ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Михайлов Н.Д.
Кружок юных железнодорожников

Книга содержит программно-методические материалы по организации и проведению занятий в кружке юных железнодорожников, технологии и советы по изготовлению абсолютно всех деталей моделей и макетов, включая электродвигатели.
Для моделистов и организаторов кружков железнодорожного моделирования.

СОДЕРЖАНИЕ

I. КРУЖОК ЮНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

1. Объяснительная записка [ 3 ]
- Материалы для работы [ 10 ]
- План занятий кружка по изучению железнодорожного транспорта [ 11 ]
- Список рекомендуемых кино- и диафильмов [ 13 ]
- Примерный список оборудования и инструмента [ 14 ]
- Список рекомендуемой литературы [ 15 ]

2. Тематика занятий
Первый год
- Вводное занятие [ 17 ]
- Значение железнодорожного транспорта [ 17 ]
- Изготовление простейших моделей из бумаги, картона и дерева [ 18 ]
- Изготовление простейших частей моделей из металла [ 19 ]
- История русских железных дорог [ 19 ]
- Техника и работа железнодорожного транспорта [ 20 ]
- Изготовление модели железнодорожного пути и станций [ 20 ]
- Изготовление моделей вагонов [ 23 ]
- Изготовление модели паровоза [ 24 ]
- Общее итоговое занятие [ 26 ]
Второй год
- Вводное занятие [ 26 ]
- Изготовление простейших моделей электрических устройств СЦБ и электрифицированной железной дороги с локомотивом - тепловозом или электровозом [ 26 ]
- Постройка моделей искусственных сооружений и пути электрофицированной железной дороги [ 27 ]
- Устройство и работа железнодорожных станций [ 28 ]
- Организация движения поездов [ 28 ]
- Сигналы на железных дорогах [ 28 ]
- Изготовление моделей пассажирских и грузовых вагонов [ 29 ]
- Изготовление модели электровоза [ 30 ]
- Изготовление модели тепловоза [ 32 ]
- Постройка моделей автоблокировки и устройств электроснабжения [ 33 ]
Третий год
- Осенний период. С 1 сентября по 1-15 октября [ 35 ]
- Зимний период [ 36 ]
- Летняя практика [ 36 ]

II. УКАЗАНИЯ К ТЕХНИКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

1. Железнодорожный путь и станции [ 37 ]
- Виадуки [ 44 ]
- Переезды и переходы [ 45 ]
- Путепровод [ 46 ]
- Мосты [ 48 ]
- Рельсы [ 52 ]
- Стрелки [ 57 ]
- Путевые и сигнальные знаки [ 59 ]
- Вокзалы и другие железнодорожные постройки [ 60 ]
- Сортировочная горка [ 71 ]
2. Вагоны [ 73 ]
- Колеса [ 85 ]
3. Локомотивы [ 90 ]
- Тяга локомотивов [ 90 ]
- Электромотор [ 92 ]
- Обмотка электромагнита и якоря [ 98 ]
- Паровоз [ 105 ]
- Электровоз [ 116 ]
- Тепловоз [ 126 ]
4. Электрификация и автоматизация транспорта [ 128 ]
- Подводка тока через третий рельс [ 129 ]
- Светофор [ 131 ]
- Семафор [ 136 ]
- Стрелка [ 137 ]
- Централизованное управление модели железной дороги [ 141 ]
- Подвесная железная дорога [ 145 ]
5. Основные размеры габариты [ 152 ]

ВКЛАДКИ:
Рис.87. Резервуар [ вкл.1 ]
Рис.97. Электромотор с якорем барабанного типа [ вкл.2 ]
Рис.168. Электрическая схема трехзначной безрелейной односторонней автоблокировки безрелейной конструкции [ вкл.3 ]



