ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала «Судостроение»

Проектирование судов


ДИЗЕЛЬ-РЕДУКТОРНЫЙ ЛЕДОКОЛ «МУДЬЮГ»

Л. Олано-Эренья, Н. В. Стрельников

 
      На верфи в г. Хельсинки финского акционерного общества «Вяртсиля» для Министерства морского флота СССР строится серия из трех ледоколов. Первый из них - «Мудьюг» - сдан в эксплуатацию в октябре прошлого года.
      Ледокол предназначен для обслуживания судов на подходах к портам в замерзающих неарктических морях, выполнения вспомогательных функций в Арктике в летний период, спасательных работ в ледовых условиях и морской буксировки судов и плавсредств по чистой воде. Двухвинтовое, двухпалубное судно с удлиненным баком и со смещенной в нос шестиярусной надстройкой построено на класс КМ*[1] А2 (ледокол) Регистра СССР.

Основные элементы и характеристики:

Длина, м
    наибольшая ... 92,0
    по КВЛ ... 78,5
Ширина, м
    наибольшая ... 21,4
    по КВЛ ... 20,0
Высота борта до верхней (главной) палубы, м ... 10,5
Осадка, м
    наибольшая ... 6,5
    по КВЛ ... 6,0
Водоизмещение, т
    при осадке 6,0 м ... 5558
    при осадке 6,5 м ... 6138
Максимальная длительная мощность на валах
    при работе на чистой воде (максимальная
    кратковременная при работе во льдах), кВт ... 9100
Длительная мощность на валах при работе во льдах, кВт ... 7000
Автономность по топливу, сут.
    при осадке 6,0 м ... 27
    при осадке 6,5 м ... 37
Тяга на швартовах при мощности на валах 7000 кВт, кН ... 917
Скорость на испытаниях, уз ... 17,45
Число штатных мест в каютах, ед. ... 43

