ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


ПЕРВОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО
С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗООБРАБОТКОЙ
"КАПИТАН СМИРНОВ"

      За последние двадцать лет в мировом торговом флоте появилось большое количество новых типов специализированных судов, в том числе и судов с горизонтальной грузообработкой, основной особенностью которых является горизонтальное деление грузового пространства при почти полном отсутствии поперечных переборок для наиболее легкого и удобного передвижения груза по твиндекам.
      Первым крупным отечественным судном этого типа является газотурбоход «Капитан Смирнов» (рис. 1, 2), предназначенный для транспортировки пакетированных генеральных грузов, колесной техники и контейнеров международного стандарта (в том числе рефрижераторных) в трюмах и на верхней палубе. Увеличенная скорость и меньший коэффициент общей полноты, высокая живучесть судна, применение в качестве главного двигателя газотурбинных установок с теплоутилизационным контуром, автоматизированное составление карго-плана и контроль за грузовыми операциями и ряд других особенностей существенно отличают его от подобных зарубежных судов.

Основные элементы и характеристики судна


Длина, м     наибольшая ... 227,4
    между перпендикулярами ... 204,0
Ширина, м ... 30,0
Высота борта, м     до верхней падубы ... 21,0
    до главной палубы ... 11,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м ... 9,9
Дедвейт при осадке 9,9 м, т ... 20075
Грузовместимость, м3 ... 54500
Вместимость, per. т
    валовая ... 14350
    чистая ... 7480
Контейнеровместимость (6,1 м), шт. ... 1231
Мощность главных двигателей, кВт ... 36780
Скорость в полном грузу, уз ... 25
Дальность плавания, мили ... 22000
Экипаж, чел. ... 39
Практиканты, чел. ... 8
Пассажиры, чел. ... 8


