ЮМК
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Организатору технического творчества

ЗАМЕТИТЬ, УВЛЕЧЬ, НАЦЕЛИТЬ

И. Рышнов,
заведующий отделом кружковой работы
Всесоюзного пионерского лагеря «Артек»

      При внимательном осмотре экспонатов любой выставки детского технического творчества, при тщательном знакомстве о итогами большого или малого конкурса у человека со стороны, человека непредвзятого, но мало знакомого со спецификой работы с детьми по технике, обязательно возникает вопрос: «...А как все это начинается?»
      В самом деле. Всюду: на стендах, в фотовитринах, в отчетах руководителей кружков и лабораторий, СЮТ и КЮТов — доминируют довольно серьезные разработки. И каждому без всяких пояснений понятно, что вместе с педагогом работали над ними не первогодки, не те, кто еще делает в техническом творчестве первые шаги, а ребята старших возрастов, завтрашние учащиеся ПТУ, техникумов, без пяти минут студенты или молодые рабочие.
      Работы младшеклассников — порой неуклюжие, простенькие, без выставочного лоска, не содержащие в себе элементов творческой новизны, отсеиваются обычно в ходе предварительного отбора. А всегда ли это идет на пользу делу? Конечно, разнарядки на количество экспонатов от внешкольного учреждения куда как жестки и естественно стремление показать все самое лучшее, самое выигрышное. Получается картина парадоксальная: видна лишь вершина детского технического творчества, а его основополагающая, наиболее массовая часть остается в тени. В результате же мы со значительной долей объективности можем судить о сегодняшнем уровне творчества наиболее подготовленных ребят, но вряд ли решимся столь же уверенно говорить о готовности их смены. А как же выглядят самые юные?
      В печати можно найти сравнительно немного материалов о специфике приобщения ребят пионерского возраста к труду творческому, о наиболее передовых методах, позволяющих самым рациональным путем привлечь мальчишку к технике, заинтересовать его решением хитроумных технических задач, нацелить на будущую профессию.
      Эти заметки, базирующиеся на нашем коллективном опыте работы с детьми по технике, — лишь первая и далеко не бесспорная попытка показать, как видим задачу педагога, работающего с начинающими, мы, руководители технических кружков Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».


