ЮМК
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
пред. след.
Организатору технического творчества

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ КРУЖКОВ

     
      Уже в младшем возрасте дети проявляют огромный интерес к труду и технике. В школах, домах пионеров и на станциях юных техников они получают начальные знания о природе, знакомятся с созидательным трудом советского народа. В своем первом кружке «Умелые руки» младшие школьники изготовляют всевозможные самоделки для школы и дома, учатся владеть различными инструментами, приобретают первые трудовые навыки.
      Но вот школьник переходит в 6-й класс. Знания его расширяются. Теперь он узнает о различных свойствах тел, знакомится с устройством простейших машин, элементарным техническим расчетом, новыми инструментами и станками.
      Постепенно юный техник все больше увлекается одной какой-нибудь отраслью техники: радиотехникой, авиастроением или фотографией, находит себе любимое дело, мечтает построить свою первую действующую модель. На помощь ему приходит технический кружок.
      Технические кружки необходимо организовывать всюду: в школе, в домах пионеров, на станциях юных техников, в пионерских лагерях.
      Наиболее трудной задачей является организация школьного технического кружка. Основная трудность здесь — неуверенность учителя или старшего вожатого в своих силах, отсутствие у некоторых из них необходимых практических навыков в области техники.
      Учитель физики владивостокской школы № 75 Н. Н. Дубинин рассказывает о себе: «Первое время трудно мне пришлось. Ребята, любопытные и жадные до всего нового, засыпали меня вопросами. Как сделать паровую машину? Как строят подвесные мосты? Осуществимо ли межпланетное путешествие? Как действует телевизор? Я подчас терялся. Нелегко было сразу ответить на этот поток: как? почему? Работал ночами. Искал. Читал. Хотелось ответить на каждый вопрос. Время и упорство дали свои результаты.
      Сейчас в нашей школе работает большой технический кружок, построено много самодельных приборов, начал работать школьный радиоузел».
      Большую помощь начинающему руководителю оказывают институты усовершенствования учителей, педагогические кабинеты, любая техническая станция или дом пионеров.
      Например, в Кирове на Областной станции юных техников еженедельно проводится семинар учителей физики, на котором они приобретают необходимые практические знания для работы со школьниками. Каждый учитель подробно изучает один из разделов техники: радио, фото и т. д. Методический кабинет этой станции организует экскурсии на производство, просмотры научно-популярных кинофильмов, снабжает учителей литературой.
      Подготовкой кадров руководителей кружков занимаются и дома пионеров. Ценное начинание проявил Дом пионеров Бауманского района Москвы, где были подготовлены руководители технических кружков из студентов Московского областного педагогического института. Наконец начинающий руководитель кружка может найти себе помощника, обладающего необходимыми знаниями, среди комсомольцев и специалистов шефствующего предприятия, среди родителей учащихся, а также среди старших школьников, которые уже работали в технических кружках внешкольных учреждений и приобрели необходимые навыки.
      В 428-й школе Москвы шефствующий завод «Физэлектроприбор» выделил для руководства техническими кружками инженерно-технических работников завода, лучших производственников. Совместно с преподавателем физики были составлены планы занятий кружков. Технологи завода помогли кружковцам разработать разнообразные конструкции, подготовить чертежи. Работники завода и учителя школы составили подробный план экскурсий на предприятие, подобрали квалифицированных экскурсоводов.
      Иногда трудность в организации кружка заключается в отсутствии места для занятий. Но и это препятствие можно устранить. Лучшее место для работы кружка — мастерская. Однако юные техники могут работать также и в физическом кабинете и в пионерской комнате или даже в классе после уроков. Некоторые школы занятия кружка организуют в красном уголке шефствующего предприятия или в домоуправлении.
      Для работы любого технического кружка необходимы материалы, инструменты, определенное оборудование. Отсутствие их также часто вызывает затруднения в организации кружка. В этом случае большую помощь могут оказать партийные и комсомольские организации школ и шефствующих предприятий. Известны многочисленные примеры, когда комсомольские организации шефствующих предприятий оказывают самую большую помощь в работе технического кружка.
