ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов



МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «КАИР»

      По проекту, разработанному ЦКБ «Вымпел», построен малый морской танкер дедвейтом 580 т.
      Проект нового судна выполнен в четырех модификациях. Помимо основного назначения три остальные модификации созданы для использования судна в качестве водолея (перевозка пресной воды), танкера-маслозаправщика (одновременная транспортировка четырех сортов технических масел), а также танкера-доставщика дизельного топлива.

Основные элементы и характеристики судна:
Длина расчетная по КВЛ, м ... 49,4
Ширина расчетная по КВЛ, м ... 9,4
Высота борта, м ... 4,2
Осадка по грузовую марку, м ... 3,42
Дедвейт, т ... 580
Мощность энергетической установки, л.с. ... 600
Скорость хода, уз ... 10
Дальность плавания, мили ...500
Экипаж, чел. ... 20

      Танкер представляет собой однопалубное, одновинтовое, дизельное судно с плавными обводами, крейсерской кормой, избыточным надводным бортом (рисунок). В кормовой части судна расположены все жилые, служебные и общественные помещения, машинное и насосное отделения и ходовая рубка. Грузовое пространство разделено одной поперечной и одной продольной переборкой на четыре танка. Расположение балластных цистерн выбрано из условий получения приемлемых осадок. Общая вместимость грузовых танков составляет 606 м3. балластных цистерн-около 159 м3. В носовой части танкера имеются трюм для перевозки 5 т сухого груза, кладовые и шкиперская. Непотопляемость танкера обеспечивается при затоплении одного любого отсека, остойчивость удовлетворяет Нормам остойчивости морских судов Регистра СССР для судов II категории.
      Корпус судна сварной, набран применительно к Правилам классификации и постройки морских стальных судов Регистра СССР с учетом плавания в битом льду. В качестве материала для основного корпуса принята сталь марки ВМСтЗсп, для легких выгородок в корпусе и надстройке - гофрированная сталь марки МСтЗсп. Система набора смешанная: продольная по днищу, второму дну, главной палубе в средней части судна; борта и оконечности набраны по поперечной системе с веерными шпангоутами в корме. Продольная и поперечные переборки в районе танков гофрированные, с вертикальным расположением гофров.
      Судно снабжено тремя становыми якорями Холла массой 700 кг каждый (один из них запасной). Якорные цепи сварные, калибр 31 мм. Подъем и отдача становых якорей производится электрическим брашпилем. Скорость подъема одного якоря после отрыва от грунта с глубины 100 м - 10,5 м/мин. Кроме становых якорей, судно снабжено стопанкером Холла массой 250 кг. Цепь стопанкера сварная, калибр 22 м, длина 150 м. Подъем и отдача стопанкера производится шпилем, скорость подъема которого с глубины 50 м составляет 10 м/мин. Для управления судном установлена поворотная направляющая насадка сварной конструкции со стабилизатором и рулевая электрогидравлическая машина с номинальным крутящим моментом 4 т•см. Вываливание и подъем двух спасательных шлюпок осуществляется двухшарнирными гравитационными шлюпбалками.
      Грузовое устройство состоит из трех стрел грузоподъемностью 500 кг каждая, с ручными лебедками. Грузовая стрела, расположенная в носовой части судна на переходном мостике, предназначена для обслуживания носового грузового трюма, а также спуска на воду яла, являющегося рабочей шлюпкой. Остальные две стрелы служат для поддержания шлангов при приеме и выдаче груза.
      Мебель и предметы оборудования жилых и общественных помещений выполнены из щитов трехслойной конструкции (пластик-пенопласт-пластик) с применением пластмасс и синтетических тканей. Для служебных помещений мебель изготовлена из легких сплавов.
      Предусмотренные на судне общесудовые и бытовые системы обеспечивают живучесть, противопожарную защиту и необходимые санитарно-гигиенические условия для работы и отдыха личного состава. Столовая и кают-компания оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая обслуживается судовой фреоновой холодильной установкой холодопроизводительностью 5000 ккал/ч при to=7°C. Система кондиционирования обеспечивает перепад температуры по отношению к наружной 4-5° С. Каюта капитана оборудована автономным кондиционером холодопроизводительностью 2000 ккал/ч. Все жилые помещения, каюткомпания, столовая, радиорубка и помещение ГРЩ оборудованы системой воздушного отопления, обеспечивающей температуру воздуха в зимнее время года +21° С.
      Для поддержания на судне необходимых температур, а также для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд предусмотрена система парового отопления и хозяйственного паропровода. Подача пара в систему производится от автоматизированных котельных агрегатов производительностью 250 кгс/ч при давлении 3 кгс/см2 и производительностью 2500 кгс/ч при давлении 5 кгс/см2.
      Противопожарная водяная система обслуживается двумя электронасосами производительностью 63 м3/ч каждый, причем один из них автоматически включается при падении давления в магистрали ниже 2,0 кгс/см2 и выключается при давлении более 8 кгс/см2. Танкер оборудован специальными противопожарными системами пенотушения и объемного пожаротушения. Для тушения пожара в грузовых наливных танках имеется система высокократного пенотушения. Пена в грузовые танки подается через расширительные шахты. Для тушения пожара в машинном, котельном и насосном отделениях служит жидкостная система объемного пожаротушения. В качестве огнегасительной жидкости применен фреон.
      Для выполнения всех операций по приему, выдаче и подогреву груза на судне предусмотрены специальные системы. Грузовая и зачистная системы обеспечивают возможность проведения закрытого и открытого налива груза средствами базы и собственными насосами, перевалку груза из одного судна в другое и перекачку его из одного танка в другой. Грузовая система обслуживается одним роторно-зубчатым насосом производительностью 120 м3/ч, который обеспечивает выдачу груза за 4,5 ч. Предусмотрено гидравлическое дистанционное управление грузовой системой из поста управления погрузо-разгрузочными операциями. Для зачистки груза в насосном отделении установлен поршневой насос производительностью 24 м3/ч и напором 30 м вод. ст. Периодическая очистка танков от остатков вязкого груза осуществляется системой механизированной мойки танков по замкнутому циклу с использованием грузового и зачистного насосов и двух подогревателей. Для разведения и отстаивания моечного раствора оборудованы две бортовые цистерны, соединенные между собой переточной трубой. С целью обезвоживания и уменьшения вязкости мазута на танкере выполнен циркуляционный обогрев груза с помощью двух подогревателей ПЭВ 7/50. которые обеспечивают подогрев груза до 70° С, а также местный подогрев в танках в районе приемных воронок грузовой системы. Во избежание перегрева груза предусмотрена установка термосигнализаторов типа ТСМ-100 и электромагнитных клапанов, прекращающих подачу пара в подогреватели при достижении заданной температуры.
      Машинная одновальная установка расположена в кормовой части судна. В качестве главного двигателя используется дизель марки 6ДР 30/50-5-2. изготовляемый заводом "Русский дизель", номинальной мощностью 600 л. с. при 300 об/мин. В качестве судового движителя на танкере установлен бронзовый четырехлопастный гребной винт диаметром 1,8 м в поворотной насадке.
      Судовая электростанция состоит из двух дизель-генераторов трехфазного переменного тока напряжением 400 в, мощностью по 100 квт. расположенных в выгородках по правому и левому бортам котельного отделения, и одного дизель-генератора мощностью 50 квт, установленного в выгородке машинного отделения по левому борту. За основной на судне принят переменный трехфазный ток частотой 50 гц и напряжением 380 в для силовых потребителей и 127 в для бытовых электромеханизмов и сети нормального освещения.
      Пополнение запасов котельной воды производится от водоопреснительной установки производительностью 5 т/сут.
      Предусмотренный проектом объем автоматизации обеспечивает эксплуатацию судна без несения постоянной вахты у местных постов управления механизмами. На судне два основных поста управления: ходовая рубка с пультом управления главным двигателем и стояночным дизель-генератором, компрессорами, резервным маслопрокачивающим, пожарным и другими насосами, а также приборами громкоговорящей связи, лагом, гирокомпасом и т.д.; пост с пультом управления грузовой системой. Постоянно вахта несется в ходовой рубке, а в грузовом посту только во время погрузо-разгрузочных операций. Управление судном осуществляется из совмещенной ходовой и штурманской рубки.

