|
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ |
|
|
|
Организатору технического творчества
|
ТРУД ТВОРЧЕСКИЙ, ВДОХНОВЕННЫЙ!
Настоящая любовь к творческому труду — самое прекрасное, что есть у человека на свете!
Начинается подготовка к такому труду в школе. Пусть не сложны пока ваши модели, пусть повторяют они упрощенно, в миниатюре большую технику наших дней и конструкции их не новы. Но, строя модели, приборы, вы приобретаете множество таких знаний и навыков, какие не даст ни один учебник. Чтобы построить любую, даже самую простую, техническую модель или прибор, вам нужно понять ее конструкцию, законы, по которым она действует, уяснить взаимодействие ее узлов и деталей. И при этом всегда возникает вопрос: почему так, а не иначе? Вы ищете ответы на многие вопросы—сопоставляете, сравниваете разные варианты конструкции сами, спрашиваете у взрослых, заглядываете в справочники и книги. И во всем этом уже проявляется творчество, его первый этап. При постройке модели вам что-то удается сделать хорошо, сразу, а что-то не получается. И снова поиски правильных решений. Главное — не копировать конструкцию вслепую, бездумно, а всегда и везде анализировать свои действия.
Постройка моделей-копий — это первая ступенька в мир техники. За ней — разработка конструкций по собственным проектам. Ребятам постарше по плечу и это дело. Немало есть примеров в нашей стране, когда школьники становятся рационализаторами, даже изобретателями, получают за свои работы настоящие авторские свидетельства, помогают взрослым в осуществлении малой механизации, автоматизации производства. Такая работа требует смекалки, выдумки, умения хорошо владеть станком и инструментом, требует глубокой творческой мысли.
При разработке конструкции какого-либо нового прибора вам непременно придется познакомиться с назначением и классификацией приборов, чем-то схожих с задуманным вами, с их особенностями. И не только познакомиться, а изучить принцип их действия, уяснить себе физические и химические процессы и законы, на основе которых эти приборы работают. И чтобы, как говорят, «не изобретать колесо», то есть не повторять того, что уже сделано другими, придется почитать специальные книги, познакомиться с опытом работы других технических кружков в интересующем вас направлении. Все это позволит вам выбрать наилучшее решение поставленной перед собой технической задачи.
Потом вы составите проект и, конечно, обсудите его с товарищами, ибо один ум — хорошо, два — лучше. Возможно, друзья заметят у вас ошибки, покритикуют, не согласятся с вами. Защищайте, доказывайте, если убеждены в своей правоте!
Наконец, задуманную конструкцию вы воплотите в металл, дерево, пластмассу, другие материалы. Конечно, не раз проверите, хорошо ли она работает. Кажется, все в порядке, можно отправлять на выставку!
Не торопитесь с выводами, истинное творчество на этом еще не кончилось. Новую конструкцию надо хорошо исследовать, узнать ее преимущества перед другими и ее недостатки. Потом составить ее описание, сделать чертежи. Это принесет пользу тем, кто придет в ваш кружок вам на смену.
Творческое отношение к труду учит исследовательскому методу, дает навыки научно-технического эксперимента, которые, в свою очередь, будут необходимы вам в недалеком будущем, когда вы ступите на самостоятельную дорогу жизни. Необходимы независимо от того, какую область науки, техники, производства вы себе изберете, какой станет ваша профессия. Даже самые скромные изобретения и усовершенствования — это всегда новый дополнительный резерв, позволяющий повысить качество продукции, производительность труда, экономить сырье и материалы. Это, кроме того, еще и хорошая школа творческого отношения к труду. Конкурсы молодых рационализаторов, выставки их достижений, помощь в их разработке и внедрении, пропаганда и поощрение лучших — все это позволит шире привлечь молодежь к участию в ускорении технического прогресса.
«Твори, выдумывай, пробуй!» — таков девиз искателя. Все возможности для творчества, в том числе и технического, у наших ребят есть. К их услугам мастерские и лаборатории десятков тысяч школ, тысяч внешкольных учреждений. Правда, не везде еще работа юных любителей науки и техники проходит интересно, не все школы и внешкольные учреждения имеют для этого необходимые условия. Поэтому надо принять неотложные меры по укреплению материально-технической базы внешкольных учреждений и школ, направить в них для работы с ребятами во внеурочное время лучших молодых инженеров и ученых, воинов и спортсменов, рабочих и студентов. Сегодня: ребята ждут вас, ибо кому, как не вам, поделиться с юношеством своими знаниями, опытом, дать почувствовать вкус творческого поиска, веру в свои силы и способности. От вашей душевной теплоты, умения, страстности, вашего отношения к этому делу во многом будет зависеть то, каким вступит в жизнь самое юное поколение нашей страны!
|
|
|