ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


ОКЕАНСКИЙ БУКСИР-СПАСАТЕЛЬ "ЯГУАР"

      Статистические данные последних лет свидетельствуют, что, несмотря на совершенствование навигационного оборудования и развитие международных правил безопасности плавания, число аварий судов не снижается. Это можно объяснить ростом интенсивности движения, увеличением размерений и скорости судов. В нашей стране уделяется большое внимание обеспечению безопасности мореплавания и оказанию помощи терпящим бедствие судам, для чего организуется спасательная служба, оснащенная специальными судами. Одним из последних судов этого типа является построенный в 1976 г. океанский буксир-спасатель "Ягуар» (рис. 1).

      Судно построено на класс Регистра СССР КМ*Л1 1 А2 (буксир) и представляет собой однопалубный двухвинтовой теплоход с удлиненным баком, бульбообразным носом н крейсерской кормой. Район плавания неограниченный. Дальность плавания с полной скоростью — 9000 миль.
      Остойчивость судна удовлетворяет требованиям Регистра СССР, предъявляемым к судам неограниченного района плавания и к буксирам большой мощности. Непотопляемость обеспечена при затоплении двух смежных водонепроницаемых отсеков, кроме района машинно-котельного отделения, где непотопляемость обеспечена при затоплении одного отсека.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина, м  
наибольшая
92,8
между перпендикулярами
80,4
Ширина наибольшая, м
15,4
Высота борта, м
7,7
Осадка, м
5,8
Водоизмещение при осадке 5,8 м, т
4050
Дедвейт, т
1040
Валовая вместимость регистровая вместимость, peг. т
2781
Скорость хода при мощности 2х4500 л. с., уз
18,7
Тяга при скорости буксировки 5 уз, тс
75

