ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudorem
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение и судоремонт"

Проекты


БМТР "ГЕНЕРАЛ ТРОШЕВ"

("Черноморский судостроительный завод" возродил достройку серии БМТР, заложенных в конце прошлого века.)

      На ГАХК "Черноморский судостроительный завод" близится к завершению достройка большого морозильного траулера-рыбозавода пр.1288 "Генерал Трошев" для российского ОАО "Преображенская база тралового флота". Головное судно, БМТР типа "Пулковский Меридиан", разработали в последней трети XX века. Сам заказ № 616 был заложен еще в 1993 году, спущен на воду и почти два десятилетия простоял у набережной предприятия. Усилиями конструкторов Проектно-конструкторского центра "ЧСЗ" и специалистов верфи состоялась глубокая модернизация проекта 1288, получившего недавно одобрение на соответствие Правилам Российского морского регистра судоходства издания 2007 года. Сегодня "Генерал Трошев", оснащенный по последнему слову техники, готовится к сдаче. На очереди - еще три БМТР пр. 1288. Заказ № 617 также куплен ОАО "ПБТФ", а траулеры с заводскими номерами 618 и 619 с меньшей степенью готовности находятся в открытой продаже. Журнал "Судостроение и судоремонт" обратился к генеральному директору "ЧСЗ" Валерию Николаевичу Калашникову с просьбой рассказать об истории возрождения траулеров пр. 1288. После выхода БМТР "Генерал Трошев" на ходовые испытания "СиС" собирается опубликовать подробный репортаж с борта судна.

      Выпуск серии больших морозильных траулеров-рыбозаводов пр. 1288 типа "Пулковский Меридиан" во многом сформировал вектор развития "ЧСЗ". Головное судно в 1974 году заложили на наклонном стапеле №1, в последующем сборка БМТР велась на ставшем знаменитым поточно-позиционном производстве - горизонтальном стапеле длиной 400 метров, размещенном в крытом эллинге. Всего завод сдал 118 судов, кроме того на базе проекта построили 8 НИС для Министерства геологии СССР и два корабля ВМФ.
      С распадом Советского Союза и началом стагнации судостроительной промышленности Украины производство серии БМТР пр. 1288 было остановлено. У набережной "ЧСЗ" стояло пять траулеров в разной степени готовности. Заказ № 615 со временем приобрела и самостоятельно достраивает зарубежная компания, а суда с заводскими номерами 616,617, 618 и 619 оказались на многие годы прикованными к причалу.
      Создалась парадоксальная ситуация - БМТР пр. 1288 весьма успешно эксплуатируются во всех уголках мирового океана, по высоким ценам продаются на вторичном рынке, а новострои, для которых Проектно-конструкторский центр "ЧСЗ" разработал несколько инновационных проектов модернизации, остаются невостребованными.
      В прошлом причиной тому были, прежде всего, проблемы с частой сменой собственников завода. Ситуация кардинально изменилась после того, как в 2007 году "ЧСЗ" вошел в состав "Смарт-холдинга".
      Специалисты предприятия проработали ряд предложений от потенциальных заказчиков. Помимо использования по основному назначению, на базе БМТР предлагалось создать судно-носитель для 6-8 рыбопромысловых ботов, кабелеукладчик, экспедиционную яхту и даже патрульный корабль для борьбы с пиратами в районе Аденского залива.
      Наиболее реальным и интересным для "ЧСЗ" оказалось предложение российского ОАО "Преображенская база тралового флота", уже владеющего БМТР пр.1288 "Бухта Преображения". Хорошо зная достоинства судов этого типа, наши партнеры перед заключением контракта в 2008 году захотели только проверить состояние корпусов запланированных к приобретению заказов № 616 и 617. Они оказались в отличном состоянии - стоянка в пресной воде Южного Буга и, естественно, качество работы николаевских корабелов предопределили высокую степень сохранности траулеров.
      Сегодня 616-й заказ, получивший название "Генерал Трошев", готовится к выходу на ходовые испытания. Конструкторам ПКЦ "ЧСЗ" удалось разместить и рационально скомпоновать в его отсеках современное крупногабаритное рыбообрабатывающее оборудование, что позволило втрое поднять суточную производительность судна.
      В самое ближайшее время должна начаться работа на втором заказе № 617.
      Судьба двух оставшихся БМТР с заводскими номерами 618 и 619 может оказаться еще более интересной. Есть несколько аргументов, способных определить выбор их потенциальных покупателей.
      Во-первых, как говорится, "таких больше не делают". Запасы прочности и надежности, отличающие проекты разработанных в советское время БМТР, сегодня могут показаться избыточными, но, как показал опыт достройки "Генерала Трошева", гарантируют большой эксплуатационный ресурс и возможности глубокой модернизации.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬШОГО МОРОЗИЛЬНОГО
ТРАУЛЕРА-РЫБОЗАВОДА пр. 1288 "Генерал Трошев"

