Ю. Гербов
Что говорить, «Артек» не обойден вниманием прессы. Вряд ли найдется другое
внешкольное детское учреждение в стране — будь то Дворец пионеров и школьников
в Москве, многочисленные станции юных техников и КЮТы, пионерлагеря или клубы
юных моряков и полярников, — о котором было бы написано (и вполне заслуженно)
столько добрых слов. Ни одно мало-мальски заметное событие в «Артеке» не
остается без широкого общественного резонанса. Опыт его работы распространяется
в сотнях педагогических и массовых публикаций.
Так стоит ли к этому «многотомному» коллективному труду о знаменитом черноморском
лагере добавлять еще несколько страниц? Есть ли там хоть одна «нехоженая» тропинка?
Думается, есть. Более того, она с каждым годом становится все шире и шире,
придавая старому и вечно юному пионерскому лагерю — в строгом соответствии
с требованиями эпохи научно-технической революции — новые, особые черты.
Дорожный знак, указывающий на начало этой тропки, можно, пожалуй, озаглавить так:
«Мир техники».
НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ!
Было бы ошибкой утверждать, что техническое творчество пионеров в «Артеке» — это
тема или, если хотите, мода сегодняшнего дня. Пионерия страны всегда шла рука об
руку с техникой, и «Артек» никогда не стоял от нее в стороне. В музее этого
лагеря-города ребятам из каждой смены обязательно покажут первые изделия юных
умельцев, приезжавших сюда в далекие уже двадцатые годы. Два автомобиля — один
большой, сколоченный из толстенных дубовых брусьев, но... педальный;
другой — маленький, то, что сегодня мы назвали бы макетом. Иных, не сохранилось...
В годы войны фашисты с особым вандализмом уничтожили здесь все связанное с
историей советской пионерии.
Надо ли говорить, как далеко вперед ушли от тех времен и сами сегодняшние артековцы,
и творения их рук. Вот одна деталь, которая может дать об этом достаточное
представление. В кружке радиоэлектроники ребята 12—13 лет запросто оперируют блоками
с интегральными микросхемами! И чтобы уже сразу перейти к самой сути нашего разговора,
тут же укажем, что кружок этот в лагере не единственный. Четырнадцать лабораторий
технического творчества ежесменно распахивают свои двери перед юными гражданами
пионерской республики. Базируются они и в новом здании Дома пионерской учебы, и в
удобных корпусах дружин, и в специальном комплексе «Моделист-конструктор». Чтобы не
перечислять все, чем насыщены эти классы, мастерские, лаборатории, упомянем только,
что их «вооружение» ничуть не хуже, чем, скажем, на широкоизвестной у нас в стране
Донецкой облСЮТ или в КЮТе Сибирского отделения АН СССР.
Возможны скептические возражения: «Что тут удивительного — ведь это же «Артек»!
У них и условия особые».
Да, «Артек». Да, условия здесь подчас не такие, как в обычном Дворце или Доме
пионеров, на С ЮТ и тем более в «рядовом» пионерлагере. Но ошибается тот, кто
думает, что эти условия так уж оптимальны для занятий с ребятами техническим
творчеством. И тем более не правы те, кто считает, что в силу особого положения
«Артека» опыт его не может быть применим больше нигде. Опыт, накопленный здесь,
методика работы с юными техниками, с ребятами младших возрастов представляют,
на наш взгляд, несомненный интерес для педагогов практически всех пионерских лагерей.
ЦЕНА МИНУТЫ
Когда новый заведующий отделом кружковой работы лагеря Игорь Федорович Рыщков
(думается, представлять читателю его не надо — это тот же самый Рышков, который
раньше возглавлял КЮТ СО АН СССР) узнал, что за пионерскую смену отводится ребятам
на занятия техникой немногим более десяти часов, он, как свидетельствуют очевидцы,
с удивлением воскликнул: «Разве можно за это время чему-нибудь научить?» Но
резерва времени больше не было.
В самом деле, не надо забывать, что «Артек» не просто пионерлагерь, а еще и школа
пионерского актива. Сюда ребята прибывают не только отдыхать, но и обмениваться
опытом, учиться вести пионерскую работу (а зимой и учиться в самом прямом смысле
слова). Здесь каждый день пионеров насыщен до предела: слеты, встречи, походы,
соревнования; а еще надо и кино посмотреть, и письмо домой написать. Словом, при
абсолютно четкой, до минуты выверенной системе проведения всех этих мероприятий
(учтите еще, что лагерь не маленький и отряды перевозят по заранее составленному
графику на автобусах) на занятия техникой остается ребятам всего 12—14 часов в смену.
Жесткий лимит времени потребовал от коллектива педагогов «Артека» прежде всего
выработки новой программы для каждого кружка. Всем было ясно, что за те пять-шесть
занятий, которые артековцы проведут в «отраслевых» кружках, невозможно подготовить
из них ни моделистов, ни конструкторов. Смысл же проведения этих занятий определили
так: заинтересовать пионера той или иной областью техники, дать ему самые основы,
самые сгустки знаний, навыков и умений.
Естественно, что выработка методики для решения такой сложной задачи могла быть
по силам только очень опытным педагогам. И такие педагоги в «Артеке» есть. Многим
работникам системы детского технического творчества хорошо знакомы имена Аркадия
Павловича Иванова, Владимира Андреевича Ильина, Павла Николаевича Овсянникова.
Бок о бок с ними сейчас работают молодые способные педагоги Ю. Д. Онищенко,
Ю. А. Черныш и многие другие. Основной принцип артековского педколлектива —
совместная разработка методик, совместное преодоление трудностей, взаимопомощь
на каждом шагу.