      Московский карбюраторный завод, являясь шефом 584-й школы, организовал в школе отличную мастерскую и обеспечил кружок всем необходимым. После первых же занятий, проведенных под руководством лучших производственников завода, кружок помог оборудовать школьные кабинеты.
      Работники машиностроительного завода имени Калинина и Научно-исследовательского института химического машиностроения установили в 694-й московской школе станки, дали инструменты и разнообразные материалы. Это позволило значительно расширить и углубить работу многих кружков этой школы. Только за один год юные техники изготовили более 400 наглядных пособий и приборов. В Харькове комсомольцы-общественники Политехнического и Автодорожного институтов помогли в организации мастерской в 36-й школе и выделили руководителей для ряда технических кружков.
      На селе шефствующие над школами МТС не только помогают школьникам в изучении машин, но и организуют технические кружки в школах, выделяют для них различные инструменты и пособия.
      Связь с предприятиями имеет и большое воспитательное значение. Забота старших товарищей о школе, о кружке вызывает у юных техников чувство глубокой благодарности к своим друзьям, воспитывает у учащихся замечательные качества советских людей: любовь и уважение к труду, коллективность в работе, настойчивость и упорство в достижении цели, деловую сноровку.
      Необходимо использовать и все внутренние возможности школы. Часть наглядных пособий, нужных кружку, есть в физическом кабинете, часть могут сделать кружковцы. Кое-что из оборудования, материалов и инструментов члены кружка принесут из дому.
      Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое хотя бы для начала его работы, иначе кружок распадется.
      Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружков.
      В технических кружках могут заниматься учащиеся, начиная с 6-го класса. Конечно, в отдельных случаях руководитель по своему усмотрению может делать исключения. Однако руководители должны стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка всей учебной работы в кружке.
      Обычно кружки создаются отдельно для младших школьников и отдельно для старших.
      Исходя из уровня знаний учащихся, организуют следующие виды кружков:
      1. Кружки первого года занятий. Они создаются для тех пионеров и школьников, которые впервые пришли в кружок и не имеют еще опыта.
      2. Кружки второго года занятий. Юные техники, занимающиеся в этом кружке, имеют уже некоторый опыт в изготовлении приборов и моделей и необходимую теоретическую подготовку.
      3. Кружки повышенного типа или специального назначения. Эти кружки создаются для хорошо подготовленных и опытных юных техников.
      Количество членов кружка зависит от условий работы, но, как правило, в каждом кружке должно быть не более 15 школьников. Занятия проводятся один-два раза в неделю по два часа.
      При организации кружка руководитель должен учитывать занятость членов кружка в школе. Перед концом каждой учебной четверти он сокращает число занятий кружка, а в дни каникул — увеличивает.
      Свою работу кружок начинает в сентябре, а заканчивает в апреле.
      Перед началом работы кружка полезно провести научно-технический вечер, пионерский сбор или экскурсию.
      Итогом работы кружка — его общественным отчетом — является выставка работ юных техников, которую организуют в конце учебного года. Очень важно, чтобы итоговая выставка не только наглядно показывала результаты работы юных техников, но и давала перспективы будущей работы кружка.
      Трудовая деятельность пионеров и школьников в кружке не должна носить ремесленнический характер. Необходимо, чтобы технический кружок расширял кругозор учащихся, будил бы их творческую мысль, ставил бы перед юными техниками посильные технические задачи.
      Иные руководители кружков строят свою работу целиком на моделировании, на изготовлении приборов и моделей по рецептурным описаниям. Следовательно, всю творческую работу в кружке они подменяют слепым механическим копированием образцов. Стремясь сделать побольше моделей, чтобы блеснуть на итоговой выставке, члены такого кружка работают, не понимая принципа действия изготовляемой модели или прибора, не зная, почему следует делать так, а не иначе.
      Так, во многих авиамодельных кружках юные техники изготовляют хорошие летающие модели самолетов, но почти не занимаются опытами по аэродинамике. В редком авиамодельном кружке можно найти модель аэродинамической трубы и приборов для опытов с ней. В то же время известно, что без проведения этих опытов нельзя правильно и осмысленно подойти к постройке той или иной летающей модели.
