И. Рышнов,
заведующий отделом кружковой работы
Всесоюзного пионерского лагеря «Артек»
При внимательном осмотре экспонатов любой выставки детского технического творчества,
при тщательном знакомстве о итогами большого или малого конкурса у человека со стороны,
человека непредвзятого, но мало знакомого со спецификой работы с детьми по технике,
обязательно возникает вопрос: «...А как все это начинается?»
В самом деле. Всюду: на стендах, в фотовитринах, в отчетах руководителей кружков и
лабораторий, СЮТ и КЮТов — доминируют довольно серьезные разработки. И каждому без
всяких пояснений понятно, что вместе с педагогом работали над ними не первогодки,
не те, кто еще делает в техническом творчестве первые шаги, а ребята старших возрастов,
завтрашние учащиеся ПТУ, техникумов, без пяти минут студенты или молодые рабочие.
Работы младшеклассников — порой неуклюжие, простенькие, без выставочного лоска, не
содержащие в себе элементов творческой новизны, отсеиваются обычно в ходе
предварительного отбора. А всегда ли это идет на пользу делу? Конечно, разнарядки на
количество экспонатов от внешкольного учреждения куда как жестки и естественно
стремление показать все самое лучшее, самое выигрышное. Получается картина
парадоксальная: видна лишь вершина детского технического творчества, а его
основополагающая, наиболее массовая часть остается в тени. В результате же мы
со значительной долей объективности можем судить о сегодняшнем уровне творчества
наиболее подготовленных ребят, но вряд ли решимся столь же уверенно говорить о
готовности их смены. А как же выглядят самые юные?
В печати можно найти сравнительно немного материалов о специфике приобщения ребят
пионерского возраста к труду творческому, о наиболее передовых методах, позволяющих
самым рациональным путем привлечь мальчишку к технике, заинтересовать его решением
хитроумных технических задач, нацелить на будущую профессию.
Эти заметки, базирующиеся на нашем коллективном опыте работы с детьми по технике, — лишь
первая и далеко не бесспорная попытка показать, как видим задачу педагога, работающего
с начинающими, мы, руководители технических кружков Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».
ТЕМАТИКА. Заранее предвидим, что далеко не все согласятся с таким утверждением: тематика
занятий с самыми юными может и должна быть гораздо разнообразнее, чем при организации
кружков и лабораторий для ребят старших возрастов. На практике существует обратное
явление — самым юным отводят обычно кружок «Умелые руки».
Предполагается, что в таком кружке будущий юный техник сможет решить для себя,
интересно ли ему заниматься техническим творчеством, и, заглядывая в другие
кружки, выбрать себе направление для совершенствования. Хотя мы и называем кружок
«Умелые руки» кузницей наших кадров, но охотно миримся с немалым отсевом, полагая,
что уходят те, кого не привлекла техника.
Но попытайтесь, пусть даже на миг, представить себя в роли мальчишки, который робко
перешагнул порог внешкольного учреждения. Он-то пришел сюда, насмотревшись на гонки
автомоделей или соревнования (самодельных!) картов, он-то мечтает о блестящем шлеме
и крагах. Для него вся эта техника пока игра, новая и чрезвычайно завлекательная,
поскольку эти «игрушки» можно сделать самому. Что ему до трудностей! Он и думать о
них не желает. Что ему до терпения! Нет его у этой крохи и не может быть. А мы... мы
даем ему в руки ножницы и картон, в лучшем случае планочки да брусочки и говорим:
трудись, не торопись, учись тому, - учись этому... Да ведь ему такие уговоры и в
школе давно надоели. Вот и бегут самые нетерпеливые — но самые ли неспособные?! — во
двор, к хоккейным атакам, к футбольным баталия»!. Многие из них потом — через
годы — вернутся к технике, но время-то уйдет безвозвратно!
АЛЬТЕРНАТИВА? Наверное, она не одна. Вот вариант: филиалы профильных кружков, где
все такое же, как у старших, но попроще, где преобладают готовые детали, которые
надо лишь собирать. У нас В «Артеке» из-за специфики подбора контингента эти филиалы
зачастую количественно больше «основных цехов», но сущность их работы соответствует
задумке; начинающие все время; учатся у более опытных, «подсматривают», что и как они
делают, повседневно находятся в атмосфере чисто творческой и за счет этого растут
буквально на глазах.
Вот еще один вариант. Мы все время, говоря о наших самых юных кружковцах, употребляем
слова; научить, привить... А может быть, начинать надо даже не О этого? Не правильнее
ли перенести акцент на «показать», «рассказать», «раскрыть глаза»? Нет, конечно, чисто
практическая работа по-прежнему останется основной. Но... у нас в лагере действуют — и
пользуются у ребят большой популярностью! — такие, казалось бы, нетипичные для системы
детского технического творчества кружки, как астрономический, фото-, радиоспорта,
процветает автошкола (напоминаю; для самых юных!), развивается даже минералогия
(а что, ведь и здесь без техники в наши дни никуда!). Н хотя в этих кружках не строят
моделей и техническое творчество присутствует здесь не в традиционном, привычном для
всех нас понимании, польза от них для Приобщения ребят к технике, для расширения их
технического Кругозора нам, артековцам, видится немалая.
Но есть ли возможности в других внешкольных учреждениях создать такое или еще большее
количество разнообразных познавательно-творческих кружков? Ведь мы прекрасно понимаем,
что у «Артека» положение особое. Думается, таких возможностей становится все больше
год от года. И массовое распространение подобные кружки могут, на наш взгляд, получить
именно в пионерлагерях.