Указатель рисунков
Рис.1. Общий вид макета электрофицированной железной дороги [ 38 ]
Рис.2. Выемка [ 39 ]
Рис.3. Насыпь [ 39 ]
Рис.4. Картонное основание модели насыпи [ 40 ]
Рис.5. Детали основания участка пути [ 41 ]
Рис.6. Габариты СТ-I для тоннелей на однопутных путях [ 42 ]
Рис.7. Деревянный каркас модели тоннеля [ 43 ]
Рис.8. Тоннель [ 44 ]
Рис.9. Арочный виадук [ 45 ]
Рис.10. Настил переезда [ 45 ]
Рис.11. Спуск переезда [ 46 ]
Рис.12. Переход через пути [ 46 ]
Рис.13. Переходной мост с переходными площадками [ 47 ]
Рис.14. Модель путепровода [ 47 ]
Рис.14б. Основание модели путепровода [ 48 ]
Рис.14в. Детали путепровода [ 49 ]
Рис.14г. Детали путепровода [ 50 ]
Рис.15. Мост над глубокой впадиной [ 51 ]
Рис.16. Металлический подкосный мост [ 51 ]
Рис.17. Каменная труба [ 52 ]
Рис.18. Рельс [ 52 ]
Рис.19. Плашка для протаски рельсовых заготовок [ 53 ]
Рис.20. Соединение звеньев рельсов [ 53 ]
Рис.21. Загибка заготовки рельса клещами [ 54 ]
Рис.22. Жестяная лапка [ 54 ]
Рис.23. Жестяная подкладка [ 54 ]
Рис.24. Кремление рельса на деревянной шпале [ 54 ]
Рис.25. Крепление проволочных рельсов к шпале [ 55 ]
Рис.26. Шаблон для загиба рельсов [ 55 ]
Рис.27. Шаблон для укладки рельсов на шпалы [ 55 ]
Рис.28. Силы, действующие на состав на закруглениях пути при одинаковой высоте обоих рельсов [ 57 ]
Рис.29. Силы, действующие на состав на закруглениях пути при разных высотах наружного и внутреннего рельсов [ 57 ]
Рис.30. Стрелочный перевод в положении движения по основному (главному) пути [ 57 ]
Рис.31. Стрелочный перевод в положении движения по боковому пути [ 58 ]
Рис.32. Стрелочный перевод [ 58 ]
Рис.33. Подвижная часть стрелки [ 59 ]
Рис.34. Переводной механизм стрелки [ 59 ]
Рис.35. Километровый знак [ 61 ]
Рис.36. Уклоноуказательный знак [ 61 ]
Рис.37. Пикетный знак [ 61 ]
Рис.38. Общий вид вокзала [ 62 ]
Рис.39. Арочная стена вокзала [ 63 ]
Рис.40. Боковая стена вокзала [ 64 ]
Рис.41. Сборочный разрез вокзала [ 65 ]
Рис.42. Детали дебаркадера и часы [ 66 ]
Рис.43. Фасад, боковой вид и разрез маленького вокзала [ 67 ]
Рис.44. Габариты расположения станционных путей [ 68 ]
Рис.45. Открытая погрузочная платформа [ 69 ]
Рис.46. Пакгауз (фасад) [ 69 ]
Рис.47. Подвижные двери пакгауза [ 70 ]
Рис.48. Прямоугольное депо [ 70 ]
Рис.49. Веерное депо [ 70 ]
Рис.50. Разрез и план модели поворотного круга [ 71 ]
Рис.51. План сортировочной горки [ 71 ]
Рис.52. Боковой вид сортировочной горки [ 72 ]
Рис.53. Ограждение в конце тупика [ 72 ]
Рис.54. Рама вагона [ 74 ]
Рис.55. Направляющая ось модели вагона [ 74 ]
Рис.56. Развертка буксы [ 74 ]
Рис.57. Рессора в готовом виде [ 75 ]
Рис.58. Сборная рессора [ 75 ]
Рис.59. Кузов двухосного грузового вагона [ 75 ]
Рис.60. Вид кузова вагона с торца (лобовой стенки) [ 76 ]
Рис.61. Боковая стенка кузова вагона [ 76 ]