      ТЕМАТИКА. Заранее предвидим, что далеко не все согласятся с таким утверждением: тематика занятий с самыми юными может и должна быть гораздо разнообразнее, чем при организации кружков и лабораторий для ребят старших возрастов. На практике существует обратное явление — самым юным отводят обычно кружок «Умелые руки».
      Предполагается, что в таком кружке будущий юный техник сможет решить для себя, интересно ли ему заниматься техническим творчеством, и, заглядывая в другие кружки, выбрать себе направление для совершенствования. Хотя мы и называем кружок «Умелые руки» кузницей наших кадров, но охотно миримся с немалым отсевом, полагая, что уходят те, кого не привлекла техника.
      Но попытайтесь, пусть даже на миг, представить себя в роли мальчишки, который робко перешагнул порог внешкольного учреждения. Он-то пришел сюда, насмотревшись на гонки автомоделей или соревнования (самодельных!) картов, он-то мечтает о блестящем шлеме и крагах. Для него вся эта техника пока игра, новая и чрезвычайно завлекательная, поскольку эти «игрушки» можно сделать самому. Что ему до трудностей! Он и думать о них не желает. Что ему до терпения! Нет его у этой крохи и не может быть. А мы... мы даем ему в руки ножницы и картон, в лучшем случае планочки да брусочки и говорим: трудись, не торопись, учись тому, - учись этому... Да ведь ему такие уговоры и в школе давно надоели. Вот и бегут самые нетерпеливые — но самые ли неспособные?! — во двор, к хоккейным атакам, к футбольным баталия»!. Многие из них потом — через годы — вернутся к технике, но время-то уйдет безвозвратно!
      АЛЬТЕРНАТИВА? Наверное, она не одна. Вот вариант: филиалы профильных кружков, где все такое же, как у старших, но попроще, где преобладают готовые детали, которые надо лишь собирать. У нас В «Артеке» из-за специфики подбора контингента эти филиалы зачастую количественно больше «основных цехов», но сущность их работы соответствует задумке; начинающие все время; учатся у более опытных, «подсматривают», что и как они делают, повседневно находятся в атмосфере чисто творческой и за счет этого растут буквально на глазах.
      Вот еще один вариант. Мы все время, говоря о наших самых юных кружковцах, употребляем слова; научить, привить... А может быть, начинать надо даже не О этого? Не правильнее ли перенести акцент на «показать», «рассказать», «раскрыть глаза»? Нет, конечно, чисто практическая работа по-прежнему останется основной. Но... у нас в лагере действуют — и пользуются у ребят большой популярностью! — такие, казалось бы, нетипичные для системы детского технического творчества кружки, как астрономический, фото-, радиоспорта, процветает автошкола (напоминаю; для самых юных!), развивается даже минералогия (а что, ведь и здесь без техники в наши дни никуда!). Н хотя в этих кружках не строят моделей и техническое творчество присутствует здесь не в традиционном, привычном для всех нас понимании, польза от них для Приобщения ребят к технике, для расширения их технического Кругозора нам, артековцам, видится немалая.
      Но есть ли возможности в других внешкольных учреждениях создать такое или еще большее количество разнообразных познавательно-творческих кружков? Ведь мы прекрасно понимаем, что у «Артека» положение особое. Думается, таких возможностей становится все больше год от года. И массовое распространение подобные кружки могут, на наш взгляд, получить именно в пионерлагерях.
      ЛЕТО — ПОРА ТВОРЧЕСКАЯ! На памяти каждого работника системы детского технического творчества, наверное, есть свой опыт организации в пионерлагере какого-либо модельного кружка. И далеко не всегда оказываются такие кружки удачными. При всей видимой простоте занятия моделизмом в пионерлагере наталкиваются обычно на массу подводных камней. Тут и материальное обеспечение, к отсутствие инструментов и оборудования, и — это следовало бы назвать первым — неумение руководителя кружка (порой превосходного моделиста-практика, но слабого педагога) увлечь ребят, и, наконец, узость тематики. Начальные кружки познавательно-творческого типа и здесь могли бы стать наилучшим выходом из положения. Заинтересовали, раззадорили, позволили сделать первый шажок, а осенью милости просим на ЦСЮТ, в КЮТ, в Дом пионеров.
      Можно смело утверждать, что роль пионерских лагерей в организации такой работы огромна хотя бы потому, что они могут дать путевку в жизнь массе будущих энтузиастов техники.
      Но вот какая сразу же встает проблема. К сожалению, давно уже сложилось так, что в большинстве наших внешкольных учреждений, ведущих работу по технике, познавательная сторона подчас чрезвычайно обедняется. Ребят учат работать руками, учат моделировать и конструировать, после нескольких лет занятий они становятся способными создать даже сложные и довольно оригинальные конструкции. Но всегда ли мы думаем о расширении их горизонтов, их технической эрудиции?
      ГОРИЗОНТЫ. Нам представляется необходимым на первом этапе давать ребятам как можно больше сведений об избранной отрасли, о ее истории, настоящем и будущем, о перспективах ее развития и сложностях, которые стоят перед конструкторами. Вот почему, организуя занятия того или иного кружка в «Артеке», мы обязательно отводим время на то, что условно можно назвать научно-технической пропагандой. Это вечера занимательной науки и техники, олимпиады, игры, встречи с учеными, инженерами, новаторами. В сочетании с традиционными формами занятий эти элементы позволяют значительно увеличить объем информации об избранной отрасли, способствуют равней профориентации. Здесь можно было бы подробно рассказать о целой системе, о комплексе мероприятий, через которые проходит каждый артековец. Но нам хотелось бы подчеркнуть главное — уже на этом этапе начать воспитание человека творчески мыслящего можно, только четко сочетая прикладную и познавательную стороны дела.
      Под таким же углом ведется работа и непосредственно в каждом кружке. Разумеется, преподаватели не углубляются в теорию той или иной области техники, но популярный рассказ о ней обязательно входит в программу занятий. Помимо чисто практической работы, мы предусматриваем в планах выезды-экскурсии на промышленные предприятия, в совхозы, колхозы, чтобы познакомить ребят с современным производством, разнообразными профессиями,
      И еще одну, как нам кажется, немаловажную деталь, характеризующую артековский подход к самым юным, хотелось бы здесь упомянуть. Зарождение у ребят интереса, стремления сделать свою работу общественно полезной мы стараемся сочетать с воспитанием духа коллективизма. Нередко практическая работа в кружках внешкольных учреждений строится по методике индивидуальных заданий. Везде, где это возможно, мы стремимся объединить усилия ребят, развить у них желание передать свои знания, умения товарищам. Мы воспитываем у пионеров не только творческую, но и общественную активность, то есть советуем им, как организовать занятия в отряде, в дружине, при ЖЭКе.
      Словом, вся наша работа строится на том, чтобы у кружковцев появилось желание узнать как можно больше и сделать как можно лучше.
      Такое изобилие задач, стоящих перед кратковременно действующим кружком, может вызвать у организаторов технического творчества одно сомнение: где найти педагогов, которые смогли бы совместить в себе и популяризатора, и прикладника, и методиста. Ведь почти на каждом семинаре работников системы детского технического творчества говорится о том, что кадров не хватает, что готовят их слабо, что станции и КЮТы страдают прежде всего от нехватки квалифицированных преподавателей. А ведь мы обладаем великолепным резервом — это студенты педагогических и технических вузов. Да, возможно, не все они «рукоделы», но, как показывает опыт «Артека», на первоначальном этапе занятий с ребятами достаточно ограничиться элементами конструирования и сборки типовых моделей по готовым шаблонам. Методики здесь имеются, и для того, чтобы вести прикладную работу, совсем не нужно быть мастером — золотые руки. А вот познавательную сторону студенты с их свежим, еще не стиснутым рамками традиционного мышления восприятием смогут провести гораздо полноценнее, с большей отдачей. Они смогут передать ребятам свой энтузиазм, свою увлеченность. Они легко найдут с ними общий язык, что в какой-то степени возместит недостаток опыта и методических навыков. Но, разумеется, при одном условии: если они будут заниматься с ребятами не чуждыми для них предметами, а теми, которые изучают сами. Мы в «Артеке» не раз приглашали руководить кружками студентов самых разных вузов. И опыт этот оказался очень удачным.
      Итак, попытаемся суммировать все, о чем здесь говорилось. Если кружки для самых юных не будут жестко ограничены традиционными тематическими рамками, если они будут сочетать в себе познавательную и прикладную стороны и если поручить руковэдово ими молодым, способным, образованным энтузиастам, то начальная подготовка будущих кадров детского технического творчества может подняться на качественно новую ступень. И надо, как нам кажется, договориться еще об одном. На каждой выставке, в экспозиции любого ранга надо предусматривать место для показа работ самых юных. Пусть немного наивные по форме, но свежие по духу, свидетельствующие о детской любознательности, о стремлении проникнуть в большой мир техники, они позволят объемно представить, как идет развитие детского технического творчества, насколько прочна и массова его основа.


Источник: И. Рышнов. Заметить, увлечь, нацелить. / ж. «Моделист-конструктор» № 8, 1978, 48-49 с.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024