ЮМК
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Организатору технического творчества

МАСТЕРОГРАД
(В лаборатории начального технического моделирования ЦСЮТ РСФСР.)

      ... В первое мгновение показалось, что это класс, из которого только что вышел учитель, а детвора, воспользовавшись свободой, оживилась, задвигалась, заговорила.
      Но нет. За маленьким столиком у доски сидела светловолосая женщина и помогала отчаявшемуся мальчишке свернуть из листка плотной бумаги корпус будущей ракеты. И только время от времени она энергично вскидывала вперед руку, призывая к тишине.
      Класс же был вовсе не класс, хотя обстановка и напоминала урок труда, а лаборатория начального технического моделирования, что работает в Москве на Центральной станции юных техников РСФСР.
      Это владения самых маленьких, тех, кто учится в 1—3-м классах. Даже дошкольники попадают иногда в этот удивительный Город Мастеров, или, как еще называют ребята свою лабораторию, в Мастероград.


      В городе, как и положено, есть пристань, где расположились у причала морские и речные суда, военные корабли; есть аэропорт с современными красавцами лайнерами; снуют по стройплощадке экскаваторы, самосвалы, вытянули жирафьи шеи подъемные краны; работает без устали фабрика игрушек «Оживи, сказка», есть тут и автопарк, и подвесная дорога, и даже октябрятский космодром со множеством самых разных ракет.
      И не беда, что все эти городские подразделения и службы живут большей частью в детской фантазии, зато все многообразие техники — созданные ребятами модели и макеты — настоящая реальность.
      Для чего же придумали ребята и их руководитель, заведующая лабораторией начального технического моделирования Антонина Петровна Журавлева, этот удивительный город? Ответ прост. Чтобы сделать первые шаги в техническое творчество более увлекательными, разнообразными. Конечно, можно было без особых затей учить малышей работать с бумагой, картоном, клеем, пользоваться инструментом и получать в итоге несложные поделки: модельки автомобильчиков, ракет, самолетов и еще всякую разность. Сколько их — неуклюжих и кривобоких — случалось видеть! Но ведь для мальчишки они обретают жизнь, становятся «настоящими» и прекрасными машинами только в игре. И идет игра не без дальнего прицела...
      Прочитала как-то Антонина Петровна ребятам о том, что «Уралмаш» проектирует новый экскаватор для рудных карьеров; ковш его должен вмещать 20 м3 грунта. Начали вместе придумывать форму такой машины. Все предусмотрели: экскаватору предстоит трудиться в Якутии, а там холодно, значит, кабину для машиниста нужно сделать теплой и удобной; дорог в республике мало, стало быть, надо, чтобы проходимость была хорошей. Словом, идей хоть отбавляй!
      В другой раз октябрята решили сконструировать плавучий грузовик для работы на Крайнем Севере — в труднодоступных районах, где еще не проложены дороги и куда добраться можно, скажем, только по воде. Большое судно не всегда может причалить к берегу (или из-за мелководья, или из-за отсутствия причала), тогда подъемный кран снимает с палубы плавучий грузовик, опускает его на воду, и тот плывет. Добравшись до берега, встает на колеса. Доставив груз, он возвращается к судну.
      Интересно, что такой же проблемой занимаются сотрудники Горьковского политехнического института, так что плавающий грузовик — совсем не заоблачные фантазии.
      Есть в Мастерограде свои историки, архивариусы и прогнозисты. Они собрали целую картотеку вырезок о технике пятилетки из газет и журналов: статьи, рисунки, фотографии. Захотел узнать, например, о новых кораблях — открывай папку «Морской и речной флот» и читай. Об автомобилях расскажет другая папка, о самолетах — третья...
      Очень любят ребята свой Мастероград. Но непоседливо юное племя. И вот новая игра: отправляются мастероградцы путешествовать. Любая поездка помогает многое увидеть, узнать. «Летали» на самолете, построенном своими руками, на КамАЗ. Рассматривали и изучали панораму, технику этого завода-гиганта, знакомились с профессиями, которые необходимы для создания автомобилей. А теперь придумывают собственный автомобиль КамАЗ — тягач для автопоездов; в его кабине предусмотрено спальное место для водителя, есть установка искусственного климата — кондиционер.
      А разве нет интересных машин в сельском хозяйстве? Собрали как-то октябрята из конструктора трактор «Беларусь», но не оставили его без изменений, а всячески усовершенствовали. И теперь он имеет поливальную установку, подъемный кран для погрузки и разгрузки удобрений и урожая, может работать и как бульдозер.
      Все это значит, что уже сегодня, в свои 8—10 лет, ребята стремятся не только узнать что-то новое, но и пытаются приобщиться к решению тех важных и сложных задач, которые стоят перед взрослыми, еще сызмальства приглядеться к своему будущему главному делу, к профессии. И уже на этом этапе, самом первом, самом начальном, зарождается у них творческий потенциал, творческое отношение к окружающему их миру.
      Безусловно, невозможно было бы так сразу, на ровном месте, предложить первоклашке создать оригинальную конструкцию, придумать новый агрегат к машине. К этому ведет путь постепенный, путь от простого к сложному. Тут-то и кроется основной принцип, заложенный о методику организации занятий по техническому моделированию младших школьников на ЦСЮТ РСФСР.
