ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Ермаков.    Простейшие авиамодели


Самолет-разведчик служит для ведения воздушной разведки. Кроме обычного оборудования и вооружения боевого самолета самолет-разведчик должен иметь еще и специальное разведывательное оборудование (в частности, аэро-фотооборудование).

Военно-транспортные самолеты выбрасывают воздушный десант, перевозят войска и различные грузы.

Вспомогательные самолеты включают самолеты санитарной авиации, связи и др. Санитарный самолет предназначен для перевозки раненых и больных. Он имеет специальное медицинское оборудование. Задачи самолетов связи могут выполняться в принципе любыми легкими учебными, учебно- тренировочными и другими самолетами. Основная их масса входит в состав Гражданского воздушного флота.

Рассказать о всех современных самолетах в этой книге невозможно. Всех желающих более широко ознакомиться с современными самолетами можно отослать к рекомендованной в конце книги литературе.

В принципе все современные самолеты имеют сходные по назначению и устройству основные агрегаты и системы. Поэтому, чтобы получить общее представление об устройстве самолета, ознакомимся с одним из них, а именно с учебно-тренировочным самолетом Як-18 конструкции А. С. Яковлева (рис. 101).

Крыло — главная часть самолета, поскольку оно создает подъемную силу, необходимую для поддержания самолета в воздухе. На самолете Як-18 крыло свободнонесущее, т. е. не имеющее подкосов. Оно состоит из центроплана, соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных плоскостей, называемых консолями. Форма консолей трапециевидная, с закругленными концами. Каркас крыла имеет двухлонжеронную конструкцию, т. е. состоит из двух мощных продольных балок — лонжеронов и набора нервюр. Нервюры образуют профиль крыла и служат для передачи на лонжероны тех усилий, которые воспринимаются обшивкой крыла.

Элероны — это небольшие отклоняющиеся части крыла, расположенные у задней его кромки. Они обеспечивают самолету поперечную управляемость.

Фюзеляж является основой самолета и служит для крепления крыла, моторамы, оперения, шасси и других частей самолета, а также для размещения кабин летчиков.

Самолет Як-18 двухместный. Кабины инструктора и ученика расположены одна за другой. Место инструктора находится впереди, а ученика — сзади, так как с заднего сиденья ему легче определять положение самолета в воздухе, а следовательно, и учиться управлять самолетом. На самолете двойное управление, т. е. все рычаги управления полетом самолета и двигателем, а также приборы, необходимые для контроля работы двигателя и пилотирования самолета, имеются в обеих кабинах.

Оперение состоит из стабилизатора, руля высоты, киля и руля направления. Стабилизатор и руль высоты составляют горизонтальное оперение, а киль и руль направления — вертикальное. Стабилизатор служит для создания продольной устойчивости самолета. В отличие от крыла стабилизатор имеет двояковыпуклый симметричный профиль. Руль высоты служит для продольного управления самолетом.

Киль играет ту же роль, что и киль лодки,— он обеспечивает путевую



107

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2008
след.