Главные размерения
Длина:
    наибольшая ... 104,50 м
    между перпендикулярами ... 96,40 м
Ширина: ... 16,00 м
Высота борта (на миделе):
    до палубы переборок ... 7,40 м
    до верхней палубы ... 10,20 м
Осадка:
    по летнюю грузовую марку ... 5,90 м
    строительный дифферент ... 1,44 м
Вместимость трюмов и цистерн
    (для рыбной продукции)
Рефрижераторный
    трюм № 1 ... 960/520 м3/т
Рефрижераторный
    трюм №2 ... 1180/630 м3/т
Склад рыбной муки ... 370/160 м3/т
Вместимость цистерн
    Топлива ... 1130,0 м3
    Смазочного масла ... 53,2 м3
    Котельной воды ... 14,5 м3
    Питьевой воды ... 53,3 м3
    Мытьевой воды ... 37,5 м3
    Топливно-балластных ... 760.0 м3
    Балластных ... 86,0 м3
Водоизмещение (полное, при осадке по летнюю грузовую марку ) ... 5715 т
Дедвейт ... 1757 т
Регистровая вместимость
    Валовая ... 4407 т
    Чистая ... 1322 т
Энергетическая установка:
    Главные двигатели ... 2 х 2610.0 кВт
    Валогенераторы ... 2 х 1600.0 кВт
Дизель-генераторы:
    вспомогательные ... 3 х 200.0 кВт
    аварийный ... 1 х 100.0 кВт
Скорость хода
    Сервисного (4250 л.с.) ... 14.3 уз
    Полного (5230 л.с) ... 16.1 уз
Тяговое усилие (3950 л.с./6 уз) ... 33 т
Автономность (по запасам топлива) ... 65 с
Экипаж ... 96 ч