      Такие кружки, где школьники работают вслепую, не сознавая процесса производства, не могут быть одобрены: они не расширяют знания кружковцев, не прививают детям конструкторских навыков.
      Руководитель технического кружка должен обязательно знакомить членов кружка с основными теоретическими вопросами, с элементами конструирования моделей и техническим расчетом отдельных узлов;
      причем занятия кружка ни в коем случае не могут повторять школьного урока.
      Некоторые руководители (обычно это учителя физики) рассматривают кружковые занятия как своего рода дополнительные часы к учебной работе класса. На таких занятиях кружковцы решают задачи, выполняют лабораторные работы, указанные в программе физики, повторяют пройденный материал.
      Иной раз малоопытный руководитель в кружковых занятиях сбивается на проторенный путь классных уроков с несколько иным учебным содержанием. Учащиеся это быстро чувствуют, и интерес к занятиям у них ослабевает.
      В практике технических кружков случается и так, что руководитель кружка становит- ся на путь занимательности. Занимательность в работе кружка, особенно на первых занятиях, нужна. Но чрезмерно увлекаться ею не следует. После двух таких занятий руководитель «выдыхается» и не знает, чем бы ему еще «занять» детей на очередном занятии кружка.
      Некоторые руководители организуют кружки так называемого «словесного» типа. Школьники готовятся к докладам, проводят конференции, обсуждают доклады. Такая постановка работы избавляет руководителя кружка от хлопот подбирать инструменты, материалы, измерительные приборы, организовывать рабочий уголок или лабораторию для практических занятий.
      Однако такие «теоретические» занятия не удовлетворяют юных техников. Учащиеся, особенно 5—7-х классов, на занятиях кружка стремятся проявить свою смекалку, хотят мастерить. И чтобы удовлетворить эту потребность детей, руководитель должен правильно сочетать теорию и практику в кружковых занятиях.
      Работа в технических кружках протекает по программам или тематическим планам, которые хотя и соответствуют школьным учебным программам, но во многом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическую работу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знать кружковцы.
      Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части. Руководитель кружка может сокращать материал по одной теме и увеличивать по другой, а в некоторых кружках (например, по физике) исключать отдельные темы и вводить новые. Отсюда вы- текает и условность во времени, необходимом для выполнения программы.
      Основная цель теоретической, образовательной части программы — объяснить кружковцам принцип действия и устройство технических моделей, познакомить учащихся с устройством настоящих машин и их использованием в производственных условиях.
      Поручая кружковцам выполнить то или иное техническое задание, руководителю необходимо напомнить членам кружка о физических или других законах, лежащих в основе устройства и действия данной модели.
      Члены кружков должны познакомиться с историей той отрасли техники, которую они изучают, ее современным состоянием и областью применения, с ролью русских и советских ученых в ее развитии.
      Программа предусматривает знакомство учащихся с современным производством, с характерными технологическими процессами, с машиноведением и энергетикой, с работой передовиков производства, с организацией труда на социалистических предприятиях.
      Часто кружок опережает школьную программу. Юные техники, например, делают электрические моторчики, не пройдя еще соответствующего раздела по курсу физики. Юные радиолюбители строят детекторный приемник, хотя они и не знакомы с работой колебательного контура—основой любого приемного устройства. В этом случае руководитель сообщает кружковцам некоторые сведения из учебной программы для старших классов, но только в том объеме, который необходим для намеченной практической работы. При этом нужно учитывать возраст и знания членов кружка.
      Таковы основные теоретические сведения, которые являются составной частью программы любого технического кружка. Конечно, в каждом конкретном кружке есть своя специфика работы, чем и объясняется различный характер теоретических вопросов в различных технических кружках.
      В работе кружка необходимо учитывать возрастные особенности детей. Нельзя, на- пример, теоретическую часть программы для младшего возраста строить так же, как это делается для подобных кружков старших кружковцев, имеющих уже некоторые навыки и знания, где теория должна занимать больший удельный вес.
