ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


МАЛЫЙ КРЕВЕТОЧНЫЙ МОРОЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР

      В настоящее время во многих странах интенсивно развивается лов креветки, являющейся ценным пищевым продуктом. Как показала практика, для этой цели наиболее выгодны специализированные морозильные креветочные траулеры. Первое отечественное судно такого типа — малый траулер «Креветка» построен и сдан в эксплуатацию в 1970 г. (рисунок). Он предназначен для промысла креветки в составе экспедиции с плавучей базой. Траулер является однопалубным стальным судном с развитым баком и открытой палубой в корме. Машинное отделение расположено в носовой части. В качестве главного двигателя используется дизель. Судно спроектировано и построено на класс Регистра СССР *Р4/1С, его район плавания—ограниченный по II категории. Непотопляемость траулера обеспечивается при затоплении одного любого отсека. Общее расположение судна позволяет ему вести лов по двухбортной промысловой схеме.      
Все жилые каюты, камбуз-столовая и рулевая рубка имеют электрогрелки и обслуживаются системой кондиционирования воздуха, а также искусственной и естественной вентиляцией. Камбуз оборудован электроплитой, электрокипятильником и холодильником. На судне имеется душевая и другие бытовые помещения.      
Наибольшая длина траулера равна 27 м, ширина — 6,7 м, высота борта — 3,4 м. Водоизмещение судна порожнем 173 т, в полном грузу, при осадке 2,56 м, — 218 т. В грузовом трюме вместимостью 68 м3 поддерживается температура минус 23° С. Мощность главного двигателя равна 300 л. с., а судовой электростанции—100 квт. Судно развивает скорость 9,6 уз. Запасы топлива составляют 20 т, пресной воды—12 т. Траулер оборудован морозильным шкафом производительностью 1,6 т/сут. Экипаж траулера насчитывает 10 чел. Автономность судна по запасам топлива, воды, масла и провизии достигает 10 суток, а дальность плавания около 2000 миль.      
Промысел креветки ведется по двухбортной схеме траления двумя основными тралами, а поиск-контрольным тралом. На судне имеется трехбарабанная траловая лебедка с механическим приводом от главного двигателя. Тяга ее составляет 3х1300 кгс, скорость выборки трала—40 м/мин, канатоемкость барабанов—300 м. Для подъема улова и сушки креветочных тралов служит Т-образная промысловая стрела длиной 9,5 м и грузоподъемностью 2 т, постоянно закрепленная в диаметральной плоскости. На стреле смонтированы тали грузоподъемностью 0,5 т для выгрузки готовой продукции из трюма.      
Улов сохраняется в льдоводяной смеси, откуда он поступает в плиточный морозильный аппарат на замораживание в картонной стандартной упаковке и далее в грузовой трюм. Холодильное оборудование траулера состоит из двух одноступенчатых компрессоров хладопроизводительностью по 19000 ккал, работающих на фреоне-22, льдогенератора производительностью 120 кг/ч, установленного на главной палубе в кормовой части судна, и плиточного морозильного шкафа с встроенным компрессором производительностью 1,6 т/сут мороженой креветки.      
Главный двигатель—дизель ЗД12А с реверсредукторной передачей и дистанционным управлением — развивает мощность 300 л. с. при 1500 об/мин. В машинном отделении установлены компрессоры и все необходимые механизмы и оборудование, обслуживающие главный и вспомогательный двигатели и общесудовые системы. Для обеспечения электроэнергией общесудовых силовых потребителей и сети основного освещения служат два дизель-генератора переменного тока ДГ50/I-II-I мощностью до 50 квт при напряжении 400 в. Для питания системы аварийного освещения и авральной сигнализации предусмотрена группа аккумуляторов общей емкостью 135 а*ч в составе двух последовательно соединенных батарей напряжением 12 в.      
В рулевой рубке установлен пульт дистанционного управления главным двигателем. С помощью одной рукоятки можно управлять главным двигателем и реверс-редуктором. Для наблюдения за его работой и за работой дизель-генераторов здесь же имеется щит с аппаратурой дистанционного контроля и сигнализации. Из рулевой рубки обеспечивается хороший обзор в корму, что дает возможность вести наблюдение за работой траловой лебедки и промысловыми операциями.      
Судно оснащено современным радионавигационным оборудованием: радиостанцией, радиопеленгатором и эхолотом. Рулевое устройство состоит из балансирного руля с приводом от ручной рулевой машины через валиковую проводку. Брашпиль имеет электрический и ручной приводы. В качестве спасательных средств приняты плоты типа ПСН-10. Они установлены по одному с каждого борта в специальных контейнерах, оборудованных гидростатическим разобщительным устройством.      
Специализированные траулеры типа «Креветка» могут рентабельно эксплуатироваться в различных районах мирового океана.

А. И. Кучук



Общее расположение малого морозильного траулера «Креветка»:
а — боковой вид; б — разрез по диаметральной плоскости; в — план главной палубы;
г — план бака и рулевой рубки; д — план машинного и морозильного отделений.
1 — съемный тент; 2 — льдогенератор; 3 — бак охлаждения; 4 — бункер для подачи креветки; 5 — траловая лебедка; 6 — провизионная; 7 — камбуз столовая; 8 — шахта машинного отделения; 9 — кондиционер; 10 — вход в морозильное отделение; 11 — кронштейн контрольного трала; 12 — спасательный плотик; 13 — аккумуляторная; 14 — радиорулевая рубка; 15 — секционный бункер; 16 — морозильное отделение; 17 — главный распределительный щит; 18 — машинное отделение; 19 — компрессор; 20 — морозильный шкаф; 21 — грузовой трюм.


Источник: А.И. Кучук. Малый креветочный морозильный траулер. / ж. "Судостроение" № 4, 1972, 5-6 с.  
Scan & OCR: MasterRU  
© ReSim Laboratory   2006-2021