ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕЙНЕРОВОЗ "СЕСТРОРЕЦК"

В. А. Мицкевич, Д. С. Ильин

      На Выборгском судостроительном заводе закончена постройка первого отечественного контейнеровоза "Сестрорецк" - головного судна серии. Судно предназначено для перевозки стандартных контейнеров ISO-20 в трюмах ячеистой конструкции и на палубе. Оно будет совершать регулярные рейсы на европейских и дальневосточных линиях, а также может быть использовано на северных линиях.
      Контейнеровоз "Сестрорецк" (рис. 1) представляет собой полнонаборное, одновинтовое, однопалубное, четырехтрюмное судно с удлиненным баком и ютом, с кормовым расположением машинного отделения и жилых помещений, с наклонным форштевнем, крейсерской кормой и транцем выше ватерлинии. Судно построено на класс КМ*УЛ1 А2 (контейнеровоз) Регистра СССР (усиленный ледовый класс). Район плавания неограниченный.

Основные элементы и характеристики:

  Длина, м  
наибольшая     130,3  
по KBЛ     123,7  
между перпендикулярами
119,0
  Ширина, м  
  по палубе
17,3
по КВЛ  
17,0
  Высота борта на миделе, м
8,5
  Осадка по грузовую марку, м
6,9
  Контейнеровместимость, шт.
320
  Составляющие дедвейта, т  
контейнеры  
4410
  судовые запасы, снабжение, экипаж  
845
жидкий балласт  
466
  Твердый балласт, т
480
 Мощность главного двигателя, кВт
4490
 Скорость, уз
16
 Экипаж, чел.
35

      Остойчивость контейнеровоза удовлетворяет "Нормам остойчивости морских судов" Регистра СССР для судов первой категории. Судно оборудовано пассивными успокоителями качки. Непотопляемость контейнеровоза обеспечена при затоплении одного любого отсека во всех спецификационных случаях загрузки в соответствии с Правилами Регистра СССР. Посадка судна и остойчивость при перевозке контейнеров достигается за счет приема водяного балласта. Для ускорения погрузки до прихода судна в порт составляется контейнероплан (рис. 2). Каждому контейнеру присваивается определенный шифр, характеризующий его положение на судне. Контейнероплан позволяет капитану определить порядок погрузки контейнеров, положение центра тяжести всего груза, а также остойчивость и посадку судна. Впервые в отечественной практике на контейнеровозе предусмотрено специальное устройство для откренивания судна и определения начальной остойчивости в период погрузки. Это даст возможность правильно располагать груз, повысит провозоспособность судна. Данные о посадке и начальной остойчивости контейнеровоза (в метрах) приведены на рис. 3 и 4.
      Полностью сварной корпус судна разделен шестью непроницаемыми переборками. Кроме того, в трюмах № 2, 3 и 4 установлены поперечные рамные конструкции, служащие опорами для люковых крышек и специальных направляющих для погрузки и выгрузки контейнеров. В качестве материалов для основного корпуса приняты сталь марки ВМстЗСП с пределом текучести 24 кгс/мм2, низколегированные стали марки 09Г2 с пределом текучести 30 кгс/мм2 и 10ХСНД с пределом текучести 40 кгс/мм2.
      Корпус в средней части набран по смешанной системе набора, верхняя палуба, днище и второе дно - по продольной, борта - по поперечной системе. В районе грузовых трюмов судно имеет двойной борт. Для увеличения продольной прочности комингсы грузовых люков выполнены неразрезными. Оконечности судна набраны по поперечной системе. Шпация поперечного набора в оконечностях равна 600 мм, в средней части - 700 мм. Форштевень судна выполнен сварным из листов и прутка диаметром 125 мм, ахтерштевень - литосварным. Конструкция миделевого сечения показана на рис. 5.
      Для предотвращения перемещения контейнеров трюмы имеют ячеистую конструкцию с направляющими из стальных равнобоких угольников (рис. 6). Двойное дно в районе установки направляющих усилено. Направляющие обладают достаточной прочностью для удержания контейнеров при сильной бортовой качке. Они монтируются с большой точностью, в целях избежания заклинивания контейнеров при погрузке и выгрузке. Контейнеры в ячейках трюмов располагаются длинной стороной вдоль судна. Такое расположение обусловлено, главным образом, тем, что ускорения, возникающие при бортовой качке, значительно больше, чем при килевой. Следовательно, груз проще и надежнее крепится в контейнерах, расположенных вдоль судна. Кроме того, контейнеры, расположенные в продольном направлении, легче перегружать на береговой транспорт.
      Судно оборудовано электрогидравлической рулевой машиной Р-16 с крутящим моментом на баллере 25 тм. Руль - полубалансирный, двухопорный, площадью около 12 м2. Соединение баллера с рулем фланцевое, позволяющее вынимать баллер без демонтажа руля или рулевой машины. Управление последней производится со штурвальной колонки, а также при помощи авторулевого, расположенных в рулевой рубке.
      На судне имеются два становых якоря Холла и один запасной якорь массой по 3000 т; предусмотрено четыре ледовых якоря. Подъем и отдача якорей производится электрическим брашпилем, который используется также и для швартовки. Для сокращения времени швартовки на судне впервые в отечественной практике установлены автоматические швартовные лебедки ЛЭША-2 с тяговым усилием 8000 кгс. Грузовые люки закрываются стальными водонепроницаемыми секционными крышками понтонного типа. Крышки выдерживают тяжесть двух ярусов контейнеров массой по 20 т. Степень раскрытия палубы судна "Сестрорецк" значительно больше, чем на ранее построенных отечественных судах (таблица). Контейнеры, размещаемые на крышках люков, имеют специальные крепления (см. рис. 6), обеспечивающие их надежную перевозку.
      На шлюпочной палубе установлены две спасательные шлюпки из стеклопластика. Одна моторная СШП-М56 вместимостью 56 чел, другая СШП-Р58 с ручным механическим приводом вместимостью 58 чел. Кроме того, на шлюпочной палубе имеется рабочая шлюпка. В кормовой части надстройки, на бизань-мачте, для спуска и подъема рабочей шлюпки, погрузки и выгрузки провизии, а также деталей из машинного отделения установлены две легкие грузовые стрелы грузоподъемностью по 1,5 т с вылетом около 2,5 м.

