ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


СЛУЖЕБНО-РАЗЪЕЗДНОЙ КАТЕР

      Новый отечественный служебно-разъездной катер (рис. 1) обладает высокими мореходными качествами, комфортабельным оборудованием помещении, современными архитектурными формами.1
      Его цельносварной корпус изготовлен из легкого сплава марки АМг-5В, а надстройка, рубка, ниши иллюминаторов и рули 2 - из стеклопластика.

Основные элементы и характеристики катера:
Длина наибольшая, м ... 26,7
Длина между перпендикулярами, м ... 25,0
Ширина по палубе наибольшая, м ... 5,5
Высота борта на миделе, м ... 3,2
Водоизмещение полное, т ... 18,0
Мощность главных двигателей... л.с. ... 2400
Скорость хода, узлы ... 30
Команда, чел. ... 6
Пассажировместимость, чел. ... 16
Мореходность ... до 5 баллов

      Остойчивость катера при всех случаях нагрузки удовлетворяет нормам Регистра СССР; непотопляемость обеспечивается при затоплении любого из пяти водонепроницаемых отсеков.
      Корпус катера имеет смешанную систему набора: поперечную по бортам, палубе полубака и днищу в районе 1-4-го шп. и продольную на остальной части днища и по главной палубе.
      Элементами набора служат прессованные про- фили из легкого сплава. Для обшивки днища, транца и бортов, палубного настила, а также для изготовления фундаментов под главные и вспомогательные механизмы использованы листы легкого сплава марки АМг-5В толщиной 4; 5; 6 и 7 мм.
      Форштевень состоит из двух листов толщиной 10 мм, сваренных по ДП и подкрепленных бракетами толщиной 7 мм.
      В корпусе катера установлено девять поперечных переборок, из которых четыре - водонепроницаемые.
      Для защиты от коррозии корпус перед окраской был покрыт фосфатирующими грунтами. Предусмотрена также протекторная защита, состоящая из двух магниевых плит, прикрепленных на изолирующих прокладках к транцу и соединенных с корпусом при помощи кабеля. Для обеспечения необходимого потенциала в цепь между корпусом и протектором включены сопротивления. Отсутствие очагов коррозии на корпусе после двухгодичной эксплуатации 1 См. журн. "Судостроение" № 8, 1964. 2 См. журн. "Судостроение" № 2, 1964. катера подтвердило эффективность принятой антикоррозионной защиты.
      Для изготовления обшивки и набора надстройки использован стеклопластик на основе полиэфирной смолы холодного отверждения марки ПН-3 и упрочнителя из жгутовой стеклоткани типа рогожка с декоративным наружным слоем из стеклоткани марки Т-1.* Толщина обшивки надстройки и переборок - 3 мм.
      При выклейке надстройки в смолу наружного слоя был введен краситель. Однако практика показала, что заделка отдельных дефектов в виде раковин и пузырей, неизбежных при формовании поверхности столь большой площади (~150 м2), приводит к необходимости последующей окраски конструкции.
      Расположение помещений на катере показаны на рис. 2.
      На главной палубе в носовой части надстройки находится пассажирский салон (рис. 3), в котором установлены мягкие диваны и кресла. Большие окна обеспечивают отсюда хороший обзор вперед и по сторонам.
      Дверь из салона выходит в коридор, который сообщается с открытой палубой, а также ходовой рубкой и вестибюлем, расположенным в корпусе катера. С вестибюлем соединяются две пассажирские каюты (рис. 4), кают-компания и санузел.
      К кают-компании примыкают камбуз и буфетная, оборудованные мойками, электроплитой, электрокипятильником, холодильником.
      В двухместных пассажирских каютах установлены диваны, откидные спинки которых образуют * См. журн. "Судостроение, № 11, 1962 Г. верхние, спальные места; платяные шкафы, столики, зеркала.
      В носовой части корпуса расположены четырехместная каюта команды и двухместная каюта комсостава. Спальные места, платяные шкафы, столики, книжные полки, зеркала обеспечивают в этих помещениях необходимый комфорт.
      В нос от жилых помещений команды за водонепроницаемой таранной переборкой расположен форпик, а в корму за другой водонепроницаемой переборкой - машинное отделение.
      Для уменьшения шума в пассажирских помещениях борта, подволок и поперечные переборки покрыты звукопоглощающим материалом из синтетической ваты толщиной 100 и 50 мм.
      В машинном отделении для увеличения эффекта шумоглушения поверх такого же покрытия уложены еще перфорированные листы из легкого сплава. Кроме того, здесь имеется звукоизолированный пост управления. Для уменьшения структурных шумов главные и вспомогательные двигатели установлены на амортизаторах.
      Синтетическая вата, являющаяся одновременно и хорошим теплоизолирующим материалом, применена также для изоляции бортов, подволоков и переборок всех остальных помещений катера.
      В качестве главных двигателей на катере установлены быстроходные дизели мощностью 2х1200 л.с.
      Для компенсации подвижности, которую двигатели получили за счет амортизаторов, в линию валопровода включены эластичные резино-кордовые муфты, позволившие одновременно снизить структурные шумы и исключить металлический контакт дизелей с корпусом катера.
      Упор винта на корпус катера передается через установленный в линии валопровода малогабаритный упорный подшипник, сконструированный на основе выпускаемых промышленностью радиально-упорных подшипников.
      Для повышения общей комфортабельности судна выхлопные трубы дизелей выведены через транец, при этом глушители, установленные на первых судах серии, оказались лишними и от них в дальнейшем отказались.
      Дизели запускаются сжатым воздухом и оборудованы гидравлической системой дистанционного у правления.
      Наполнение воздушно-пусковых баллонов, осушение отсеков катера и водо-пожаротушение обеспечиваются автономным электроприводным агрегатом компрессор - помпа.
      Основным источником электроэнергии на судне являются дизель-генераторы, обеспечивающие питание силовой сети переменным током напряжением 220 в и сети люминесцентного освещения током напряжением 127 в.
      Аварийное освещение и авторулевой питаются от сети постоянного тока напряжением 24 в.
      Распределение электроэнергии производится через главный распределительный щит.

Выводы

1. Опыт эксплуатации катера показал целесообразность использования для постройки судов такого типа легких сплавов и пластмасс.
2. В тех случаях, когда для защиты от коррозии крупных сварных конструкций из легких сплавов трудно применить анодное оксидирование, следует идти по пути совершенствования схем окраски. Установка протекторов во всех случаях обязательна.
3. Изделия из стеклопластика, имеющие большие поверхности, целесообразно окрашивать, так как дефекты, возникающие при формовании, нарушают декоративное покрытие, полученное за счет пигментирования наружного слоя.

В. С. Дзякевич, В. Н. Аладьин





ФОТОГРАФИИ  




Источник: В. С. Дзякевич, В. Н. Аладьин. Служебно-разъездной катер. / ж. "Судостроение" № 11, 1962, 45-47 с.   
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2022