ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов



МАЛЫЙ РЫБОЛОВНЫЙ СЕЙНЕР МРС-150

А. А. Сокоренко

      В решении задачи увеличения добычи рыбы и других продуктов моря наряду с развитием океанического рыболовства актуальным остается и традиционный прибрежный промысел. Дальнейшему его развитию будут способствовать и новые малые рыболовные сейнеры МРС-150 типа "Нельма", строительство которых будет осуществляться в ближайшие годы. Суда предназначены для лова рыбы и кальмара в прибрежных водах с кратковременным (до одних суток) хранением улова в свежем виде, транспортировки и сдачи его на береговые базы. Для обеспечения специфических условий прибрежного рыболовства в разных районах промысла суда будут строиться в двух модификациях. В зависимости от характера промысла они будут оснащены тем или иным промысловым оборудованием (снюрреводом, ярусом, тралом, кошельковым неводом или сайровой ловушкой). Суда обеих модификаций имеют одинаковые планировку, корпус, главный двигатель, радиооборудование и отличаются только промысловыми механизмами и устройствами.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЕЙНЕРА
Длина, м
  22,0  
Ширина, м
6,0
Высота борта, м
2,65
Валовая вместимость, peг.т
  58,97  


      Таким образом, создан новый тип судов с высокой степенью унификации. Это обстоятельство позволяет строить сейнеры обеих модификаций на одном заводе с применением единой оснастки и передовой технологии постройки.
      Суда спроектированы на класс Регистра СССР КМ*Л4II (рыболовное) с удалением от порта-убежища до 50 миль.
      На сейнерах типа "Нельма" (рис. 2) машинное отделение расположено в кормовой части, а жилой отсек с рубкой - в носовой части судна, что позволило исключить применение жидкого балласта для удифферентовки и улучшить условия обитаемости экипажа. Рыбный трюм расположен между машинным отделением и жилым отсеком. В жилом отсеке размещаются двух- и четырехместная каюты для экипажа, камбуз с электрической плитой и холодильником, умывальная-душевая, сушильня.
      Для обеспечения невысокой строительной стоимости и простоты ремонта в условиях эксплуатации корпус судна имеет упрощенную конструкцию с минимальным количеством лекальных обводов в оконечностях; при этом главная палуба выполнена шатровой конструкции.
      Утолщение обшивки днища и подкрепление его сверх норм Регистра СССР обеспечивают прочность корпуса при подъеме простейшими средствами на берег для зимнего отстоя и ремонта. Расположение рубки в носовой части судна позволило наиболее рационально разместить промысловые механизмы и устройства и обеспечить ведение промысла несколькими видами орудий лова. В качестве основного промыслового механизма, приводимого в действие от главного двигателя, на судах первой модификации применяются промысловые лебедки со съемными двумя турачками; на судах второй модификации - промысловая трехбарабанная лебедка с двумя ваерными барабанами по краям и сетным барабаном.
      Трехбарабанная лебедка позволяет механизировать трудоемкие процессы при траловом лове, а также сократить время подъема трала и повысить безопасность работ. Установка промысловых лебедок в кормовой части судна с обеспечением укладки ваеров в ахтерпик при снюрреводном лове в отличие от существующих судов такого типа освобождает от необходимости устройства колодцев в рыбном трюме для укладки в него ваеров. Траловый и снюрреводный виды лова осуществляются по кормовой схеме траления. Помимо указанных механизмов, для промысловых операций применяются силовой блок, ярусовыборочная лебедка и др.
      Кроме традиционных прибрежных видов промысла на судах второй модификации предусмотрена возможность добычи кальмаров, лов которых будет производиться с помощью автоматических лебедок типа ИЛКА. Промысел кальмаров и сайры ведется с применением устройств для лова на электросвет.
      Необходимые для судов прибрежного промысла скорость и тягу обеспечит главный двигатель мощностью 150 л. с. Двигатель имеет дистанционное управление и позволяет производить отбор мощности как на гребной винт, так и на привод промысловых лебедок. Гребной винт установлен в стационарной направляющей насадке.
      В качестве источника электроэнергии применен одни дизель-генератор переменного тока напряжением 220 В. Мощность электростанции обеспечивает работу всех судовых и промысловых механизмов, а также освещение при лове кальмаров и сайры, отопление жилых, служебных и санитарно-бытовых помещений.
      Безопасность плавания судна обеспечивают радиолокационная станция "Кивач-1" радиопеленгатор и эхолот. Последний используется также для обнаружения пелагических и придонных пород рыбы. На сейнере предусмотрен один надувной спасательный плот типа ПСН-10М вместимостью 10 чел.
      Для хранения и транспортировки улова на судне имеется рыбный трюм, разделенный по ширине двумя деревянными перегородками. Для механизации трудоемких процессов выгрузки улова из трюма на сейнере предусмотрены 8 специальных контейнеров, размещаемых в два яруса под люковым отверстием рыбного трюма. Контейнеры позволяют одновременно сортировать четыре вида рыбы.
      Для сокращения грузовых операций в море (при лове сайры и кальмара) предусмотрена возможность хранения улова в ящиках, непосредственно на палубе.

Общее расположение малого рыболовного сейнера МРС-150:
а - боковой вид; б - планы палубы и трюма;
1 - рулевая рубка; 2 - форпик; 3 - жилой отсек; 4 - рыбный трюм; 5 - машинное отделение; 6 - ахтерпик;
7 - силовой блок; 8 - аккумуляторная; 9 - гальюн; 10 - ярусовыборочная машина; 11 - вход в машинное отделение;
12 - сушильный шкаф; 13 - промысловая лебедка; 14 - камбуз; 15 - двухместная каюта; 16 - четырехместная каюта;
17 - умывальная-душевая; 18 - продуктовая кладовая; 19 - цистерна запаса топлива; 20 - дизель-генератор;
21 - главный двигатель; 22 - насосная станция; 23 - аккумуляторный шкаф; 24 - колодец для ваеров;
25 - цистерна запаса пресной воды.

Источник: А. А. Сокоренко. Малый рыболовный сейнер МРС-150 / ж. "Судостроение" № 7, 1975, 24-26 с.   
SCAN: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2023