 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ |
 |
 |
 |
Организатору технического творчества
|
УРОКИ МАСТЕРСТВА
В. Таланов,
,
наш спец. корр.
Воспитанники Ивана Тимофеевича Завирюхи, учителя труда
Маподолинской средней школы Ильичевского района Одесской
области, можно сказать, сердцем прикипели к своим
«урокам мастерства» — иначе занятия в кружке
конструирования малой сельхозтехники они и не называют.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Каждый год с приходом теплых весенних дней у здешних
ребят начинается напряженная пора: время работ на
пришкольном участке. Сельские подростки хорошо знают, как
важно вовремя провести сельхозработы. Надо подготовить
землю и семена, посеять их, а вскоре приступать и к уходу
за всходами. Но зачастую трудно заставить себя вновь и
вновь браться за порядком надоевшие лопату, тяпку, грабли.
Иван Тимофеевич уже и не помнит, кто из юных техников
первый предложил нехитрое устройство для механизации
этих работ, важно, что следом стали подходить и другие
ребята, со своими пока еще робкими идеями. Конечно,
нынешним его питомцам те конструкции покажутся слишком
простыми. Но тогда, 20 лет назад, когда И. Т. Зввирюха
пришел сюда учителем труда, даже подступиться к ним было
непросто.
Серьезным этапом в становлении кружка его руководитель
считает тот период, когда в учебную программу было введено
изучение сельхозмашин и основ агротехники: Школьники
с этого временя стали заниматься моделированием
сельскохозяйственных агрегатов. Учитель был уверен, что это
поможет им быстрее и лучше разобраться в устройстве
механизмов и их узлов. А как руководитель кружка он
старался заинтересовать ребят особенностями конструкций и
схем современных машин для полей и ферм, приоткрыть
им мир технических к технологических проблем, встающих
перед создателями почвообрабатывающей или уборочной
техники. За всем этим И. Т. Завирюха увидел реальный путь
к решению еще одной важной педагогической задачи —
повернуть техническое творчество в сторону профессиональной
ориентации своих кружковцев — сельских школьников.
Такой подход стал определяющим и в выборе самих объектов
работы юных техников. Начинали со знакомого и простого — модели плуга.
Ни пособий, ни литературы в школе не было, доходили
до всего сами: в машинном парке совхоза срисовывали,
обмеряли, делали эскизы — словом, лепили с натуры. Так
построили модель восьмикорпусного плуга в подробнейшей
деталировкой. Это было не прихотью, не излишеством: чтобы
изучать машины по копиям, последние должны полностью
соответствовать прототипам. Именно такие модели и создавали
воспитанники Ивана Тимофеевича. Многие работы
кружковцев были впоследствии по достоинству оценены на
различных слетах и смотрах. Но особенно ребятам дорога
первая серьезная награда — диплом на выставке работ юных
техников Украины за копию ковшового экскаватора.
СЕРИЙНЫЙ «ВЫПУСК»
Шло время. Росли ребята, а с ними и их знания, мастерство.
Наступил период, когда мальчишек уже не удовлетворяло
копирование «взрослой» техники. И этот переход в настроении
кружковцев чутко уловил Иван Тимофеевич. Все
чаще стали они поговаривать о собственных «настоящих»
машинах. Учитель поддержал: «Давайте конструировать свои.
Но — конструировать, а не воспроизводить существующие».
И спустя некоторое время стала появляться на пришкольном
участке микросельхозтехника: небольшие, удобные и посильные
для детских рук несложные агрегаты и механизмы,
в каждом из которых просматривалась пусть и небольшая,
но дорогая кружковцам какая-либо конструкторская находка.
Реализованная самостоятельно, по своим чертежам, такая
техника вызывала восторг всех, кто ее опробовал. Сколько
творческой радости доставил кружковцам «заделывающий
комплект» (им пользуются после посева, в основком на
овощных делянках). В одном агрегате удалось объединить
грабли и каток: первые разравнивают почву, второй, идущий
за ними, уплотняет ее, закрывает для сохранения влаги.