      Теоретические сведения в кружке обычно даются в форме бесед перед практическими работами. Но они могут сообщаться и по ходу выполнения практических работ в процессе всего занятия.
      Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке дерева и металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.
      В технических кружках могут изготовляться самые разнообразные самоделки:
      действующие модели и макеты, приборы и наглядные пособия, лабораторное оборудование и утилитарные вещи.
      Например, в судостроительных кружках первого года занятий строятся простейшие модели яхты, катера, подводной лодки и т. д.; в радиокружках — различные простейшие приемники, наглядные пособия и приборы; в столярных и слесарных кружках изготовляются в основном утилитарные вещи.
      При проведении практических работ руководитель должен учитывать возможности кружка: наличие материалов и инструментов, интерес и степень подготовки членов кружка. Так, в тех же кружках, кроме перечисленных моделей, можно построить макеты морского порта, маяка, шлюзов, радиостанций, радиофицированного села, простейшие телефонные станции и т. д.
      Для ряда кружков программа не предусматривает обязательных практических работ. В таких кружках юным техникам предлагают изготовить по каждой теме те модели и приборы, целесообразность которых вытекает из задач кружка.
      Проводя практическую работу с кружковцами, руководитель не должен давать им готовые разработки моделей. Его задача натолкнуть юных конструкторов на правильный путь, помочь им в их самостоятельной работе, предостеречь от ошибок, дать вовремя совет. Руководитель приучает членов кружка работать с книгой и справочниками, пробуждает у детей интерес к чтению научно-популярной литературы.
      Большое значение в технике имеет чертеж, который справедливо называют языком техники. Технический кружок предоставляет большой простор для практического применения черчения, знания и навыки по которому юные техники получают в школе.
      Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научились правильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия.
      Составление чертежа связано с точными измерениями и расчетами. Поэтому руководитель кружка должен чаще применять на занятиях измерительный инструмент и различные измерительные приборы. Пора покончить с работой на глазок, которая укоренилась в некоторых технических кружках. Кружковцы измеряют длину окружности, пользуясь ниткой, хотя число «Пи» (3,14), необходимое для вычисления длины окружности, известно школьникам с 6-го класса.
      Правильный подбор объектов для работы имеет решающее значение в кружковых занятиях. Часто кружковцы месяцами возятся с какой-нибудь моделью и, не окончив ее, берутся за другую, потому что работа оказалась слишком трудной, черновые обработочные операции наскучили своим однообразием.
      Во многих технических кружках юные техники строят шагающие экскаваторы. Опытные руководители правильно подходят к работе над такой серьезной моделью. Они умело упрощают отдельные узлы машины, сохраняя, однако, технический замысел, и делают эту модель доступной для изготовления в кружке. Некоторые же руководители стараются скопировать всю машину до мелочей (уменьшая лишь масштаб) и безрезультатно тратят на ее изготовление целый год.
      В радиотехнических кружках предметом гордости руководителя часто бывает изготовленный в кружке телевизор. Конечно, телевизор — интересная и увлекательная конструкция, но не для детских рук. Поэтому большую часть работы приходится выполнять самому руководителю, а не кружковцам.
      Следовательно, при планировании практических работ руководителю необходимо избегать слишком трудоемких объектов работы, сокращать «черновые» операции, останавливаясь главным образом на конструировании и экспериментировании.
      Для успешной работы любого технического кружка юные техники должны овладеть основными приемами работ по дереву и металлу, научиться пользоваться станками и электричеством. Поэтому заслуживает внимания инициатива таких руководителей, которые вводят в дополнение к программе кружка небольшой техминимум, необходимый для выполнения намеченных практических работ. Техминимум знакомит кружковцев со столярными и слесарными инструментами, способствует приобретению навыков работы с ними. Проводится он с первых занятий кружка параллельно с прохождением программы. Члены кружка изготовляют различные детали для будущих самоделок, а в тех случаях, когда этого сделать не удается, изготовляют всевозможные подсобные вещи.
