. Это
был поистине выдающийся полет, открывший человечеству дорогу
в космическое пространство.
Среди молодежи интерес к авиации, к ее прошлому и настоящему
возрастает. Авиамоделисты не только строят летающие
модели-копии для участия в соревнованиях, но и настольные
демонстрационные модели-копии советских самолетов разных лет.
Всего в книге приводятся описания и чертежи двадцати семи
знаменитых самолетов, построенных прославленными
конструкторами. Из описанных нами машин — двенадцать
современных, восемь — периода первых пятилеток и семь -
времен Великой Отечественной войны.
Построив хотя бы по две, по три модели самолетов каждого
периода, можно сделать миниатюрный музей советской
авиации, проследить основные этапы ее развития.
Авиамоделисты-любители найдут на страницах этой книги чертежи,
по которым они смогут спроектировать и построить летающие
модели-копии: кордовые, с поршневыми двигателями,
радиоуправляемые или резиномоторные.
16