Нравилось ребятам работать своими инструментами: эубчатыми
катками для проделывания лупок под семена, четырехдисковым
и лаповым культиваторами. Благодаря им реальным
становилось и такое понятие, как повышение производительности
труда: с помощью дисков эа час разрыхлялись целых три сотки овощного поля.
Вот когда оправдалось предвидение учителя: вместе
с первыми конструкторскими успехами пришло желание
творить дальше. К следующему сезону подготовили новую
партию приспособлений: механизм для внесения в почву
жидких удобрений, сеялку-заделку с цепной передачей,
картофелесажалку, позволяющую за час засевать участок
площадью до четырех соток. А сделанные раньше и хорошо
зарекомендовавшие себя механизмы повторяли — рождалась
серия, словно на настоящем производстве.
Характерная деталь: разрабатывая приспособления, ребята
старались не забывать и наказы руководителя о поиске
наиболее рациональной формы механизмов к их отдельных
узлов. Сначала вместе с учителем, а потом и сами составляли
эскизы, затем склеивали из бумаги объемные макеты, уточняли
на них пропорции, габариты. Поэтому самодельные конструкции
имели дизайн не хуже серийных заводских.
О том, чтобы кружковцы не только творчески воплощали
задуманное, но и придавали орудиям и механизмам законченный
«товарный" вид, И. Т. Завирюха напоминает постоянно.
Прививая юным техникам серьезное отношение у технической
эстетике, он видит в этом немаловажную сторону
комплекного воспитания формирующейся личности каждого
из своих питомцев.
Отличный сельскохозяйственный инструмент делали ребята,
доволен был своими питомцами руководитель кружка. Но
рядом существовало высокомеханизированное совхозное
производство. На фоне многосильных машин ручной труд,
хотя и механизированный, оставался тем не менее ручным
и со временем, конечно, перестал удовлетворять кружковцев.
Им требовалась уже техника моторная: пусть не как на
совхозных полях, поменьше по габаритам и рассчитанная на
небольшие земельные участки, но послушная и производительная.
А где же взять — ведь промышленность пока такую
не выпускает! Выход один — сделать самим.
Какой будет самодельная машина, ребята еще не знали.
Но им хотелось, чтобы она могла пахать, рыхлить,
окучивать, уничтожать сорняки.
Иван Тимофеевич убежден, что в таких случаях надо
позволить юным техникам самим подобрать объект творчества.
Копирование конструкций, уже апробированных в других
технических кружках, руководитель не приветствует: поиск
идеи, своего решения — вот что может увлечь. Когда замысел
сформируется хотя бы в общих чертах, кружковцы
получают задание готовить доклад, разыскивают и подбирают
по специальной литературе подтверждающий материал,
возможно, даже находят осуществленные на практике подобные
схемы. На одном из занятий все вместе обсуждают
сообщения, выдвигают встречные варианты. Здесь же
определяются и основные этапы конструирования; уточнение
схемы, подбор готовых узлов или изготовление их по
собственным чертежам, сборка.
Из числа ребят, занятых постройкой, руководитель определяет
наиболее подготовленного и назначает его ведущим
конструктором. Тот распределяет задания, опираясь на
индивидуальные возможности каждого, их знания и навыки.
А руководитель кружка осуществляет при этом роль
консультанта, помощника при исполнении наиболее трудных или
точных технологичесиких операций.
ОТ ЗАМЫСЛОВ — К НАХОДКАМ
Сильные практическими знаниями сельские мвльчишки (во
многих семьях есть аатомобиля, мотоциклы) почти сразу
остановили свой выбор на велосипедном двигателе Д-6 —
простом в эксплуатации, вполне подходящим по мощности
для создания легкого маневренного механизма. Тщательно
обсудив все с руководителем, ребята пришли к выводу —
будут строить веломотоплуг.
Двигатель сняли со старого велосипеда, полностью разобрали,
промыли, заменили кое-какие детали, отладили на
стенде: стал он словно новый. Прежде чем проектировать
раму, изучили, пожалуй, всю имеющуюся на селе двух- и
трехколесную технику, даже к мотоколяске присматривались.
Немало покопались и в литературе по мототехнике.