      Корпус ледокола разделен поперечными непроницаемыми переборками на семь отсеков; в средней части устроены двойное дно и двойные борта. Толщина листов ледового пояса в носу 35, в переходной части и в корме 32 и в средней части корпуса 26 мм.
      На ледоколе имеется система пневмообмыва, создающая водовоздушную «смазку» между корпусом и льдом и тем самым улучшающая ледовую ходкость. Она состоит из четырех компрессоров подачей около 2,0 м3/с воздуха каждый при противодавлении 64,7 кПа, работающих от электродвигателей мощностью по 180 кВт, и системы трубопроводов для подачи воздуха через отверстия в бортах, расположенные в носовой части судна. Управление системой осуществляется дистанционно из рулевой рубки. Креновая система ледокола состоит из двух пар цистерн, которые обслуживаются двумя пропеллерными электронасосами с гидравлически управляемыми лопастями; подача насосов по 3600 м3/ч. Система может работать в автоматическом режиме с заданным углом крена 4, 7 и 12° при качке на максимальном угле крена с периодом около 90с.
      В отличие от традиционной для ледоколов такой мощности гребной дизель-электрической установки на судах строящейся серии установлены дизель-редукторные агрегаты с ВРШ диаметром 4 м. Каждая из двух линий вала обслуживается двумя среднеоборотными дизелями «Вяртсиля-Васа» марки 8R32 мощностью по 2390 кВт при 750 об/мин и одноступенчатым редуктором; имеется ледовый маховик диаметром 3 м и массой 11,5 т. Между каждым из главных двигателей и редуктором установлена разобщительная муфта предельного крутящего момента. Удельный расход топлива при максимальной мощности - 213 г/(кВт•ч). Главные двигатели приспособлены для работы на топливе вязкостью 5•103 м2/с, однако на испытаниях вязкость топлива доходила до 5•102 м2/с.
      У дизелей предусмотрен 30%-ный резерв мощности, который используется при интенсивном взаимодействии ВРШ со льдом и необходим для предотвращения заклинивания гребного винта. Подключение резервной мощности осуществляется автоматически: при снижении частоты вращения винта происходит изменение шага ВРШ с одновременным форсированием двигателей. В случае заклинивания ледокола во льдах возможно использование максимальной мощности главных двигателей (4х2390 кВт) для движения судна задним ходом.
      Электроэнергию вырабатывают три дизель-генератора переменного тока, базирующиеся на дизелях «Вяртсиля-Васа» марки 624TS мощностью по 810 кВт при 750 об/мин. Бесщеточные генераторы имеют мощность 1000 кВ•-А; предусмотрен аварийный дизель-генератор мощностью 100 кВт. Паропроизводительная установка состоит из двух вертикальных котлов КАВ 2,5/5 (по 2500 кг/ч при 0,7-0,8 МПа) и двух утилизационных котлов (по 1500 кг/ч). Возможна параллельная работа утилизационных и вспомогательных котлов. Управление и контроль за работой энергетической установки осуществляется дистанционно из рулевой рубки и из ЦПУ. Главные двигатели оборудуются системой диагностики.
      Буксировка судов производится с помощью гидравлической лебедки, состоящей из фрикционно-тяговых колес и накопительной вьюшки. Тяговое усилие лебедки 245 кН, максимальное удерживающее усилие тормоза 1225 кН, емкость накопительной вьюшки 1000 м при диаметре троса 62 мм. Лебедкой можно управлять с местного поста и дистанционно из рулевой рубки. Для борьбы с огнем и выполнения спасательных операций ледокол оборудован водяной противопожарной системой с двумя центробежными насосами по 500 м3/ч и двумя лафетными стволами, управляемыми дистанционно из рулевой рубки, системой водяных завес, питаемой от насоса подачей 200 м3/ч, тремя погружными водяными насосами по 250 м3/ч, двумя погружными топливными насосами по 250 м3/ч, тремя комплектами снаряжения для аквалангистов, агрегатом для сварки и резки металлов под водой.
      Рулевое устройство состоит из двух полубалансирных рулей, каждый из которых управляется самостоятельно рулевой машиной с крутящим моментом 250 кН•м. В кормовой части судна в плоскости рулей установлены два штевня сварной конструкции, которые проходят от верхней части рулей и до привального бруса, пересекая конструктивную ватерлинию под углом 35°; штевни предназначаются для ломки и раздвижки льда при ходе ледокола назад и для защиты рулей. Якорно-швартовное устройство состоит из двух шпилей для якорной цепи калибром 54 мм, размещенных на палубе бака, одного швартовного шпиля в кормовой части верхней палубы с тяговым усилием 50 кН и соответствующего количества кнехтов, клюзов и киповых планок. В кормовой части надстройки располагается электрический грузовой кран грузоподъемностью 3,2 т с вылетом от 4 до 14 м. Провизионные и боцманская кладовые в районе бака обслуживаются поворотной кранбалкой (1000 кг) с электрогидравлическим приводом. Ледокол снабжается двумя моторными спасательными шлюпками закрытого типа вместимостью по 55 чел. и четырьмя спасательными плотами типа ПСН-10М.
      Особое внимание было уделено вопросам обитаемости. Так, на судне оборудованы две блочные каюты с кабинетом, спальней и санблоком с ванной для капитана и старшего механика, три блочные каюты с кабинетом, спальней и санблоком с душем для старшего комсостава, одиннадцать одноместных кают с санблоком и душем для младшего комсостава и шестнадцать одноместных кают с санблоком и душем для рядового состава. В одиннадцати каютах рядового состава имеются запасные койки. Для уменьшения шума и вибрации в жилых помещениях все каюты расположены в рубке на палубе бака и на вышележащих ярусах; рубка конструктивно отделена от шахты машинного отделения и других источников шума. Принятая схема компоновки помещений в жилой части надстройки способствует применению модулей санблоков, которые уже внедрены на верфи.
      Жилые и общественные помещения обслуживаются системой кондиционирования воздуха. На ледоколе предусмотрен комплекс современного оборудования для выполнения требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., в том числе установка биологической обработки сточно-фановых вод, мусоросжигательная лечь и сепаратор льяльных вод. Для пополнения запасов пресной воды имеется вакуумная опреснительная установка производительностью 10 т/сут., использующая тепло воды, охлаждающей главные двигатели, или пара, поступающего от котла через эжектор.
      Использование новых ледоколов позволит улучшить условия круглогодичной навигации в замерзающих портах нашей страны.


Рис.1. Схема общего расположения судна:
а - боковой вид; б- крыша рулевой рубки; в - палуба бака; г - главная палуба; д - нижняя палуба.
1 - жилые помещения; 2 - котельное отделение; 3 - помещение глушителей; 4 - помещение компрессоров системы пневмообмыва; 5 - лафетные стволы; 6 - провизионный блок; 7 - спортзал; 8 - помещение буксирного устройства; 9 - топливо; 10 - креповые танки; 11 - балластные цистерны; 12 - помещение дизель-генераторов;
13 - машинное отделение


Источник: Л. Олано-Эренья, Н. В. Стрельников. Дизель-редукторный ледокол «Мудьюг». / ж. «Судостроение» № ??, 1983, 3-5 с.  
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU  
© ReSim Laboratory   2006-2023