Самолет-разведчик служит для ведения воздушной разведки. Кроме обычного
оборудования и вооружения боевого самолета самолет-разведчик должен
иметь еще и специальное разведывательное оборудование
(в частности, аэро-фотооборудование).
Военно-транспортные самолеты выбрасывают воздушный десант, перевозят
войска и различные грузы.
Вспомогательные самолеты включают самолеты санитарной авиации, связи
и др. Санитарный самолет предназначен для перевозки раненых и больных.
Он имеет специальное медицинское оборудование. Задачи самолетов связи
могут выполняться в принципе любыми легкими учебными, учебно-
тренировочными и другими самолетами. Основная их масса входит в состав
Гражданского воздушного флота.
Рассказать о всех современных самолетах в этой книге невозможно. Всех
желающих более широко ознакомиться с современными самолетами можно
отослать к рекомендованной в конце книги литературе.
В принципе все современные самолеты имеют сходные по назначению и
устройству основные агрегаты и системы. Поэтому, чтобы получить общее
представление об устройстве самолета, ознакомимся с одним из них, а именно
с учебно-тренировочным самолетом Як-18 конструкции А. С. Яковлева (рис. 101).
Крыло — главная часть самолета, поскольку оно создает подъемную
силу, необходимую для поддержания самолета в воздухе. На самолете Як-18
крыло свободнонесущее, т. е. не имеющее подкосов. Оно состоит из
центроплана, соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных плоскостей, называемых
консолями. Форма консолей трапециевидная, с закругленными концами. Каркас
крыла имеет двухлонжеронную конструкцию, т. е. состоит из двух мощных
продольных балок — лонжеронов и набора нервюр. Нервюры образуют профиль
крыла и служат для передачи на лонжероны тех усилий, которые воспринимаются обшивкой крыла.
Элероны — это небольшие отклоняющиеся части крыла, расположенные
у задней его кромки. Они обеспечивают самолету поперечную управляемость.
Фюзеляж является основой самолета и служит для крепления крыла, моторамы,
оперения, шасси и других частей самолета, а также для размещения кабин летчиков.
Самолет Як-18 двухместный. Кабины инструктора и ученика расположены
одна за другой. Место инструктора находится впереди, а ученика — сзади,
так как с заднего сиденья ему легче определять положение самолета в воздухе,
а следовательно, и учиться управлять самолетом. На самолете двойное
управление, т. е. все рычаги управления полетом самолета и двигателем, а
также приборы, необходимые для контроля работы двигателя и пилотирования
самолета, имеются в обеих кабинах.
Оперение состоит из стабилизатора, руля высоты, киля и руля направления.
Стабилизатор и руль высоты составляют горизонтальное оперение,
а киль и руль направления — вертикальное. Стабилизатор служит для создания
продольной устойчивости самолета. В отличие от крыла стабилизатор
имеет двояковыпуклый симметричный профиль. Руль высоты служит для
продольного управления самолетом.
Киль играет ту же роль, что и киль лодки,— он обеспечивает путевую
107