|
Болонкин А.
Теория полета летающих моделей
В книге рассматриваются вопросы теории полета
модели, аэродинамики малых скоростей, устойчивости,
расчета летных данных. Приводятся аналитические ис-
следования основных показателей спортивных моделей,
изыскания по выбору оптимальных параметров. Большинство
расчетов дано с численными примерами и номограммами.
Книга предназначена для инструкторов, руководителей
авиамодельных кружков, авиамоделистов-спортсменов,
авиамоделистов — учащихся техникумов и студентов высших учебных заведений.
Первая часть книги может быть использована широким
кругом моделистов для уяснения физики полета
модели, аэродинамики малых скоростей и простейших расчетов летных данных.
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. АЭРОДИНАМИКА
Глава 1. Основные понятия аэродинамики
Свойства воздуха [ 5 ]
Движение тел в воздухе [ 6 ]
Подъемная сила [ 17 ]
Сопротивление крыла [ 22 ]
Моментные характеристики крыла [ 24 ]
Глава 2. АЭРОДИНАМИКА АВИАМОДЕЛЬНЫХ СКОРОСТЕЙ
Критическое число Рейнольдса [ 25 ]
Результаты экспериментов [ 27 ]
Физика кризисных явлений [ 40 ]
Искусственная тубулизация пограничного слоя [ 52 ]
Выводы [ 58 ]
Наивыгоднейший профиль при данном числе Re.
Оптимальное удлинение крыла [ 59 ]
Глава 3. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ МОДЕЛИ
Расчет коэффициента сопротивления модели [ 62 ]
Построение поляры модели [ 67 ]
Полет модели [ 69 ]
Глава 4. ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ [ 71 ]
Глава 5. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ СВОЙСТВ МОДЕЛИ
Расчет дальности и продолжительности [ 90 ]
Расчет максимальной высоты полета [ 92 ]
Расчет моделей свободного полета с реактивными двигателеми [ 94 ]
Расчет максимальной скорости полета моделей
свободного полета с поршневыми двигателеми [ 94 ]
Определение максимальной скорости полета кордовой модели [ 95 ]
Пример расчета скорости кордовой модели с поршневым двигателем [ 98 ]
Глава 6. РЕЗИНОМОТОРНЫЕ МОДЕЛИ
Резиновый мотор [ 100 ]
Передачи от мотора к винту [ 107 ]
Расчет винта резиномоторной модели [ 108 ]
Летные свойства резиномоторных моделей [ 110 ]
Глава 7. БАЛАНСИРОВКА И УСТОЙЧИВОСТЬ МОДЕЛИ [ 112 ]
Системы осей координат [ 113 ]
Система обозначений [ 114 ]
I. Продольная устойчивость
Нахождение средней аэродинамической хорды [ 117 ]
Определение центра тяжести модели [ 118 ]
Продольные моменты в прямолинейтом полете [ 121 ]
Болансировка и устойчивость модели на планировании [ 122 ]
Пример расчета продольной балансировки и устойчивости модели на планировании [ 128 ]
Балансировка в моторном полете [ 130 ]
Пример расчета балансировки модели в моторном полете [ 136 ]
II. Боковая устойчивость
Физическая картина боковой устойчивости [ 139 ]
Путевая устойчивость [ 143 ]
Устойчивсть вокруг оси Х [ 146 ]
Соотношение между путевой и поперечной устойчивостью [ 147 ]
Боковые силы при скольжении модели [ 148 ]
Уравновешивание реакции винта [ 148 ]
III.Особые случаи полета модели. Управляемость и маневренность.