Накопленная информация показала, что можно использовать
готовую раму — от дорожного велосипеда. Но хватит ли ее
прочности? Попробовали рассчитать усилия, кторые действуют
на нее при вспашке. Тут-то и выяснилось, что теоретический
багаж у юных техников недостаточен. По совету руководителя
обратились за помощю к совхозным инженерам.
Оказалось, что рама выдержит, потребуются лишь доделки
для крепления почвообрабатывающих орудий. Отрезали вилку
переднего колеса под самую рулевую колонку, приварили
вдоль последней трубу-консоль для навески сельхозорудий
и усилили дополнительной перекладиной, связавшей
ее с педальной кареткой.
Пришлось потрудиться, чтобы разобраться в кинематике и
трансмиссии будущего велолпуга. Быпи сомнения в том, как
сделать передачу. Конечно, удобнее работать, ведя агрегат
за руль, задним колесом вперед. Но это потребовало бы
изменить направление вращения выходного вала, применить
раверсивную передачу либо переставить двигатель "наоборот".
Руководитель предоставил возможность ребятам самим
выбрать подходящий вариант. После всестороннего обсуждения
реверсирование сочли более удачным. Взяли ведущую
велосипедную звездочку, с отслужившей коробки скоростей
автомобиля сняли пару шестерен и сделали из них узел,
преобразующий движение "наоборот" разместили его на
кронштейне седла. Предусмотрели также натяжение цепей:
первичной — перемещением промежуточного вала в пазу
кронштейна, а вторичной как обычно — смещением оси
самого заднего колеса.
Наконец долгожданные испытания. Казалось бы, все сделано
как надо, но без доработок не обошлось. Там, выяснилось,
что обычное колесо проскальзывает — недостаточное
сцепление с почвой. Изготовили более широкое металлическое,
с грунтоэацепами, а к нему пришлось сделать и
новую вилку. Но первые же борозды выявили еще одно
непредвиденное обстоятельство: при вспашке оказалось
трудно выдерживать луг на одном уровне — то он слишком
заглублялся, то норовил выскочить вверх из борозды.
Поставили дополнитльное колесо небольшогое диаметра;
сразу улучшилось управление, и работа пошла быстрее.
За час велоплугом вспахали до двух соток земли.
Но руководитель кружка не дал успокоится юным
конструкторам, остановиться их творчеству — подсказал новую
мысль: приспособить еще и другие орудия. Подготовили
тройной лапчатый культиватор, окучник, продумалм, как их
закрепить на раме, и оба дополнительных орудия оправдали
ожидания, работали хорошо, надежно. Словом, добрая
машина-помощница получилась у малодолинских ребят.
И награда была по заслугам: диплом областного слета юных
техников и поездка в Москву на ВДНХ СССР.
А у воодушевленных успехом кружковцев новая задумка — мотофреэа.
Руководитель уверен: и это дело ребятам
по плечу. А как быть с веломотоплугом? "Будем продолжать
расширять его возможности, конструировать другие сменные
орудия, для других операций, например, «научим», одновременно
с обработкой почвы вносить удобрения. Но это, возможно,
задача уже следующего поколения юных техников", —
кивает Иван Тимофеевич на забежавших в мастерскую
на большой переменке учеников младших классов. Так
и передает он эстафету творчества от одного поколения
малодолинских школьников другому. приобщая ребят к текнике,
готовя их к труду в роданом совхозе.
И вот что интересно. База школьного кружка здесь прямо
скажем, несильна: рядовые мастерские рядовой сельской
школы. Нельзя сказать, что и помощь сельхозных механизаторов
такая уж активная — в основном консультациями, изредка —
деталями со списанных агрегатов. А ведь совсем
неплохо работают здесь юные техники: увлеченно, творчески.
И машины создают оригинальные, и малопригодные детали
получают в мх руках вторую жизнь, и литературой по
социальным вопросам научились самостоятельно пользоваться,
и главное — стремятся искать, мыслить. Это еще
один наглядный пример того, что творческая жизнь
технического кружка зависит не столько от мотериальной базы,
сколько прежде всего от умения организовать занятие ребят
в кружке так, чтобы заинтересовать, увлечь их конкретным
делом, как этого добивается отличник народного образования
УССР, ветеран труда Иван Тимофеевич Завирюха.
|
|
|