Рис.62. Поперечный разрез рамы и буксы вагона [ 76 ]
Рис.63. Литая букса [ 77 ]
Рис.64. Рессора с буксой [ 77 ]
Рис.65. Боковой вид грузовой платформы [ 78 ]
Рис.66. Направляющая рессоры [ 78 ]
Рис.67. Серьга рессоры [ 78 ]
Рис.68. Накладки [ 79 ]
Рис.69. Буфер [ 79 ]
Рис.70. Крюк [ 80 ]
Рис.71. Упорная плита крюка [ 80 ]
Рис.72. Звенья цепи [ 80 ]
Рис.73. Шаблон для изготовления цепи [ 81 ]
Рис.74. Развод звена [ 81 ]
Рис.75. Накладки для бортов платформы [ 81 ]
Рис.76. Подвижные петли [ 82 ]
Рис.77. Крепление коротких бортов вагона [ 82 ]
Рис.78. Пассажирский Цельнометаллический вагон [ 83 ]
Рис.79. Развертка тележки [ 84 ]
Рис.80. Заготовка тележки [ 84 ]
Рис.81. Угольники рессор [ 85 ]
Рис.82. Вид тележки сверху [ 85 ]
Рис.83. План вагона [ 86 ]
Рис.84. Разрез вагона и вид сзади [ 86 ]
Рис.85. Развертка лесенки [ 86 ]
Рис.86. Лесенка в готовом виде [ 86 ]
Рис.88. Колесная пара [ 88 ]
Рис.89. Литье колес при помощи ложки [ 88 ]
Рис.90. Разрез колесной формы [ 89 ]
Рис.91. Верхняя часть колесной формы [ 89 ]
Рис.92. Литниковая часть колесной формы [ 89 ]
Рис.93. Маховое колесо инерционного двигателя [ 90 ]
Рис.94. Резиновый привод с коронной передачей [ 91 ]
Рис.95. Заводной крючок резинового привода [ 92 ]
Рис.96. Стопор резинового привода [ 92 ]
Рис.98. Полюс электромагнита [ 94 ]
Рис.99. Деревянная катушка электромотора [ 94 ]
Рис.100. Детали якоря [ 95 ]
Рис.101. Изготовление якоря [ 95 ]
Рис.102. Последовательный ход сборки якоря [ 96 ]
Рис.103. Сборка коллектора на оси мотора [ 97 ]
Рис.104. Электромотор в собранном виде и готорый к пуску [ 98 ]
Рис.105. Схема включения обмотки электромотора [ 98 ]
Рис.106. Передача от мотора на колеса [ 100 ]
Рис.107. Двухсторонняя фрикционная передача [ 107 ]
Рис.108. Односторонняя передача шестеренками [ 102 ]
Рис.109. Простая зубчатая передача [ 102 ]
Рис.110. Сложная зубчатая пердача [ 103 ]
Рис.111. Червячная передача [ 103 ]
Рис.112. Конически-цилиндрическая передача [ 104 ]
Рис.113. Простой заводной механизм [ 113 ]
Рис.114. Боковой вид паровоза серии ИС [ 106 ]
Рис.115. Разрез паровоза через ось котла [ 106 ]
Рис.116. Схема конструкции качающегося цилиндра [ 107 ]
Рис.117. Работа качающегося цилиндка [ 107 ]
Рис.118. Движущий и парораспределительный механизм [ 108 ]
Рис.119. Размеры поршня [ 108 ]
Рис.120. Цилиндр в собранном виде [ 109 ]
Рис.121. Призма цилиндра [ 109 ]
Рис.122. Схема разметки [ 110 ]
Рис.123. Разметка отверстий [ 111 ]
Рис.124. План расположения цилиндра и колес [ 111 ]
Рис.125. Ведущие колеса паровоза [ 112 ]
Рис.126. Рама паровоза [ 112 ]
Рис.127. Плашка для протяжки трубок [ 113 ]
Рис.128. Ведущее колесо [ 114 ]
Рис.129. Форма для литья колес [ 114 ]
Рис.130. Котел [ 114 ]
Рис.131. Предохранительный клапан [ 115 ]
Рис.132. Клапан из гаечек [ 115 ]
Рис.133. Спиртовка [ 116 ]
Рис.134. Боковой вид электровоза рудничного типа [ 117 ]