      Полностью сварной корпус судна выполнен по поперечной системе набора (шпация 600 мм) и имеет ледовые усиления на класс Л1 (буксир). В качестве материала для корпуса и рубок используется углеродистая сталь марок ВСт3сп2 и ВСт3сп4, для ледового пояса — сталь 09Г2. Судно разделено десятью поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 11 отсеков.
      Размещение служебных, жилых, общественных и хозяйственно-бытовых помещений принято из условий рационального использования площадей палуб и обеспечения наилучших условий для работы и отдыха команды. Экипаж судна в количестве 35 человек размещен следующим образом: комсостав 12 человек — в одноместных каютах, команда 23 человека — в двухместных каютах. Аварийная партия из 18 человек занимает: комсостав — двухместную каюту, команда — четырехместные каюты. Для спасенных предусмотрено 46 мест на диванах в каютах команды и две четырехместные каюты. Каюты оборудованы современной мебелью, круглогодичным кондиционированием, люминесцентным освещением и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (рис. 2).
      На судне имеются гимнастический помост, спорткаюта, медицинский и банно-прачечный блоки и необходимые санитарно-бытовые помещения.
      Установка основных механизмов и оборудования на амортизаторах, а также удаление жилых помещений от главных источников шума — двигателей и винтов — позволили существенно снизить шум и особенно вибрацию в жилых помещениях и на рабочих постах судна.
      Для откачки воды с аварийных судов на буксире предусмотрено следующее оборудование: 7 комплектов водоотливных насосов общей производительностью 940 м3/ч, 15 комплектов погружных электронасосов общей производительностью 900 м3/ч, 8 комплектов водоотливных эжекторов общей производительностью 1120 м3/ч.
      Специальная автономная противопожарная водяная система и система пенотушения обеспечивают тушение пожаров на аварийных судах забортной водой и пеной, а также подачу воды на переносные аварийные водоотливные эжекторы, на систему бортовых завес судна, для орошения открытых палуб и размыва грунта. Система обслуживается двумя пожарными дизель-насосами ДПЖН-14 производительностью 1000/500 м3/ч каждый при напоре 100/200 м вод. ст., работающими на четыре стационарных лафетных ствола, расположенных на носовой и кормовой мачтах (рис. 3 и 4). При использовании специальных насадок возможна подача пены средней кратности на два любых лафетных ствола.
      Для выполнения подводных работ на судне оборудовано два водолазных поста, укомплектованных водолазным оборудованием с трехболтовым вентилируемым снаряжением, декомпрессионной камерой, подводной телевизионной аппаратурой, установкой подводного освещения, агрегатом подводной сварки и резки, грунторазмывным устройством и четырьмя комплектами легководолазного оборудования (рис. 5, 6). Для стаскивания судов с мели в кормовой части буксира имеется поперечный двойной битенг с допустимой нагрузкой 400 тс (рис. 7). Общее расположение судна показано на рис. 8.
      Буксировка аварийных объектов осуществляется с помощью двухбарабанной электрогидравлической буксирной лебедки с тяговым усилием 60/30 тс (рис. 9). Управление лебедкой местное из помещения буксирной лебедки и дистанционное из рулевой рубки и кормового поста управления. В качестве буксирных тросов приняты два троса длиной по 1000 м, диаметром 66,5 мм и два троса длиной 700 м, диаметром 49 мм. По одному тросу каждого типа хранится на специальной вьюшке в кормовом трюме аварийно-спасательного имущества. Для подачи проводника буксирного троса имеется два линемета.
      В качестве средства для перевозки людей с аварийных судов и высадки аварийной партии на буксире-спасателе предусмотрены один большой рабочий катер, рассчитанный на 52 человека или 4 т груза, и две специальные надувные платформы. В кормовой части судна расположено устройство для передачи на ходу кильватерным способом топлива и пресной воды.
      Для продувки отсеков аварийного судна, наполнения воздухом спасательных средств и обеспечения работы пневмоинструмента на буксире-спасателе предусмотрена система сжатого воздуха, обслуживаемая двумя дизель-компрессорам и производительностью 110 м3/ч при давлении 230 кгс/см2.
      Главная энергетическая установка океанского буксира-спасателя "Ягуар» состоит из двух 16-цилиндровых дизелей 58Д-4Р (правой и левой модели) мощностью по 4500 л.с. при 643 об/мин (рис. 10), работающих через редуктор на винты регулируемого шага диаметром 3 м, расположенные в неподвижных направляющих насадках.
      Уровень автоматизации соответствует классу А2 Регистра СССР. Управление главными двигателями осуществляется с основных постов в рулевой рубке и из центрального поста управления, расположенного в машинном отделении (рис. 11). Управление положением лопастей ВРШ производится с дистанционных пультов, расположенных в центральном посту управления и в рулевой рубке. Аварийное ручное управление положением лопастей ВРШ осуществляется непосредственно из помещения механизма изменения шага винта.
      Вспомогательная котельная установка состоит из одного автоматизированного котлоагрегата КАВ 1,6/5 производительностью 1,6 т/ч при давлении пара 5 кгс/см2 и двух утилизационных котлов КУП 40/6 производительностью по 1,1 т/ч при давлении пара в сепараторе 7 кгс/см2.
      Для приготовления пресной воды в машинном отделении установлены две вакуумные водоопреснительные установки типа ДЗУ производительностью каждая около 5 т/сут, утилизирующие тепло охлаждающей воды главных двигателей.
      Для подъема тяжелых деталей при осмотрах и ремонтах главных двигателей предусмотрено передвижное подъемное устройство грузоподъемностью 2 т с ручным приводом. Для производства ремонтных работ на судне имеются механическая и электротехническая мастерские с необходимым оборудованием.
      Судовая электростанция состоит из четырех автоматизированных дизель-генераторов ДГР 300/750-I переменного тока напряжением 400 В и мощностью по 300 кВт с автоматическим регулированием напряжения и системой самовозбуждения. В специальном помещении на палубе бака установлен аварийный дизель-генератор ДГА 100-2 переменного тока напряжением 400 В и мощностью 100 кВт. Запуск аварийного дизель-генератора обеспечивается от аккумуляторных батарей автоматически при исчезновении напряжения на шинах щита. Предусмотрена возможность запуска сжатым воздухом.
      Для приема и выдачи электроэнергии в кормовой части буксира-спасателя в специальном помещении расположены щиты и вьюшка с кабелем, конструкция которой позволяет подключать оба конца кабеля без его полной размотки.
      Дистанционное управление и контроль работы электростанции осуществляются со щита управления, расположенного в центральном посту управления.
      Система автоматизации электростанции обеспечивает поддержание постоянства напряжения системой возбуждения и саморегулирования генераторов, автоматическую и дистанционную точную синхронизацию генераторов с шинами ГРЩ, распределение активных нагрузок между параллельно работающими дизель-генераторами, разгрузку генераторов путем отключения второстепенных потребителей с выдержкой во времени, мгновенное отключение двух групп второстепенных потребителей при набросе нагрузки на генераторе до 130%, выдачу сигнала на автоматический запуск и подключение резервного дизель-генератора при увеличении нагрузки на любом работающем генераторе до 90%, дистанционный контроль основных параметров электроэнергии, дистанционное управление генераторными автоматами.
      Для спасения собственного экипажа в случае аварии на буксире-спасателе "Ягуар" имеются две закрытые моторные шлюпки ЗСШР2-М вместимостью по 55 чел, и шесть надувных плотов ПСН-10М вместимостью по 10 чел.
      Якорное устройство судна состоят из носового сдвоенного электрического якорно-швартовного шпиля ШЭ29-1, кормового шпиля ШЭ16М-10, четырех становых якорей Холла массой по 2,5 т (один запасной) и четырех ледовых якорей массой 2х150 и 2х100 кг.
      Для швартовки судна используются турачки якорно-швартовных шпилей. Судно оборудовано носовым и кормовым кранцами, набранными из литых резиновых блоков размером 140х182х500 мм. Для обеспечения безопасной швартовки на волнении на судне имеются надувные кранцы.
      Ведение грузовых операций осуществляется носовым и кормовым грузовыми устройствами. В носу установлены две грузовые стрелы, каждая на которых поднимает груз в 3 т. При работе спаренными стрелами (на телефон) их грузоподъемность составляет 2 т при вылете за борт 3,5 м. Кормовое грузовое устройство состоит из механизированной двухтопенантной стрелы длиной 16 м с трифилярной подвеской грузоподъемностью 12 т при вылете за борт 5 м.
      Для улучшения маневренных качеств судна на малых ходах в носу установлено электромеханическое подруливающее устройство с эффективной тягой 2,6 тс. Для уменьшения качки судно оборудовано пассивным успокоителем с коэффициентом умерения при волнении 6 баллов 1,3—1,5. Кроме того, имеются скуловые кили. На буксире-спасателе «Ягуар» установлено современное навигационное оборудование и средства связи.
      Приемосдаточные испытания головного судна показали его высокие эксплуатационные качества и подтвердили заложенные в проект характеристики.

П. С. Возный, А. Г. Дадеко, Е. А. Кириллов






ФОТОГРАФИИ   ( Ю.И. Матвеева-Мясникова )





Источник: П. С. Возный, А. Г. Дадеко, Е. А. Кириллов. / ж. "Судостроение" № 10, 1977, 4-10 с.  
Scan & OCR: MasterRU  
© ReSim Laboratory   2006-2021