ЛЕТО — ПОРА ТВОРЧЕСКАЯ! На памяти каждого работника системы детского технического
творчества, наверное, есть свой опыт организации в пионерлагере какого-либо модельного
кружка. И далеко не всегда оказываются такие кружки удачными. При всей видимой простоте
занятия моделизмом в пионерлагере наталкиваются обычно на массу подводных камней. Тут и
материальное обеспечение, к отсутствие инструментов и оборудования, и — это следовало
бы назвать первым — неумение руководителя кружка (порой превосходного моделиста-практика,
но слабого педагога) увлечь ребят, и, наконец, узость тематики. Начальные кружки
познавательно-творческого типа и здесь могли бы стать наилучшим выходом из положения.
Заинтересовали, раззадорили, позволили сделать первый шажок, а осенью милости просим
на ЦСЮТ, в КЮТ, в Дом пионеров.
Можно смело утверждать, что роль пионерских лагерей в организации такой работы огромна
хотя бы потому, что они могут дать путевку в жизнь массе будущих энтузиастов техники.
Но вот какая сразу же встает проблема. К сожалению, давно уже сложилось так, что в
большинстве наших внешкольных учреждений, ведущих работу по технике, познавательная
сторона подчас чрезвычайно обедняется. Ребят учат работать руками, учат моделировать
и конструировать, после нескольких лет занятий они становятся способными создать даже
сложные и довольно оригинальные конструкции. Но всегда ли мы думаем о расширении их
горизонтов, их технической эрудиции?
ГОРИЗОНТЫ. Нам представляется необходимым на первом этапе давать ребятам как можно
больше сведений об избранной отрасли, о ее истории, настоящем и будущем, о перспективах
ее развития и сложностях, которые стоят перед конструкторами. Вот почему, организуя
занятия того или иного кружка в «Артеке», мы обязательно отводим время на то, что
условно можно назвать научно-технической пропагандой. Это вечера занимательной науки
и техники, олимпиады, игры, встречи с учеными, инженерами, новаторами. В сочетании с
традиционными формами занятий эти элементы позволяют значительно увеличить объем
информации об избранной отрасли, способствуют равней профориентации. Здесь можно было
бы подробно рассказать о целой системе, о комплексе мероприятий, через которые проходит
каждый артековец. Но нам хотелось бы подчеркнуть главное — уже на этом этапе начать
воспитание человека творчески мыслящего можно, только четко сочетая прикладную и
познавательную стороны дела.
Под таким же углом ведется работа и непосредственно в каждом кружке. Разумеется,
преподаватели не углубляются в теорию той или иной области техники, но популярный
рассказ о ней обязательно входит в программу занятий. Помимо чисто практической
работы, мы предусматриваем в планах выезды-экскурсии на промышленные предприятия,
в совхозы, колхозы, чтобы познакомить ребят с современным производством, разнообразными
профессиями,
И еще одну, как нам кажется, немаловажную деталь, характеризующую артековский подход
к самым юным, хотелось бы здесь упомянуть. Зарождение у ребят интереса, стремления
сделать свою работу общественно полезной мы стараемся сочетать с воспитанием духа
коллективизма. Нередко практическая работа в кружках внешкольных учреждений строится
по методике индивидуальных заданий. Везде, где это возможно, мы стремимся объединить
усилия ребят, развить у них желание передать свои знания, умения товарищам. Мы
воспитываем у пионеров не только творческую, но и общественную активность, то есть
советуем им, как организовать занятия в отряде, в дружине, при ЖЭКе.
Словом, вся наша работа строится на том, чтобы у кружковцев появилось желание узнать
как можно больше и сделать как можно лучше.
Такое изобилие задач, стоящих перед кратковременно действующим кружком, может вызвать
у организаторов технического творчества одно сомнение: где найти педагогов, которые
смогли бы совместить в себе и популяризатора, и прикладника, и методиста. Ведь почти
на каждом семинаре работников системы детского технического творчества говорится о том,
что кадров не хватает, что готовят их слабо, что станции и КЮТы страдают прежде всего
от нехватки квалифицированных преподавателей. А ведь мы обладаем великолепным
резервом — это студенты педагогических и технических вузов. Да, возможно, не все они
«рукоделы», но, как показывает опыт «Артека», на первоначальном этапе занятий с ребятами
достаточно ограничиться элементами конструирования и сборки типовых моделей по готовым
шаблонам. Методики здесь имеются, и для того, чтобы вести прикладную работу, совсем не
нужно быть мастером — золотые руки. А вот познавательную сторону студенты с их свежим,
еще не стиснутым рамками традиционного мышления восприятием смогут провести гораздо
полноценнее, с большей отдачей. Они смогут передать ребятам свой энтузиазм, свою
увлеченность. Они легко найдут с ними общий язык, что в какой-то степени возместит
недостаток опыта и методических навыков. Но, разумеется, при одном условии: если они
будут заниматься с ребятами не чуждыми для них предметами, а теми, которые изучают сами.
Мы в «Артеке» не раз приглашали руководить кружками студентов самых разных вузов. И
опыт этот оказался очень удачным.
Итак, попытаемся суммировать все, о чем здесь говорилось. Если кружки для самых юных
не будут жестко ограничены традиционными тематическими рамками, если они будут сочетать
в себе познавательную и прикладную стороны и если поручить руковэдово ими молодым,
способным, образованным энтузиастам, то начальная подготовка будущих кадров детского
технического творчества может подняться на качественно новую ступень. И надо, как нам
кажется, договориться еще об одном. На каждой выставке, в экспозиции любого ранга надо
предусматривать место для показа работ самых юных. Пусть немного наивные по форме, но
свежие по духу, свидетельствующие о детской любознательности, о стремлении проникнуть
в большой мир техники, они позволят объемно представить, как идет развитие детского
технического творчества, насколько прочна и массова его основа.
|