ЮМК
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Организатору технического творчества

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Программа технического кружка для младших школьников в группе продленного дня
(первый год занятий)


В ЧЕМ СОСТОИТ ЗАДАЧА?
      Технический кружок занимается два часа в неделю во вторых-третьих классах и один час — в первых классах.
      Занятия могут вести: воспитатель группы, учитель начальных классов, учитель-предметник или специалист шефствующего предприятия — руководитель кружка.
      При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы ребят и соблюдать принцип добровольности.
      Часы, отведенные на занятия, могут быть сдвоены, а можно проводить занятия два раза в неделю по 45 минут каждое.
      Содержание каждого занятия определяется интересами, желаниями ребят и потребностями учебного процесса.
      Внеклассная работа по развитию технического творчества у младших школьников в группах продленного дня должна стать органической, составной частью всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она должна способствовать расширению кругозора младших школьников, выводить его за пределы школьной программы, прививать интерес и любовь к научно-популярной литературе, а также углублять и расширять знания, навыки и умения графической грамотности.

I. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ (3 ЧАСА)
      Значение техники в жизни челорека. Роль н значение рационализаторов, новаторов и изобретателей.
      Порядок и содержание работы на занятиях по техническому творчеству в группах продленного дня. Показ готовых поделок, выполненных на занятиях в прошлом году.
      Рассказ о производстве бумаги и картона, о свойствах и применении древесины, проволоки, жести и других материалов. Способы обработки и инструменты: назначение, правила пользования и правила техники безопасности. Демонстрация инструментов, применяемых при обработке различных материалов (ножницы, пила, молоток, плоскогубцы и т. д.).
      Практические работы. Экскурсия в школьную мастерскую. Изготовление из плотной бумаги симметричных силуэтов зверей, насекомых, машин, бумажных моделей планера, самолета, ракеты, лодки, автомобиля, а также елочных украшений.
      Изготовление из картона (по шаблону) плоских движущихся игрушек-«плясунов».

II. ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА (12 часов)
      Чертежные принадлежности и инструменты: линейки, угольники в 45° и 60°, циркуль, карандаши и рабочая тетрадь.
      Бережное и правильное обращение с инструментами.
      Рисование и технический рисунок. Что такое чертеж и чем он отличается от рисунка. Линии чертежа. Линии видимого и невидимого контуров. Линия сгиба. Условное обозначение этих линий.
      Разметка (умение перенести основные размеры и рабочие линии на материал). Проведение перпендикулярных и параллельных линий, построение простейших разверток. Первоначальное и упрощенное понятие о плоскостном и объемном (наглядном) изображении, о видах спереди, сверху, слева (умение читать чертежи).
      Габаритные размеры; как проставить и прочитать их на чертеже. Масштаб увеличения и уменьшения (умение увеличить или уменьшить изделие относительно чертежа).
      Практические работы. Практическое применение чертежных инструментов, проведение перпендикулярных и параллельных линий. Выполнение технических рисунков и чертежей геометрических тел с применением линий чертежа. Разметка и выполнение макетов лодок, ракет, самолетов из бумаги и картона. Изготовление «игольниц» в виде 8 и 12-лепестковых цветков и циферблатов часов с применением циркуля (деление окружности).

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (10 часов)
      Углубление знаний о свойствах материалов и использование их на практике. Материалы-проводники. Материалы-изоляторы. Природные и искусственные материалы.
      Углубление знании о применении инструментов и приспособлении в быту и на производстве (пассатижи, ножовка, гаечный ключ, дрель, тиски, лебедка). Знакомство с деятельностью человека на производстве (станочники, слесари, конструкторы, маляры, шоферы, плотники). Понятия о технологических процессах в быту и на производстве.
      Экскурсии на ближайшие предприятия. Связь трудового опыта детей с трудом взрослых, с развитием техники. Знакомство с механическими способами обработки.
      Практические работы. Изготовление политехнического профинформационного лото, закрепление и углубление полученных понятий в процессе игры. Наблюдения и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов.