      Ведение грузообработки с помощью высокоманевренных малогабаритных автопогрузчиков позволяет разгружать судно не более чем за 2—3 суток (вместо 8—15 суток для универсальных судов такой же грузоподъемности) и по интенсивности приближается к таковой для контейнеровозов ячеистой конструкции. Предусмотрена также возможность загрузки верхней палубы береговыми средствами.
      Судно спроектировано на класс КМ * ЛЗ А2 Регистра СССР и удовлетворяет требованиям международных конвенций по охране человеческой жизни на море и по предотвращению загрязнения с судов. Оно представляет собой двухвинтовой четырехпалубный газотурбоход с кормовым расположением машинного отделения и надстройкой над ним, с бульбообразной носовой оконечностью, кормовой угловой рампой, транцевой кормой, развитыми выкружками гребных валов и минимальным надводным бортом.
      С целью повышения живучести на судне установлены поперечные водонепроницаемые переборки с воротами, а вдоль всего трюма устроены бортовые топливные цистерны. Междудонное пространство, фор- и ахтерпики, бортовые креновые цистерны вмещают 3900 т балласта, прием которого обеспечивает судну необходимую посадку и хорошие мореходные качества во всех случаях эксплуатации. Высота в свету трюма и твиндеков не менее 3 м, семиметровые проезды, удобная планировка, а также достаточная прочность палуб и кормовой рампы обеспечивают возможность перевозки грузов широкой номенклатуры. В среднем твиндеке предусмотрены подъемные автомобильные платформы.
      Конструкция рампы позволяет производить грузовые операции при расстоянии от борта до причала от 0,5 до 1,5 м, разности в уровнях въездной палубы и причала от —2,2 до +5,5 м, крене судна до 5° и дифференте до 2°. Если рампа свободно опирается на причал, то нагрузка при их контакте не превышает 29 кН/м2, а при работе рампы в автоматическом режиме удержания уровня— 19 кН/м2.
      Цельносварной корпус судна изготовлен из стали 09Г2 с пределом текучести 294 МПа; для второстепенных конструкций применена сталь ВСт.Зсп2 и ВСт.Зсп4 с пределом текучести 235 МПа. Система набора смешанная: по продольной системе выполнены днище и все грузовые палубы в районе грузового трюма, по поперечной — борта, палубы и второе дно в оконечностях.
      Надстройка установлена на двух пилонах, образующих проезд по верхней палубе в корму. Команда размещается в одноместных каютах, старший комсостав — в семи блок-каютах, а пассажиры и практиканты — в двухместных каютах. Все жилые помещения обслуживаются системой круглогодичного кондиционирования воздуха и оборудованы индивидуальными санузлами. Для снижения шумности в жилых помещениях шахта машинного отделения удалена от надстройки. Для отдыха экипажа имеются спортзал и спортивная площадка на открытой палубе, плавательный бассейн и помещение для индивидуальных занятий. Обстройка помещений выполнена по модульной системе с применением панелей из плит «черноморита», подволок зашит негорючим пластиком или листами из алюминиево-магниевого сплава.
      В качестве главных двигателей на судне установлены два главных всережимных реверсивных газотурбинных агрегата ГГТА М25 с утилизационным контуром максимальной мощностью по 18390 кВт каждый при 130 об/мин на выходном фланце редуктора. Энергетическая установка автоматизирована на знак А2, т.е. предусмотрено дистанционно-автоматизированное управление из навигационной рубки и дистанционное управление из ЦПУ. Мощность передается на два четырехлопастных гребных винта фиксированного шага диаметром 5,7 м, изготовленных из высокопрочной бронзы.
      Электростанция состоит из трех автоматизированных дизель-генераторов мощностью по 1000 кВт каждый, двух утилизационных турбогенераторов, используемых в ходовом режиме, мощностью 1000 кВт каждый и аварийного дизель-генератора мощностью 200кВт. Котельная установка включает в себя два утилизационных котла перегретого пара производительностью 24 т/ч каждый, автоматизированного вспомогательного котла производительностью 6 т/ч при давлении 490 кПа, который обеспечивает потребность в паре на стояночных режимах при неработающих утилизационных котлах.
      Балластная система выполнена без труб: балластировка и дебалластировка производится через междудонный балластный распределительный канал. Система обслуживается двумя насосами подачей по 250 м3/ч. Для выравнивания крена в процессе грузовых операций имеется специальная система, состоящая из двух бортовых креновых цистерн и насоса подачей 400 м3/ч. Тушение пожара осуществляется следующими системами: водяной, жидкостного тушения, орошения, пено- и углекислотного тушения. Для удаления воды предусмотрена осушительная система, обслуживаемая двумя насосами подачей по 250 м3/ч и одним — 25 м3/ч. Кроме того, в верхнем твиндеке для удаления больших масс воды за борт предусмотрены спускные дистанционно управляемые поворотные затворы.
      Спасательное устройство включает в себя две шлюпки закрытого типа вместимостью по 55 чел. и три надувных плота.
      Швартовные операции производятся с помощью девяти электрических автоматических швартовных лебедок с тяговым усилием 123 кН. Якорное устройство состоит из двух электрических шпилей, двух становых и одного запасного якорей Холла массой по 9 т; литые цепи калибром 82 мм изготовлены из высокопрочной стали. Предусмотрена дистанционная отдача якорей из рулевой рубки. Судно управляется полубалансирным рулем, для перекладки которого установлена электрогидравлическая рулевая машина с авторулевым. Крутящий момент на баллере руля составляет 2450 кН-м. Предусмотрен запасной привод руля. Имеются носовое и кормовое подруливающие устройства с суммарным упором 127 кН.
      Судно оборудовано системой комплексной автоматизации, позволяющей автоматизировать процессы навигации, судовождения и решения задач при подготовке грузовых операций и управлении ими. Современное радионавигационное оборудование обеспечивает судну безопасное плавание. Для предотвращения коррозии подводной части корпуса предусмотрена катодная защита.

С.М. Козлов, В.К. Ивженко






Источник: С.М. Козлов, В.К. Ивженко. Первое отечественное крупнотоннажное судно с горизонтальной    
грузообработкой "Капитан Смирнов" / ж. "Судостроение" № 3, 1980, 7-9 с.    
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2021