      Начинают здесь, как положено, с элементарного: знакомят с материалами, инструментами, приучают правильно организовывать свое рабочее место и содержать его в чистоте, бережно относиться к оборудованию. Затем юные техники учатся выполнять карандашом на бумаге или картоне разметку, рисунок, простейший эскиз. Эти основы графической грамоты, без которой немыслим процесс конструирования, моделирования, помогают развивать пространственное представление, техническое мышление.
      Скажем, узнали ребята, что форму любой конструкции можно свести мысленно к геометрическим фигурам (об этом им рассказали в школе и кружке), и самостоятельно, из заранее вырезанных из плотной цветной бумаги заготовок (ромб, квадрат, треугольник, круг) складывают картннку-«чертеж» (образ) различных машин: грузовика, паровоза, башенного крана. Чтобы лучше представить себе объекты, организуются экскурсии на стройку, вокзал, в аэропорт, на завод. И начинается игра. Да нет, пожалуй, уже не только игра...
      Мысленно расчленяя форму увиденной машины, ребята создают плоскостное изображение того технического объекта, что больше всего заинтересовал их на экскурсии. Это маннпулятивный конструктор, с помощью которого детям подвластно создание образа своего будущего творения. А вслед за тем идет изготовление простых контурных моделей со щелевым соединением из картона или бумаги.
      Освоив плоскостное изображение с помощью геометрических фигур, юные техники выходят за пределы учебной программы, учатся в кружке выполнять развертки простейших геометрических тел (куб, цилиндр, четырехгранная призма). И так же, как из кубиков, составляют машины, с той лишь разницей, что размеры для развертки продумывают заранее. Например, у грузовика колеса — цилиндры, кузов и кабина имеют форму, близкую к четырехгранной призме, но разные по размеру и т. д. Конструируют младшие школьники, глядя на чертеж или рисунок, по словесному описанию и даже по собственному замыслу.
      Во всех случаях сначала на миллиметровой бумаге вычерчивается контур объекта. Ребята ищут форму, силуэт будущей машины и наиболее целесообразные места соединения отдельных ее частей. Когда контур перенесен на картон и отдельные части вырезаны, они собираются вместе, раскрашиваются — поделка готова. Такая работа учит малышей самостоятельно искать пути решения конструкторских задач, знакомит их с основами конструкторско-техннческой деятельности, развивает интерес к творческому процессу, к технике вообще.
      Усваивать конструкторско-технологическне понятия помогает мастероградцам графическое лото: политехническое и профориентационное. С его помощью можно познакомиться с инструментами, техническими объектами, различными видами деятельности человека. Выглядит оно так: большие карты со множеством клеточек-картинок. На одной карте нарисованы, например, инструменты, на другой — всевозможная техника, на третьей — представители различных профессий. Побеждает в игре тот, кто быстрее и правильнее назовет все, что изображено на рисунках. Будущие изобретатели очень любят свое лото, сами делают новые его элементы, придумывают новые варианты условий игры.
      И вот когда ребята уже много узнают, многому научатся, начинается оснащение Мастерограда техникой, постройками: одни создают модели автомобилей и самолетов, судов и военных кораблей, другие собирают светофоры и монтируют в них батарейки и лампочки, чтобы горели, как настоящие, ставят на некоторые модели моторчики. Девочки, работающие, в основном, на фабрике игрушек «Оживи, сказка», придумывают игрушки для себя и товарищей, для малышей из подшефного детского сада. Трудятся все дружно, чаще группами-бригадами. Каждый работает так, чтобы молодой еще Город Мастеров рос и развивался.
      А в каком городе не бывает праздников? И здесь 23 февраля — в День Советской Армии — проходит парад октябрятских войск. Сами изготовили для него военную форму и макеты оружия, сами с песней маршировали по школьной сцене. Парад принимали настоящие военные, которые рассказали ребятам о героическом прошлом и настоящем нашей страны.
      А еще они очень хотят быть полезными своей школе: готовят оформление к октябрятским сборам, украшают классы и пионерскую комнату. К праздничным датам дарят подарки, изготовленные своими руками, учителям, родителям, малышам.
      Среди правил и законов, по которым живут юные граждане Мастерограда, есть и такой: «Сделал сам — научи товарища». И то, чему они научились на занятиях техническим творчеством, ребята стараются передать своим одноклассникам или друзьям, с которыми они летом отдыхают в пионерском лагере.
      Многому можно научиться за год-два. Многое можно узнать, если захочешь. А чему-то научившись, хочется узнавать и учиться дальше. И ребята из лаборатории по начальному моделированию к концу года все чаще с нескрываемым интересом заглядывают в другие лаборатории станции — туда, где занимаются старшие. И почти каждый из них, преодолев первую ступеньку в техническом творчестве, уверенно сделает свой выбор. Какой? Так ли уж это существенно, ведь из Мастерограда ведет столько чудесных дорог!


Источник: Л. Сторчевая. Мастероград. / ж. «Моделист-конструктор» № 12, 1978.- 30-32 с.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2025