Рис.135. Развертка рамы электровоза [ 117 ]
Рис.136. Электровоз ВЛ-22-160 [ 118 ]
Рис.137. Тележка электровоза [ 119 ]
Рис.138. Профиль тележки электровоза [ 119 ]
Рис.139. Рама электровоза ВЛ-22 [ 120 ]
Рис.140. Детали передней стенки электровоза ВЛ-19 и ВЛ-22 [ 120 ]
Рис.141. Боковая стенка электровоза [ 121 ]
Рис.142. Расположение пантографов, вентиляторов и прожекторов на крыше электровоза [ 121 ]
Рис.143. Пантограф из планочек [ 122 ]
Рис.144. Пантограф из проволоки [ 122 ]
Рис.145. Лыжа пантографа [ 122 ]
Рис.146. Вариант упрощенной электрической схемы [ 123 ]
Рис.147. Новые электровозы [ 124 ]
Рис.148. Мачта, поддерживающая провода. Изолятовы и крепление контактного провода [ 125 ]
Рис.149. Тепловоз ТЭ-2 [ 127 ]
Рис.150. Разрез пити с питанием от третьего рельса [ 129 ]
Рис.151. Скользящий контакт [ 129 ]
Рис.152. Схема питания круговой дороги [ 130 ]
Рис.153. Схема питания мотора от третьего рельса [ 130 ]
Рис.154. Схема питания электровоза током [ 131 ]
Рис.155. Светофор [ 131 ]
Рис.156. Заготовка для светофорной головки и присоединение проводов [ 132 ]
Рис.157. Патрон к сигнальным электролампочкам [ 133 ]
Рис.158. Щиток с линзами и козырьками [ 133 ]
Рис.159. Семафор [ 137 ]
Рис.160. Стрелочные фонари [ 137 ]
Рис.161. Коммутатор стрелки перевода [ 138 ]
Рис.162. Стрелочный коммутатор световой схемы путей [ 139 ]
Рис.163. Катушка соленоида [ 139 ]
Рис.164. Соленоидное управление стрелками [ 140 ]
Рис.165. Электросхема электрической централизации стрелок [ 140 ]
Рис.166. Схема управляющих реле выходных сигналов [ 141 ]
Рис.167. Реле времени для остановки электропоезда [ 142 ]
Рис.169. Схема эстакады подвесной электромагнитной дороги [ 145 ]
Рис.170. Принципиальная схема модели безконтактного высокочастотного экипажа [ 146 ]
Рис.171. Детали подвесной электромагнитной дороги [ 150 ]
Рис.172. Принципиальная схема движения вагона в катушке соленоида [ 151 ]


Указатель таблиц
Таблица 1. Основные размеры габарита внутреннего отверстия для тоннеля
однопутного участка модельной железной дороги (в миллиметрах) [ 42 ]
Таблица 2. Расстояния между строениями и рутями [ 66 ]
Таблица 3. Температура плавления металлов [ 87 ]





___________________________________________________________________

  Кружок юных железнодорожников

(Программно-методические материалы по внешкольной работе)

Редактор В. С. Филиппова.
Технический редактор Г. И. Смирнов
Корректор М. В. Голубева

* * *

Сдано в набор 25/1 1957 г. Подписано к печати 1/VIII 1957 г. 84x108'/32 Печ. л. 9,75 (7,99) п. л.+0,5 (0,44) вкл. Уч.-изд. л. 7,63+0,29 вкл. Тираж 9000. экз. А 06384. Заказ № 38.

Учпедгиз. Москва, Чистые пруды. 6.
* * *

Типография издательства «Уральский рабочий».
Свердловск, ул. имени Ленина, 49.

Цена 2 р. 25 к.

Scan: AAW Clean, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2022