      В практике технических кружков есть еще руководители, которые относятся к делу неправильно. Вместо того чтобы давать кружковцам, которые приобрели те или иные трудовые навыки, посильные для них задания, руководитель использует этих юных техников для выполнения однообразной работы. В кружке появляются «вечные» столяры и «вечные» слесари, работающие по «наряду», без всякой творческой мысли, без применения научных знаний. И неудивительно, что часто юный техник, участвующий в постройке той или иной модели, не может объяснить, как она работает. Получается голый техницизм, ничего общего не имеющий с общеобразовательной и политехнической подготовкой учащихся.
      В изготовлении приборов и моделей очень важно приучать кружковцев к таким видам и формам работы, которые помогли бы им понять производственные процессы, современные методы технологии и организации труда.
      Очень важно для юных техников научиться работать в коллективе, уметь правильно распределить работу и организовать коллективный труд. В этом отношении представляет интерес опыт кружков, изготовляющих некоторые изделия с разделением труда. Сущность этого метода труда заключается в том, что изготовление прибора разбивается на отдельные операции и каждому кружковцу поручается выполнение какой-либо одной из них. При таком методе продукция получается хорошего качества, так как бракуется не все изделие в целом, а отдельные детали. Чтобы получить разнообразные навыки, кружковцы переходят с одной операции на другую. В такой работе кружковцы особенно сильно чувствуют зависимость своей работы от работы товарища.
      Этот метод организации труда применяется некоторыми учителями физики при изготовлении однотипных приборов в большом количестве для фронтальных лабораторных работ. Подобный метод успешно применялся и при изготовлении походных радиоприемников в Московском городском доме пионеров на пионерском радиозаводе.
      Для обработки материалов, кроме обычных ручных инструментов, следует применять механизированные инструменты: электродрель, вибрационные ножницы для резки металла, электролобзик для распиливания небольших кусков дерева и фанеры.
      Если есть возможность, то важно приучать кружковцев работать на сверлильных и токарных станках.
      Желательно было бы механизировать некоторые трудоемкие обработочные операции, например опиловку напильником металлических изделий на самодельном станочке с электромотором; выпиливание из фанеры на самодельном выпиловочном станке; отделку деревянных изделий наждачной бумагой производить не вручную, а при помощи деревянного круга или цилиндра, покрытого наждачной бумагой и приводимого в движение маломощным мотором. Некоторые обработочные операции (сверление, опиловка и др.) можно механизировать с помощью инструментов, скрепленных с гибким валом от электромотора, например, бормашины.
      Как показывает опыт технических кружков, некоторые работы можно осуществлять при помощи точечной и дуговой электросварки от небольших сварочных трансформаторов, производить гальваническое покрытие металлов в электролитической ванне, плавить, закаливать и отжигать легкоплавкий металл в электрической муфельной печи лабораторного типа.
      Чем разнообразнее будут методы обработки материалов и подбор самих материалов (разные виды и сорта металлов, пластмассы и прочее), тем больше новых знаний политехнического характера приобретут члены кружка.
      Иногда учащиеся на занятиях кружка работают неряшливо, небрежно обращаются с материалом и инструментами. Кружок является добровольной организацией, но это не значит, что в кружке не должно быть порядка, не должна вестись такая же серьезная воспитательная работа, как и на уроках в школе.
      Руководитель обязан научить пионеров и школьников культуре труда: правильно организовывать рабочее место, планировать работу, бережливо расходовать материал, красиво и хорошо отделывать изделие.
      Не каждый руководитель поступает именно так. Бывает, что хорошо смонтированный радиоприемник вставляется в безобразный фанерный ящик или вообще остается без футляра, а интересный и полезный физический прибор собирается на неуклюжей подставке.
      На выставках детского технического творчества наряду с прекрасными образцами моделей имеются и такие, которые свидетельствуют об отсутствии у юных техников самых элементарных технических знаний, навыков по расчету и необходимых трудовых умений.
      Так, в моделях паровых машин часто цилиндр несоразмерно велик по сравнению с паровым котлом и расход пара в цилиндре не соответствует производительности котлов.
      Иной раз нецелесообразно используется материал: модель получается громоздкой, неуклюжей. Модели электромоторов изготовляются без всякого стремления уменьшить потери. В электромоторе вал якоря и подшипники делаются непрочными, так что вся модель быстро приходит в негодность, разваливается.