      Во-вторых, меньшая степень готовности 618 и 619 заказов делает оптимальной замену ГД и всего пропульсивного комплекса с более эффективным гребным винтом (на № 616и617 они остались в проектном варианте). Это при использовании современных дизелей еще более поднимет экономические показатели БМТР. Кроме того, здесь (а возможно - и на заказе 617) необходимо смонтировать новые котельные и опреснительные установки, установки для обеззараживания сточных и фекальных вод и другое современное оборудование.
      В-третьих, разработана и предлагается к внедрению на пр. 1288 новая схема снабжения судна электроэнергией. Она предполагает замену 3-х стояночных ДГР базового проекта мощностью 200 кВт каждый на вспомогательные ДГ мощностью до 500 кВт, которые смогут работать вместе с одним из валогенераторов на отдельные секции ГРЩ, что позволит увеличить скорость на переходах и обеспечит более гибкое использование всего энергетического комплекса траулера.
      К этому следует добавить - уже полученный опыт модернизации БМТР "Генерал Трошев" поможет "ЧСЗ" выполнить достройку 618 и 619 заказов в предельно сжатые сроки и создаст хорошие возможности для быстрого ввода в строй этих двух современных рыбопромысловых судов.
      Большой морозильный траулер-рыбозавод (БМТР) пр. 1288 "Генерал Трошев" предназначен для промысла рыбы посредством донного и разноглубинного траления. Улов перерабатывается и замораживается в разделанном и неразделанном виде. Непищевой прилов и отходы от разделки идут на кормовую муку и технический жир. Готовая мороженая продукция хранится в двух трюмах общим объемом 2140 м3 при температуре -28°С и может передаваться в море на транспортные рефрижераторы либо доставляться непосредственно в порт.
      По архитектурно-конструктивному типу БМТР представляет собой двухпалубный одновинтовой теплоход с избыточным надводным бортом, удлиненным баком и смещенной в нос надстройкой. В его корме оборудован слип шириной 3,6 м.
      Судно, построенное на класс Российского морского регистра судоходства КМ * lce3 AUT2REF Fishing vessel, имеет неограниченный район плавания. Основные районы эксплуатации - умеренные широты морей Северного и Южного полушарий, с обеспечением возможности работы в тропических условиях. Период бортовой качки для основных случаев загрузки составляет не менее 14 секунд.
      Автономность плавания траулера пр. 1288 по провизии составляет 70 суток, топливу - 65 суток. Запасы пресной воды пополняются с помощью опреснительной установки Д5М производительностью 30 т/сутки.
      До нижней палубы траулер разделен водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любого из них.
      В качестве материала основного корпуса принята низколегированная судостроительная сталь категорий А, В и D32. Толщина наружной обшивки 12,14,16 и 20 мм.
      Корпус и рубка выполняются по поперечной системе набора. Шпация в оконечностях 600 мм, в средней части - 700 мм.
      На судне установлен один обтекаемый балансирный руль площадью 14,3 м3. Для его перекладки используется электрогидравлическая рулевая машина BST 240-35 компании Van der Velden с крутящим моментом 25,0 тм. Диаметр установившейся циркуляции на полном переднем ходу при перекладке руля на борт 35° составляет около трех длин корпуса.
      "Генерал Трошев" снабжен двумя становыми и одним запасным якорями типа Холла массой по 2500 кг и двумя якорными цепями калибром 46 мм и длиной по 275 м.
      Траловое устройство судна оборудовано по схеме "дубль". В состав рыбопоискового комплекса входят двухчастотные эхолот Simrad ES60 и гидролокатор Simrad SX90/Sargan. Контроль рабочих параметров трала обеспечивает траловый зонд СИ-6110.
      Для выполнения промысловых операций на открытых палубах смонтированы 14 однобарабанных электрических лебедок.
      Две ваерные лебедки Ibercisa MAI-E/485/4000-32,5/1S с номинальным тяговым усилием 20500 кгс и канатоемкостью барабана 4000 м установлены в кормовой части верхней палубы.
      Четыре кабельные лебедки Ibercisa МАХ-М/Е/180/750-28 находятся на верхней палубе в 43 м от слипа.
      Две вытяжные лебедки Ibercisa MAX-L/E//150/125-41 расположены побортно на палубе бака.