СТЕПЕНЬ РАСКРЫТИЯ ПАЛУБЫ НА СУДАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Параметр
Наименование судна
 "Петрозаводск" 
 "Балхаш" 
 "Волголес" 
 "Сестрорецк" 
 Общая площадь палубы, м2  
467
202
379
819
 Коэффициент раскрытия палубы в районе трюмов  
    (отношение площади люков к площади палубы)
0,38
0,48
0,33
0,675
 Отношение ширины люка к ширине судна
0,57
0,62
0,54
0,775


      Жилые (29 кают) и служебные помещения судна расположены в пятиярусной надстройке. Команда контейнеровоза состоит из 31 чел. На судне оборудованы столовая команды, кают-компания и два салона для отдыха команды и комсостава, пищеблок, имеющий общую буфетную. Во все каюты к умывальникам подается горячая и холодная вода. Искусственный климат в жилых, общественных и служебных помещениях создается двухпроводной высокоскоростной системой кондиционирования воздуха. Система обслуживается двумя агрегатированными кондиционерами типа "Экватор" с непосредственным испарением фреона, расположенными в помещении на нижнем мостике. Производительность кондиционеров 5600 м3/ч каждый. Для обслуживания системы кондиционирования воздуха в летний период в машинном отделении установлен фреоновый компрессорно-конденсатный агрегат. В зимнее время к кондиционерам будет подаваться пар от системы хозяйственного пароснабжения. Уровень шума в жилых, служебных и общественных помещениях снижен за счет ряда конструктивных мероприятий. К числу их относятся применение звукопоглощающей изоляции, установка части механизмов на амортизаторах.
      Нормальная работа судовых механизмов, безопасность плавания в открытом море обеспечиваются многочисленными судовыми системами. Балластно-осушительная система создает нужную посадку и остойчивость судна при любой загрузке. Эта система обслуживается двумя насосами производительностью 100 м3/ч при напоре 30 м. вод. ст. На судне имеются четыре автономные системы пожаротушения: водяная, фреоновая, углекислотная и пенная. Водяное пожаротушение осуществляется двумя пожарными электронасосами производительностью по 100 м3/ч и одним аварийным электронасосом производительностью 40 м3/ч, установленными в специальной выгородке в районе первого трюма. Двигатели насосов могут питаться электроэнергией, вырабатываемой основной электростанцией и аварийным дизель-генератором. Тушение пожара в трюмах и машинном отделении производится системой жидкостного тушения. В качестве огнегасящей жидкости принят фреон 114Б2. Для тушения пожаров в картере главного двигателя, в глушителях дизель-генератора, в дымоходе вспомогательного котла и в малярной используется углекислотное тушение. Система пенотушения предназначена для ликвидации местных очагов пожара. В трюмах установлена комбинированная проточновытяжная вентиляция.
      В качестве главного двигателя используется двухтактный реверсивный дизель марки 5RD68 с газотурбинным наддувом, работающий непосредственно на гребной вал. Номинальная мощность дизеля 5500 л.с. при 135 об/мин. Главный двигатель вращает четырехлопастный стальной винт диаметром 4,5 м. Винт выполнен из стали 1Х14НДЛ. Дизель и система топливоподготовки позволяют использовать тяжелые сорта топлива. В связи с этим топливная система оборудована двумя саморазгружающими сепараторами тяжелого топлива и одним сепаратором дизельного топлива, а также насосами на оба вида топлива. Тяжелое топливо поступает к сепараторам из отстойной цистерны, оборудованной змеевиком подогрева, а дизельное - из цистерны основного запаса.
      Системы охлаждения главного и вспомогательного двигателей выполнены объединенными. Холодильники пресной воды и масла главного двигателя, навешенные на дизель-генераторы, в ходовом режиме прокачиваются одним главным насосом забортной воды производительностью 250 м3/ч. Цилиндры главного двигателя и вспомогательных дизель-генераторов в ходовом режиме прокачиваются пресной водой так же одним общим насосом производительностью 160 м3/ч.
      Машинное отделение оборудовано центральным постом управления (ЦПУ), в котором расположен пульт дистанционного управления главным двигателем с необходимыми приборами дистанционного контроля и сигнализации. Из центрального поста осуществляется контроль за работой и управлением другими вспомогательными механизмами машинного отделения. В ЦПУ также расположен главный распределительный щит судовой электростанции. ЦПУ размещен на платформе левого борта машинного отделения, что обусловлено механической связью пульта дистанционного управления с постом двигателя, который расположен у кормового цилиндра с левого борта.
      Судовая электроэнергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов ДГ-300 мощностью 450 л.с. при 500 об/мин. Генераторы мощностью по 300 квт вырабатывают ток напряжением 400 в. Имеется также аварийный дизель-генератор мощностью 100 квт с автоматическим запуском. Судовое электрооборудование работает на трехфазном токе напряжением 380 в при частоте 50 гц, сеть бытовых потребителей - на токе напряжением 220 в.
      Паровые котлы - один нефтяной автоматизированный паропроизводительностью 1600 кг/ч при давлении 5 кгс/см2 и второй утилизационный паропроизводительностью около 100 кг/ч обеспечивают необходимым количеством пара.
      Система автоматического управления поддерживает параметры рабочих режимов в пределах, необходимых для нормальной эксплуатации судна, причем контроль за работой системы будет вестись из центрального поста управления одним механиком. Управление главным двигателем производится из рулевой рубки и дистанционно из ЦПУ при помощи механической связи.
      Рациональное расположение постов управления, совмещение штурманской и рулевой рубок, автоматизация ряда механизмов и систем обеспечивают высокую эффективность управления судном. На судне имеется комплект навигационных средств, с помощью которых выполняются следующие задачи судовождения:
      а) счисление с помощью данных гирокомпаса и лага;
      б) определение местоположения судна по радиомаякам и береговым радионавигационным системам ближнего и дальнего действия;
      в) удержание судна на курсе с помощью авторулевого;
      г) обеспечение безопасности плавания в условиях плохой видимости с помощью радиолокационной станции "Океан".
      Контейнеровоз "Сестрорецк" по своим характеристикам находится на уровне современных отечественных и зарубежных судов такого дедвейта, а материалы и оборудование, примененные в проекте, отвечают последним достижениям техники.

