Шесть лет подряд в одном из пионерских лагерей Тульского
комбайнового завода на общественных началах я возглавляю
работу с детьми по технике. И когда анализирую ее
результаты, вижу, что наибольшего эффекта достигаешь
тогда, когда берешь курс на массовые мероприятия.
Главное в летней работе с детьми, на мой взгляд, не
только научить того или иного парнишку изготавливать
модель или простейшую конструкцию, но и привить ему
интерес к технике, к творчеству, к исследовательской работе.
Вот почему наряду с организацией лагерных технических
кружков мы столь большое внимание уделяем проведению
мероприятий, посвященных Дням Военно-Морского и Воздушного
Флота СССР, организации технических вечеров,
встреч с изобретателями, ветеранами труда и т. д.
Летом 1969 года в 87 загородных пионерских лагерях из
100 у нас были организованы технические кружки. В этом
большая заслуга совета по детскому техническому творчеству,
созданного при Тульском областном совете профсоюзов.
В него входят известные в нашей области инженеры и педагоги
Ю. А. Стародубцев, М, М. Едачев, И. А. Тарасов,
В. М. Лисицын и другие.
При подготовке пионерских лагерей к открытию мы предусмотрели
организацию в них рабочих мест для юных техников. Об
инструменте и материалах позаботились также заранее.
В пионерских лагерях комбайнового завода, «Штамп»
и ряде других были вновь построены мастерские, а в лагерях
Косогорского металлургического завода, а также обкома
профсоюза медицинских работников для занятий технических
кружков выделялись комнаты или оборудовались навесы.
Для отрядных вожатых и руководителей кружков был проведен
10-дневный семинар, на котором много внимания уделялось
методике проведения работы с детьми по технике.
В основном это были практические занятия. Старшие вожатые,
встретившись после семинара с руководителями кружков,
обговорили, что необходимо приобрести для кружков
пионерского лагеря, и затем совместно доставали нужные
материалы с помощью шефствующих предприятий.
Но на этом деятельность совета по детскому техническому
творчеству не кончалась. В летнее время мы регулярно
выезжали на места, оказывая там практическую и
методическую помощь в работе технических кружков.
Определенную роль играет и передвижная выставка областной
станции юных техников, руководители которой демонстрируют
в лагерях работы кружковцев станций, запускают модели,
проводят различные соревнования.
Как же организовывалась работа самих технических кружков?
Прежде всего мы старались подобрать энтузиастов-руководителей.
Ориентировались на школьников-инструкторов,
подготовка которых ведется в наших профсоюзных клубах
юных техников, в технических кружках домов и дворцов
пионеров и школьников, областной станции юных техников.
В лаборатории радиоэлектроники при КЮТ Тульского комбайнового
завода, которой я руковожу, обучение школьников
начинается за два месяца до выезда в лагерь. Ребята
составляют тезисы бесед, готовят детали будущих конструкций.
Два-три раза до выезда мы устраиваем встречи
инструкторов со старшими вожатыми лагерей и прикрепленными
воспитателями. Я рекомендую, чтобы к каждому кружку
в лагере был прикреплен взрослый вожатый или воспитатель.
В лагерь ребята выезжают со всеми деталями и необходимыми
инструментами. Работают они по заранее составленному плану.
Как обычно, теоретические занятия перемежаются практическими
работами. Инструкторы принимают непосредственное участие
и в проведении всей массовой работы по технике.
В пионерском лагере имени Саши Чекалина обкома профсоюза
работников бытовых предприятий кружки радио, фото,
авиамодельный, «Умелые руки» успешно вел инструктор
Володя Клепиков. Вот уж он действительно мастер на все
руки! Зимой занимается в радиокружке клуба юных техников
комбайнового завода, сам фотографирует, делает различные
поделки. Третий год он направляется на работу в лагерь
по бесплатной путевке и приносит там большую пользу.
Умело используют инструкторов и в других лагерях Тульской
области. В пионерском лагере имени Ю. А. Гагарина
Тульского комбайнового завода летом 1969 года работали
кино-, фотокружки, авиамодельный, радиотехнический,
«Умелые руки». И все они возглавлялись школьниками-инструкторами.
Взрослые руководители технических кружков КЮТ
один раз в неделю выезжали в лагерь для консультации.
В этом лагере, кроме изготовления приборов, моделей,
проводилась и большая массовая работа по технике. В каждой
смене обязательно одно большое мероприятие: «День
юного техника», праздник авиаторов, вечера по технике,
встреча команд КВН (конечно же, технического!). Проводились
кинофестивали научно-популярных фильмов, встречи
старшеклассников с изобретателями и рационализаторами
комбайнового завода, утренники «Хочу все знать».
«Дни юных техников» обычно приурочиваются у нас
к третьей смене. Отряды изготавливают стенды-монтажи:
«Новости науки и техники», «От сохи до ракеты», «В мире
интересного» и другие. Участники художественной
самодеятельности готовят номера, близкие тематике праздника.
Накануне оформляется выставка работ юных техников. Украшаются
территорий и пионерская комната лагеря.
По традиции праздник открывается торжественной линейкой.
Звучат рапорты отрядов, приветствия гостей. Затем
все строем идут на футбольное поле, где проходят показательные
выступления авиамоделистов и ракетчиков. Осмотр
выставки производится по отрядам. Авторы поделок не только
показывают, но и рассказывают, как сделать ту или иную
модель, прибор. В это же время в других отрядах проходят
встречи с инженерами, техниками, сельскими механизаторами.
После полдника — лагерный «Огонек». Ребята выступают
с демонстрацией своих моделей, а известные в области
изобретатели Е. С. Гуревич, М. И. Почукаев, А. В. Ступин,
главный инженер Тульского комбайнового завода
М. И. Агранович — с рассказами о технике, об интересных
изобретениях, своей деятельности. Выступления чередуются с
концертом самодеятельных артистов. После ужина — кинофильм.
Состязания команд нашего технического КВН мы проводили
между двумя старшими отрядами. Ответы ребят требовали
технических знаний. Затем проходили игровые конкурсы,
например конкурс авиамоделистов (изготовить по
чертежу, вывешенному на сцене, бумажную модель, далее
идет соревнование на дальность полета модели); с помощью
простых предметов надо продемонстрировать физические явления
(дается линейка, стакан с водой, лист бумаги и карандаш);
объявляется выездной конкурс «фотографов» — «Точно, но
кратко о лагерных недостатках» (ребята рисуют
и сопровождают рисунки текстом); конкурс конструкторов
(слепить из пластилина автомобиль будущего); конкурс
радистов (намотка катушек детекторного приемника — кто
быстрей и аккуратней) и другие конкурсы (назвать фамилии
и имена известных ученых по портретам, назвать родину
известных изобретений и т. д.). В составе жюри — сами
ребята из различных кружков.
Как всегда, такие вечера проходят очень бурно и интересно.
И долго не смолкает еще над лагерем звонкий смех ребятишек.
И почему-то в эту минуту варится, что вот здесь мы и
достигаем главного — прививаем школьникам настоящую
любовь к технике.