ЮМК
Лаборатория   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели подвижного состава


МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОВОЗА ЧС-2
( изготовление тележек )


В. Белогуров,
г. Харьков

      У железнодорожного моделизма становится все больше поклонников. Но прежде чем строить модель электровоза, которая сможет участвовать в соревнованиях, надо хорошо изучить устройство и технологию изготовления главных узлов. Выполняют их в определенной, считающейся наиболее рациональной последовательности: тележки с колесными парами, буксами, рессорами и балансирами; рама электровоза; двигатель с редукторами и механизмами передачи движения колесным парам; кузов с прожекторами, буферными фонарями и макетами оборудования, расположенного на крыше электровоза; пантографы; автосцепки. Отдельные узлы могут быть или усложнены (например, тележки можно оборудовать тормозом и песочницей, автосцепку - электроприводом для дистанционного управления и т. д.), или упрощены (действующие детали заменены макетами). Самостоятельную группу представляют собой автоматические устройства.
      Сегодня мы расскажем, как сделать тележки модели электровоза ЧС-2. Действующая модель-образец построена на Харьковской железнодорожной СЮТ. Она не раз участвовала в соревнованиях и была отмечена призами. На последних Всесоюзных соревнованиях 1967 года заняла 1-е место.


      По правилам соревнований модель электровоза изготавливается в масштабе 1:30 от натуральной величины. Нагрузка на ось не должна превышать 1200 г, а общий вес модели 7200 г.
      Размеры модели ЧС-2 (рис. 1): длина электровоза (по автосцепке) - 631 мм, длина кузова - 590 мм, ширина - 104 мм, высота кузова - 95 мм, высота электровоза (по спущенному пантографу) - 180 мм.
      Имея габаритные размеры и чертежи отдельных узлов электровоза, можно приступать к работе.
      Начинать нужно с рам тележек (рис. 2). Размеры развертки рамы указаны на рисунке 3. Из стали толщиной 0,5 мм изготавливаем две прямоугольные полоски размером 625х29 мм и размечаем их по рисунку 2. Вырезав уголки с помощью ножовки, зубила и молотка, можно начинать подгонку их до номинальных размеров и зачистку острых кромок.
      Затем на особом приспособлении (рис. 4) гнем полосу и молотком выбиваем углубления под буксы. На свободные концы рамы накладываем стальной уголок, сверлим в нем по два отверстия с каждой стороны и заклепываем.
      Следующий этап - тщательная рихтовка рамы на разметочной плите. После рихтовки зазор не должен превышать 0,5 мм.
      Выполнив перечисленные операции, можно приступать к разметке и сверлению отверстий под направляющие штыри (рис. 5). Направляющие штыри под буксы делаем из стали ст. 3 на токарном станке, полируем и хромируем. Готовые штыри вставляем в отверстия тележки и опаиваем.
      Буксу делаем из алюминия толщиной 11 мм, размечаем по рисунку 5, обрабатываем при помощи ножовки, напильника и надфиля, затем сверлим отверстия под направляющие штыри, под рессору и под гнезда подшипника.
      Если имеется пресс для литья деталей из капрона, полистирола и т. д., проще изготовить прессформу для литья букс, тогда одну из самых сложных деталей электровоза можно будет выпускать "поточным методом". При этом достигаются максимальная копийность, точность и стандартизация деталей.
      Рессора выполняется из пружинной стали путем набора полое толщиной 1 мм. Их длина указана на рисунке 6. Рессоры также можно отливать из капрона, если есть прессформа или пресс.
      Балансиры и их подвески лучше всего делать из листового дюралюминия, но можно и из листовой стали ст. 3.
      Технология изготовления колесных пар зависит от местных условий производства (рис. 7). Их делают из стали, обрабатывая на токарном станке. Может быть точеная цельная колесная пара; сборная, когда оси и колеса вытачиваются отдельно, и сборная с отдельно изготовленными бандажами. Последний способ позволяет сделать колесную пару из цветного металла (латунь, дюраль) со стальным бандажом.
      Сборочные чертежи передней и задней тележек показаны на рисунке 8.


Скачать чертежи для печати

Источники: В. Белогуров. С чего начать / ж. "Моделист-конструктор" № 11, 1968. - 38-39 с.    
Scan: ??? Clean, Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024