Моменты инерции модели [ 151 ]
Моменты в криволинейном и неустановившемся полете [ 152 ]
Управляемость модели [ 157 ]
Парение модели [ 159 ]
Парение в восходящих потоках [ 159 ]
Динамическое парение [ 161 ]
Модель и восходящие модели [ 165 ]
Маневренность модели [ 170 ]
Полет модели в болтанку [ 172 ]
Часть II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕТА МОДЕЛЕЙ
Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА РЕЗИНОМОТОРНОЙ МОДЕЛИ
Вывод формул времени полета [ 177 ]
Анализ формулы времени полета [ 181 ]
Учет параметров винтомоторной группы [ 184 ]
Анализ формулы потребного диаметра винта [ 186 ]
Время полета с учетом параметров винтомоторной группы [ 188 ]
Изменение продолжительности полета в зависимости от коэффициента тяги [ 190 ]
Изменение максимальной высоты полета в зависимости от коэффициента тяги [ 190 ]
Изменение времени и высоты полета в зависимости от параметров винта и модели [ 192 ]
Порядок расчета продолжительности полета резиномоторной моделм [ 197 ]
Пример расчета продолжительности полета резиномоторной модели [ 198 ]
О среднем полетном к.п.д. винта [ 203 ]
Винты изменяемого шага [ 204 ]
Расчет винтов изменяемого шага [ 204 ]
Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ НАИВЫГОДНЕЙШЕГО ВЗЛЕТА ТАЙМЕРНОЙ МОДЕЛИ
Вывод уравнения вертикальной скорости таймерной модели при наборе высоты [ 207 ]
Анализ выражения [ 211 ]
Порядок расчета наивыгоднейшего режима набора высоты таймерной модели [ 214 ]
Пример расчета продолжительности полета таймерной модели [ 217 ]
Влияние роста скорости ветра с увеличением высоты на скорородъемность модели [ 224 ]
Глава 3. НАИВЫГОДНЕЙШИЙ ВИНТ МОТОРНОЙ МОДЕЛИ
Теория идеального винта [ 227 ]
Тяга и мощность идеального винта [ 227 ]
К.п.д. идеального винта [ 228 ]
Влияние на к.п.д. идеального винта неравномерности распределения тяги по ометаемой площади [ 230 ]
Реальный винт [ 232 ]
Выдод формул тяги и мощности винта исходя из профиля [ 232 ]
Выдод формул тяги и мощности винта исходя из струи, отбрасываемой винтом [ 235 ]
Вывод уравнений связи [ 236 ]
Пример расчета заданного винта резиномоторной модели [ 238 ]
Расчет произвольного винта резиномоторной модели [ 240 ]
Расчет тяги и мощности винта 3СМВ-2 по сетке характнристик [ 242 ]
Наивыгоднейший винт [ 244 ]
Характеристика режима радоты винта по потоку ЛЯМБДА(а) у наивыгоднейшего винта [ 245 ]
Тяга и мощность наивыгоднейшего винта [ 246 ]
Порядок расчета наивыгоднейшего винта [ 247 ]
Глава 4. ПИЛОТАЖНЫЕ МОДЕЛИ
Вывод основных уравнений движения [ 254 ]
Расчет пилотажных моделей [ 257 ]
Управляемость модели [ 259 ]
Уравновешивание кренящего момента мотора и искусственные методы увеличения натяжения корда [ 261 ]
Пример расчета пилотажной модели [ 264 ]
Глава 5. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МОДЕЛИ [ 270 ]
Продольная динамическая устойчивость модели
Вывод основных уравнений [ 271 ]
Характер продольного возмущенного движения модели [ 276 ]
Условия продольной устойчивости [ 281 ]
Решение характеристического уравнения [ 282 ]
Влияние некоторых конструктивных параметров модели на устойчивость [ 284 ]
Пример расчета продольной динамической устойчивости модели планера [ 286 ]
Боковая динамическая устойчивость модели
Основные уравнения. Характер движения. Условия устойчивости. [ 290 ]
Влияние степени поперечной и путевой статической устойчивости на боковую устойчивость модели [ 294 ]
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы для проектирования и расчета моделей
Выполнение расчетоа [ 296 ]
Основные обозначения [ 302 ]
Координаты профилей [ 306 ]
Основные данные отечественных серийных поршневых авиамолельных двигателей [ 308 ]
Основные данные зарубежных компрессионных авиамолельных двигателей [ 309 ]
Основные данные зарубежных калильных авиамолельных двигателей [ 310 ]
Основные данные авиамолельных реактивных двигателей [ 312 ]
Профили
Характеристики профиля G-625 [ 313 ]
Характеристики профиля No 60 [ 314 ]
Характеристики профиля No 60R [ 315 ]
Характеристики профиля "Плоская пластинка" [ 316 ]
Характеристики профиля G-417a (изогнутая пластинка) [ 317 ]
Характеристики профиля G-417b в ламинарном потоке [ 318 ]
Характеристики профиля G-1417b в турбулентном потоке [ 319 ]
Характеристики профилей: Б-10355, Б-8306, Б-6358, MVA-123, "С, П", "Купфер" [ 320 ]
Характеристики профилей: "Матвеев" и "Костенко" [ 320 ]
Характеристики профилей: К-2, NACA-28012, NACA-0009 [ 321 ]
Двигатели
Внешние характеристики отечественных серийных двигателей [ 322 ]
Внешние характеристики калильных двигателей [ 322 ]
Внешние характеристики компрессионных двигателей [ 323 ]
Схемы авиамодельных пульсирующих реактивных двигателей [ 324 ]
Винты
Шаблоны винты, проверенных эксперементально [ 325 ]
Результаты замеров тяги по скорости шести различных винтов на моторе МК-12с [ 325 ]
ЛИТЕРАТУРА [ 326 ]
РЕДАКЦИЯ И ТИПОГРАФИЯ
|
© ReSim Laboratory 2006-2007 |
|
|