      Юные радиолюбители, увлекаясь монтированием радиоприемников по готовым схемам, часто не продумывают конструкцию приемника до конца. В таком приемнике при первой же попытке его наладить приходится для замены какой-нибудь детали перепаивать половину монтажа.
      Все это показывает, что для такого юного техника самым важным было сделать действующую модель, а как сделана модель, насколько рационально использован материал, насколько продумана конструкция модели, — все это не являлось существенным. На технически грамотное выполнение модели, на ее отделку не обращалось должного внимания.
      Занятия кружка начинаются вступительной беседой руководителя, которая знакомит юных техников с содержанием работы кружка, дает им представление о тех знаниях и практических навыках, которые они получат. Подготовке этой беседы руководитель должен уделить самое серьезное внимание. Только живая, интересная беседа, сопровождающаяся демонстрацией опытов и приборов, показом кинофильмов и диапозитивов заинтересует кружковцев. Закончить занятие желательно показом готовых моделей и выступлениями старших воспитанников кружка.
      На первом же занятии необходимо познакомить кружковцев с расписанием занятий, с порядком работы в мастерской и выбрать старосту кружка.
      На всех последующих занятиях теоретическим беседам следует отводить первые 15—30 минут. Каждую из них руководитель должен хорошо продумать.
      Очень важно, чтобы содержание бесед и их порядок соответствовали практическим занятиям. Для этого каждый руководитель, согласно программе, составляет свой рабочий план: перечисляет темы, основные практические работы и намечает время, необходимое для их выполнения. Этим планом предусматривается: организация массовых мероприятий, групповых и индивидуальных консультаций, а также время для ответа на письма.
      Письменная консультация должна быть в центре внимания руководителя, так как работой кружка часто интересуются многие юные техники из других городов и областей. На вопросы юных мастеров надо стараться давать исчерпывающие ответы. К письменной консультации рекомендуется привлекать актив кружка.
      На каждое занятие кружка руководитель составляет краткий план, как это делается учителем в школе. После занятия в этом плане отмечается выполненная работа. Это повышает качество занятий.
      В план должны быть включены также доклады и рефераты членов кружка. Такие доклады по отдельным вопросам программы, как правило, проводятся в кружках старших пионеров и школьников. В кружках юных техников младшего школьного возраста желательно отводить время для чтения научно-популярных книг и журнальных статей.
      В каждом кружке руководитель предоставляет кружковцам право выбора темы для практических работ в пределах программы. Довольно легко это сделать в физико-техническом и электротехническом кружках. В авиамодельном и судостроительном кружках такой перечень тем дать сложнее, так как в этих кружках программой предусмотрены обязательные практические работы. Однако и здесь руководитель может найти различные варианты изготовления той или иной конструкции.
      Такая работа развивает творческую самодеятельность кружковцев, позволяет членам кружка наглядно увидеть результаты своей работы, глубоко изучить конструкцию, более осмысленно применять на практике знания, полученные в школе.
      Практическая работа в кружке проводится на каждом занятии после беседы. Руководитель раздает инструменты и материалы, объясняет приемы работ с ними, проверяет наличие чертежей у кружковцев. После этого кружковцы переходят к выполнению намеченной работы. Руководитель кружка наблюдает за правильностью чтения чертежа и рабочими приемами и в случае существенных ошибок, типичных для многих кружковцев, приостанавливает занятие и проводит дополнительный инструктаж.
      Очень важно с первых шагов работы научить кружковцев рационально и организованно работать. Обычно начинающий юный техник при выполнении практического задания разбрасывает иструмент и материал по рабочему столу, делает много лишних движений и от этого быстро устает. Заметив это, руководитель объясняет кружковцам, как надо правильно организовать свое рабочее место, рассказывает о работе передовиков производства.
      Чтобы познакомить пионеров и школьников с организацией труда на производстве, проводятся экскурсии на предприятие.