«КОНВЕЙЕР» — БЕЗ ОБЕЗЛИЧКИ!
Несколько цифр, которые имеют существенное значение для всего последующего разговора.
Десять дружин в «Артеке». С утра до вечера каждый день «подружинно» встречается
руководитель кружка с ребятами, гостящими здесь. Непрерывный поток характеров
проходит перед ним. И перед педагогом невольно встает проблема: как не сбиться
на лекционное ведение занятий, как выделить из этого любознательного потока
более или менее подготовленных, как найти индивидуальный подход к каждому?
Как показала практика, всего три процента ребят, приезжающих в «Артек», раньше
в той или иной степени встречались с техническим творчеством, лишь около
полупроцента из них сами строили модели! А это значит, что подавляющему
большинству артековцев предстояло преподнести основы знаний об избранной ими
области техники.
Особенно пристальное внимание уделяют здесь первой беседе с приехавшими ребятами,
знакомству с ними. Примерные тексты этих бесед составляются заранее и неоднократно
«обкатываются», отрабатываются в выступлениях перед коллегами, чтобы каждое слово
попадало в цель. Затянешь беседу, углубишься в детали, частности, и не успеешь
сказать главного. Переусложнишь — и поскучнеют ребята, а то и вовсе потеряют
интерес к занятиям. Опять же не надо забывать, что мальчишка непоседлив, ему
подавай не разговоры, а конкретное дело, причем такое, с которым он сможет
справиться. Вот почему преподаватель предварительно разделяет всех кружковцев
на две группы. В первой — самой большой — все те, кто впервые в жизни станет
пробовать свои силы. Во второй — уже с опытом: им предстоит совершенствовать
свое мастерство, работая над другим, более сложным заданием.
«Первоклашкам» на нервом же занятии предлагают на выбор несколько образцов моделей,
которые, как проверено практикой, и интерес вызывают, и вполне реально можно сделать
за смену. В автомодельном кружке — это копии «Жигулей» и трассовые, у поклонников
малой авиации — схематички и резиномоторки, у юных ракетчиков — разработанные здесь
же, в лагере, ракеты.
Несколько слов и еще об одной существенной детали. Во всех кружках ребята работают,
пользуясь заранее заготовленными шаблонами, и при этом каждая операция выполняется
одновременно всеми. Процесс работы спланирован таким образом, чтобы у юных моделистов
не было напрасно потерянного времени, пока, скажем, склеивается или высыхает какая-то
деталь. В эти образовавшиеся паузы руководитель кружка рассказывает ребятам об
истории заинтересовавшей их области техники, о рекордах спортсменов, о моделях их
более старших товарищей.
И наконец модели готовы. При всей их видимой простоте они внешне привлекательны,
обладают всеми необходимыми качествами, чтобы принять участие в соревнованиях. На
универсальном кордодроме, в бассейне, расположенных здесь же, в «Артеке», проводятся
показательные состязания с упрощенной системой зачета. Так в сферу интересов юных
конструкторов входит спорт.
Ребята же, познавшие вкус творческой работы с деревом, металлом, с электросхемами
еще до «Артека», занимаются по системе, которую можно назвать эстафетной.
В артековском музее техники есть много моделей, которые могли бы составить честь
сборной команде области, а то и республики. Естественно, что столь совершенные
конструкции за 12—14 часов не сделает даже коллектив моделистов высокого класса.
А эти — произведения совсем юных техников. Весь секрет в том, что они — плод труда
ребят из многих смен, передававших их из рук в руки, словно эстафету. Одни начинали
с чертежей и стапеля, другие выклеивали корпус, третьи работали над надстройками и т. д.
Конечно, не во всех кружках возможна работа по такой схеме. Да это и не требовалось.
Но задача перед педагогическим коллективом стояла одна: найти оптимальные варианты
рационального насыщения тех немногих часов, которые отведены на занятия техническим
творчеством. И эти решения заложены в разработанных здесь программах и отшлифованных
методиках преподавания. На занятиях у астрономов преобладает познавательная сторона
дела, у электронщиков — практическая коллективная работа над той или иной конструкцией.
У юных фотолюбителей освоение искусства фотографии начинается с изучения процесса
получения цветных слайдов. Беседы с десятками ребят, подробное знакомство с их
работами дают возможность сделать вывод: время, проведенное ребятами в «Артеке»,
не пропадает даром, они разъезжаются окрыленными, полными веры в свои силы,
подготовленными — в пределах своего возраста и своего умения — к дальнейшим
ступенькам технического творчества.
ИЗ «АРТЕКА» — ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
Пятнадцать тысяч ребят занимаются ежегодно в кружках пионерской республики. Пятнадцать
тысяч юных энтузиастов уезжают, возвращаясь в родные края, с желанием продолжить
совершенствование приобретенных навыков. Многие из них для этого приходят потом во
внешкольные учреждения детского технического творчества. Но думается, число этих ребят
уже завтра могло бы стать значительно больше, если бы опыт «Артека», его педагогов был
подхвачен, изучен и трансформирован применительно не только к именитым детским здравницам,
но и к местным условиям работы большинства летних городских и загородных пионерских
лагерей.
На сегодняшний день нет практически ни одного пионерского лагеря, в котором было бы
невозможно создать кружки по техническому творчеству. На наш взгляд, конкретные
методические разработки сотрудников «Артека», представляемые в этом и последующих
номерах журнала, могут стать на сегодня в известной мере эталоном организации учебного
процесса и методики занятий с ребятами по технике в летний период.
|