      Имеются также две грузовые лебедки ЛЭ96 для подтягивания грунтропа и подсушки трала, две кабельных лебедки тралового зонда Ibercisa MCS-E/50/4000-9,4, две лебедки ЛЭ69 для подъема переходных концов со слипа при включении траловых досок и две 11-тонные промыслово-грузовые лебедки ЛЭ65.
      Управление лебедками осуществляется дистанционно из навигационно-промысловой рубки либо с местных постов.
      Для выработки готовой продукции на судне оборудованы рыбообрабатывающий цех, мучной цех и производственная лаборатория. Рыбообрабатывающий цех по санитарно-техническому состоянию соответствует требованиям Директивы Совета 91/493/ ЕЭС от 22.07.91 г. "Санитарным условиям для производства и сбыта рыбной продукции" и Регламентам ЕС №№852/2004, 853/2004, 854/2004 и №178/2002. Здесь установлены сортировочные и рыборазделочные машины фирмы Baader, линии транспортировки, глазировки и упаковки фирмы Rosoma, позволяющие выпускать ежесуточно в мороженом виде до 150 тонн рыбопродукции. Возможны различные варианты: 150 тонн минтая, потрошенного лосося либо иной неразделанной рыбы, 50 тонн филе минтая, 15 тонн рыбного фарша, ястычной икры минтая и лососевых рыб, 6 тонн молок минтая и лососевых рыб, а также печени минтая.
      Кормовая мука из отходов рыбы производится автоматизированной установкой китайской фирмы East Stream Co, рассчитанной на переработку 80 т сырья в сутки.
      В холодильной установке траулера, имеющей класс РМРС * REF QUICK FREEZING, используется хладон 22.
      При проведении грузовых операций БМТР задействуются три устройства - каждое состоит из двух стрел грузоподъемностью по 3,2 тонны и вылетом за борт 3,5 метра, работающих "на телефон" и навешенных на трех П-образных безвантовых мачтах.
      Основой энергетической установки судна пр. 1288 является дизель-редукторный агрегат номинальной мощностью 6800 э.л.с. на выходном фланце редуктора.
      В качестве главных двигателей установлены два 4-тактных тронковых нереверсивных с газотурбинным наддувом дизеля марки 6ЧН 40/46, изготовленные по лицензии фирмы Pielstick. На номинальной мощности 3500 э.л.с. при 520 об/мин они расходуют 150+7 г/э.л.с. топлива в час.
      Суммирующий редуктор Г-84 обеспечивает передачу крутящего момента на размещенный в насадке 4-лопастный бронзовый гребной винт регулируемого шага диаметром 3,7 м и два валогенератора СБГ 1600-1500 мощностью по 1600 кВт.
      Вспомогательная электростанция укомплектована тремя стояночными 200-киловаттными дизель-генераторами ДГРА 200/750 и одним аварийным дизель-генератором АДГФ 100/1500 на 100 кВт.
      Схемой электропитания предусмотрено несколько вариантов работы валогенераторов и дизель-генераторов на общие и выделенные шины ГРЩ, а также питание судовых потребителей от береговой сети.
      Необходимый для технологических нужд судна пар вырабатывается при помощи автоматизированного котло-агрегата КАВ4/7-22 производительностью 4 т/ч, а также двух утилизационных котлов марки КУП 40СИ производительностью по 0,72 т/ч, использующих тепло выхлопных газов ГД.
      Объем автоматизации и степень централизации управления и контроля позволяют обслуживать энергетическую установку без несения постоянной вахты в машинно-котельном отделении, но с постоянной вахтой в ЦПУ, что соответствует знаку автоматизации AUT2 Правил РМРС 2007 г.
      Для размещения экипажа, состоящего из 96 человек, на БМТР пр.1288М оборудованы 2 блок-каюты, 12 одноместных, 33 двухместных, 43 четырехместных каюты, а также кают-компания и столовая экипажа. Все жилые помещения обслуживаются системой круглогодичного кондиционирования воздуха.
      Спасение команды в аварийных ситуациях обеспечивают две закрытые спасательные шлюпки вместимостью по 55 человек, два 10-местных и четыре 20-местных надувных спасательных плота.
      На борту судна установлены современные средства навигации и коммерческой связи. Оборудование ГМССБ соответствует требованиям для морского района А1+А2+АЗ.

В. Калашников,
генеральный директор ГАХК "Черноморский судостроительный завод"







ФОТОГРАФИИ




Источник: В. Калашников. "Пулковский Меридиан" идет в будущее / ж. "Судостроение и судоремонт" № 42-43, 2011. - 23-30 с.  
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU  
© ReSim Laboratory   2006-2024