IV. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПЛОСКИХ ФОРМ (10 часов)
      Общие сведения о конструировании: понятие о конструктивных элементах, о создании образа технического объекта, о проектировании технического устройства.
      Практические работы. Изготовление манипулятивного конструктора из плотной бумаги (геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету).
      Создание образов технических объектов из элементов манипулятивного конструктора (корабль, грузовик, подъемный кран, самолет, светофор, весы).
      Изготовление контурных моделей со щелевидпыми соединениями из картона по образцу, по рисунку, по чертежу, по представлению, воображению и собственному замыслу.

V. РАЗВЕРТКА ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ (8 часоа)
      Простейшие геометрические тела( куб, параллелепипед, цилиндр, конус). Элементы геометрических тел. Сопоставление геометрических тел с геометрическими фигурами.
      Понятие о развертках и правила выполнения разверток простейших геометрических тел.
      Практические работы. Изготовление модели цилиндра, конуса, куба, параллелепипеда с выполнением развертки.
      Склеивание кружки, ведра, кузова и колес автомобиля с предварительным выполнением развертки.
      Изготовление компаса, ракеты из бумаги.

VI. КОНСТРУИРОВАНИЕ СЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ И УСТРОЙСТВ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА (18 часов)
      Форма геометрических тел — основа предметов и технических устройств. Анализ формы технических объектов и сопоставлений ее с геометрическими телами. Создание образа технических объектов на основе манипулирования геометрическими телами.
      Практические работы. Выполнение макета грузовика с прицепами (кабина — параллелепипед, мотор — куб, кузов и основание — параллелепипеды, колеса — цилиндры).
      Изготовление моделей из бумаги, картона и других материалов (самолет Ту-144, автобус, «скорая помощь»).

VII. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТЕЙШИХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ. ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 часов)
      Значение машин и механизмов в жизни. Что такое узел, механизм и машина? Элементы механизмов и их взаимодействие. Знакомство с деталями, которые входят в наборы «Конструктор». Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях. Различные способы соединения деталей.
      Демонстрация моделей, узлов и частей, собранных из набора «Конструктор»,
      Практические работы. Сборка моделей технических объектов и устройств из готовых металлических конструкторов:
а) по образцу;
б) по рисунку;
в) по собственному замыслу.
      Склеивание технических объектов из готовых частей деревянных, бумажных и пластмассовых наборов.

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (3 часа)
      Беседа: «Чему мы научились на занятиях по техническому творчеству?»
      Подготовка выставки и праздника.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ
      Обучение составлению плана работ по каждой теме. Разработка с учащимися наиболее рациональной последовательности изготовления изделий. Сравнение запланированных хода работы и временных затрат с фактическими. Организация взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе изготовления изделий. Организация работы бригадами. Поочередное выполнение обязанностей бригадира, общественного контролера и др. Организация соревнования между бригадами. Коллективное подведение итогов по каждой теме. Организация бесед идейно-воспитательного характера:
1. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут;
2. СССР — страна, где живут самые счастливые дети;
3. Заветам Ленина верны;
4. Труд и победа неразделимы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 № 
Название темы
  Общее кол-во часов
  В том числе
 теория 
 практика 
 
 Вводное занятие
 
1
  Материалы и инструменты
3
1
2
2
  Графическая грамота
12
2
10
3
  Технические и конструкторско-технологические понятия
10
4
6
4
  Конструирование из плоских форм
10
2
8
5
  Развертки простых геометрических тел
8
1
7
6
  Конструирование объемных предметов и устройств
  из бумаги и картона
18
2
16
7
  Элементы простейших узлов и механизмов.
  Техническое моделирование
12
2
10
8
  Подведение итогов
3
-
3
 
76
14
62



Источник: Программа технического кружка для младших школьников / ж. «Моделист-конструктор» № 12, 1978, 31-32 с.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2025