Рис. 1. Общее расположение контейнеровоза "Сестрорецк":
а — боковой вид; б — вид сверху; в — верхняя палуба; г — палуба юта; д — шлюпочная палуба.
1 — цепной ящик; 2 — форпик; 3 — балластная цистерна; 4 — трюм № 1; 5 — помещение пожарного насоса; 6 — балластная цистерна; 7 — трюм № 2; 8 — цистерна моторного топлива № 1; 9 — трюм № 3; 10 — трюм № 4; 11 — цистерна моторного топлива № 2; 12 — отсек лага и эхолота; 13 — циркуляционная масляная цистерна; 14 — цистерна отработавшего масла; 15 — машинное отделение; 16 — балластная цистерна; 17 — цистерна системы охлаждения дейдвуда; 18 — коффердам; 19 — ахтерпик; 20 — цистерна питьевой воды; 21 — масляная цистерна главного двигателя; 22 — отстойно-топливная цистерна; 23 — вентиляторная; 24 — помещение насосов люковых закрытий; 25 — помещение приема топлива; 26 — каюты команды; 27 — прачечная; 28 — кладовая ЗИПа; 29 — кладовая; 30 — тросовая; 31 — электротехническая кладовая; 32 — румпельное отделение; 33 — провизионная кладовая; 34 — сушильная; 35 — душевая; 36 — туалет; 37 — шахта машинно-котельного отделения; 38 — гирокомпасная; 39 — химическая кладовая; 40 — газосварочный пост; 41 — помещение распределительных щитов; 42 — малярная; 43 — вентиляторная; 44 — компрессорная; 45 — тросовая; 46 — столовая; 47 — салон команды; 48 — каюта врача; 49 — амбулатория; 50 — изолятор; 51 — туалет; 52 —душевая; 53 — каюта боцмана; 54 — каюта второго штурмана; 55 — салон комсостава; 56 — кают-компания; 67 — буфетная; 58 — камбуз; 59 — помещение для кондиционеров и вентиляторов; 60 — рабочая шлюпка; 61 — душевая; 62 — туалет; 63 — каюта третьего механика; 64 — каюта второго механика; 65 — каюта электромеханика; 66 — каюта первого механика; 67 — каюта старшего штурмана; 68 — каюта четвертого механика; 69 — трансляционная; 70 — спасательная шлюпка; 71 — аварийный дизель-генератор.






Источник: В. А. Мацкевич. Первый отечественный контейнеровоз. / ж. "Судостроение" № 12, 1971, 3-7 с.   
https://fleetphoto.ru/vessel/19603/   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2022