      На изготовление некоторых самодельных приборов и моделей требуется значительно больше времени, чем отведено по программе. Поэтому часть работы учащиеся могут выполнить на дому в свободное время. Некоторые сложные работы выполняются коллективно путем разделения труда.
      Руководитель кружка тщательно готовится к проведению практических работ, подбирает все необходимые материалы и инструменты, продумывает организацию работы. Каждая изготовленная модель или прибор испытывается и обсуждается на кружке. При обсуждении члены кружка должны отметить положительные и отрицательные стороны модели, указать, какие улучшения можно сделать. Техническая оценка и испытание продукции кружка имеют большое воспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности и аккуратности в работе.
      Необходимо следить за тем, чтобы участники кружка постоянно улучшали качество своей работы, усложняли конструкцию модели.
      Работу технического кружка следует строить на основе инициативы и самодеятельности пионеров и школьников. Необходимо, чтобы юные техники чувствовали полную ответственность за работу своего кружка. Первым на занятие кружка является дежурный. Он проверяет готовность помещения и порядок на рабочих местах, помогает руководителю подготовить опыты.
      Дежурный назначается старостой кружка — первым помощником руководителя. Староста следит за посещаемостью и дисциплиной членов кружка, за сохранностью имущества, за общим распорядком работы.
      В некоторых кружках выбираются также и редакторы технических бюллетеней, инструментальщики, библиотекари, ответственные по переписке и т. д. Важно, чтобы все они чувствовали за свою работу ответственность не только перед руководителем, но и перед всем коллективом.
      Руководителю необходимо прислушиваться к предложениям кружковцев, давать им посильную общественную работу, помогать членам кружка понимать и правильно оценивать те или иные поступки товарищей.
      Руководитель обязан воспитывать и всячески поддерживать чувство товарищества, взаимной помощи. Вся организация работы кружка должна отвечать правилу юных техников: «Научился сам — научи товарища».
      Наиболее передовых и активных кружковцев надо назначать для руководства кружками «Умелые руки», расширяя тем самым деятельность технического кружка. Воспитание юных техников-активистов, владеющих организаторскими и техническими навыками, является одной из главных воспитательных задач кружка.
      Кружок юных техников не должен замыкаться в своей работе. Каждый кружок может оказать реальную помощь школе в изготовлении наглядных пособий, спортивного оборудования и инвентаря, ученических принадлежностей, оборудования для школьного двора, в радиофикации и электрификации школы.
      Руководители технических кружков держат тесную связь с комсомольской и пионерской организациями. По мере сил и возможностей члены кружков участвуют во всех общественных кампаниях, выполняют трудовые задания, имеющие важное общественное значение.
      Общественно-полезная работа обязательно входят в план занятий кружка. Кружок проводит отчетный вечер, на котором демонстрируются самодельные приборы и модели, устраивает выставку своих работ. Успешно работающих кружковцев необходимо поощрять и отмечать. Так, при демонстрации на уроке самодельного прибора следует назвать фамилию ученика, изготовившего прибор. Стимулирует работу кружка и приказ директора школы, отмечающий полезную деятельность отдельных членов кружка или всего кружка.
      XII съезд ВЛКСМ поставил перед комсомолом новые задачи по пропаганде научно- технических знаний среди учащихся. С этой целью должна быть широко развернута массовая работа.
      Наиболее доступной и распространенной формой такой работы является организация научно-технических вечеров и встреч с учеными и специалистами.
      Каждый вечер посвящается какой-либо определенной теме, в его программу включаются творческие доклады юных техников, демонстрации опытов и построенных моделей. Очень важно, чтобы члены кружка принимали деятельное участие в организации вечера. Чем тщательнее будет подготовка, чем больше политехнических знаний и умений приобретут участники вечера, тем интереснее и содержательнее пройдет вечер.
      Из других форм массовой работы по технике можно рекомендовать олимпиады, конкурсы, экскурсии, состязания, выставки и т. д. Каждое из этих мероприятий строится на основе широкой самодеятельности учащихся и органической связи теории с практикой.


Источник: Организация и содержание работы технических кружков / Техническое творчество. 1955.- 9-18 с.   
Scan: AAW, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024