Н. М. Шомин, Е. Д. Виноградова, В. А. Евстифеев


Общее расположение танкера:
а - продольный разрез; б - план трюма; в - шлюпочная палуба; г - верхний мостик;
д - палуба юта; переходный мостик и палуба бака; е - главная палуба.
1 - форпик; 2 - грузовой трюм; 3 - грузовые танка; 4 - насосное отделение; 5 - котельное отделение; 6 - машинное отделение; 7 - провизионные и рефрижераторная кладовые; 8 - ахтерпик; 9 - выгородки дизель-генераторов; 10 - шкиперская; 11 - отсек кладовых; 12 - пост управления грузовыми операциями; 13 - химическая лаборатория; 14 - помещение прачечного блока; 15 - душевая и раздевалка; 16 - каюты; 17 - румпельное отделение; 18 - кают-компания; 19 - камбуз; 20 - столовая команды; 21 - помещение главного распределительного щита; 22 - резервное помещение; 23 - гирокомпасная; 24 - радиорубка; 25- трансляционная; 26 - совмещенная ходовая и штурманская рубка; 27 - курительная; 28 - помещение станции пожаротушения.


Источник: Н. М. Шомин, Е. Д. Виноградова, В. А. Евстифеев. Малый морской танкер „Каир" / ж. "Морской Флот" № 3, 1974, 5-7 с.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2022