ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРОХОД "ВИТУС БЕРИНГ"


С. Семенов,
(В/О "Мортехсудоремпром")


      ФЛОТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПАРОХОДСТВА пополнился головным многоцелевым ледокольно-транспортным судном-снабженцем для Арктики - дизель-электроходом "Витус Беринг", построенным на Херсонском судостроительном заводе. Строительство подобных судов было вызвано необходимостью замены устаревших судов типа "Амгуэма", а также тем, что суда типа "Норильск" не могут осуществлять снабженческие операции в некоторых арктических районах из-за большой осадки.
Судно спроектировано для плавания во льдах за ледоколами типов "Капитан Сорокин" и "Арктика" и самостоятельного плавания в сплошном ровном льду толщиной 0,8 м при скорости 1,5 уз, частоте вращения винта 160 об/мин и при мощности на винте 9,3 МВт. Обеспечена возможность толкания и буксировки судна ледоколами,
      Основная номенклатура перевозимых грузов: генеральные; крупногабаритные (до 7 х 18 м) и тяжеловесные (массой до 48 т); накатная техника (массой до 43,5 т); жидкие грузы (два сорта дизельного топлива, в том числе с температурой вспышки ниже 43*С); рефрижераторные; горючесмазочные и легковоспламеняющиеся в таре; каменный уголь, руда; взрывоопасные; контейнеры международного стандарта.
      Судно построено на класс Регистра СССР КМ (*) УЛА [2] А2. Конструкция и оборудование судна соответствуют Правилам Регистра СССР и международным конвенциям.


Основные характеристики судна
Длина наибольшая ... 159,8 м
Ширина наибольшая ... 22,4 м
Высота борта у миделя ... 12,0 м
Осадка наибольшая ... 9,0 м
Водоизмещение при осадке 9м ... 20200 т
Дедвейт при осадке 9м ... 10690 т
Вместимость валовая ... 13514 peг. т
Скорость ... 16,4 уз
Мощность на винте ... 9,3 МВт
Дальность плавания ... 10000 миль

      Тип судна - одновинтовой, двухпалубный, ледокольно-транспортный дизель-электроход с баком и квартердеком, с носовым расположением надстройки и машинно-котельного отделения, четырехтрюмный, приспособленный для вертикальной и горизонтальной грузообработки с помощью грузовых кранов, аппарели, судового вертолета, платформ на воздушной подушке, а также плавучих средств. Корпус судна сварной, выполнен по смешанной системе набора. Судно оборудовано днищевым и подпалубным коридорами.
      Дизель-электроход "Витус Беринг" имеет два становых и запасной якоря Холла массой по 6 т, а также кормовой - 3 т. На палубе бака установлен якорный электрический шпиль типа ШЭ-12-3. На корме имеется якорно-швартовный электрический шпиль типа ЯШ-7. Оба шпиля оборудованы указателями длины вытравленной цепи, установленными в рулевой рубке и у местного поста управления. На судне есть устройство для крепления и быстрой отдачи буксирных "усов" с ручным управлением. Установлено пять автоматических швартовных лебедок типа SMV-160 производства А/О "Раума-Репола" (Финляндия).
      Спасательное устройство состоит из двух пластмассовых закрытых моторных шлюпок 3СШР3М вместимостью по 66 чел. и рабочего пластмассового катера, шести спасательных плотов ПСН-10М. Плоты со штатными пластмассовыми контейнерами хранятся в контейнерах с подогревом, рассчитанных на температуру окружающего воздуха до - 50°С. Кроме того, имеется двухъярусный рабочий плот. На судне установлен простой руль, приводимый электрогидравлической рулевой машиной Р21M1 с крутящим моментом 200 тс•м.
      Для осуществления грузовых операций на судне установлены краны, рассчитанные для работы при температуре наружного воздуха до - 40°С, из них один - типа КЭГ 12518, электрогидравлический, грузоподъемностью 12,5/4,8 т, с вылетом стрелы за борт 6,8 м для обслуживания рефрижераторных трюмов и трюма № 1 и два сдвоенных крана - типа 2КЭГ 12518, грузоподъемностью 25/9,6 т для обслуживания трюмов № 2, 3, 4. Погрузка-выгрузка тяжеловесов массой до 50 т, а также платформы на воздушной подушке осуществляется с помощью двух кранов 2КЭГ 12518 на траверсе.
      Судно укомплектовано рамами для погрузки 20- и 40-футовых контейнеров. В комплекс грузового устройства входит также вертолетный комплекс, состоящий из двух вертолетов типа Ка-32 грузоподъемностью по 5 т и соответствующего оборудования. На люковых закрытиях трюмов № 2 и 3 можно перевозить плавучие средства рейдовой выгрузки: платформы на воздушной подушке, плашкоуты или баржи типа "Славянка", не входящие в комплектацию судна. Для проведения грузовых операций вертолетами имеются грузовые площадки, расположенные в носовой части (площадка № 1) и на палубе второго яруса ангара (площадки № 2 и 3). Подача грузов на площадки осуществляется с помощью грузовых кранов из всех трюмов и твиндеков, кроме трюма и твиндека № 2.
      Открывают и закрывают люковые закрытия трюмов № 1-4 на верхней палубе гидроприводом, а крышки твиндеков и рефрижераторных трюмов - с помощью тросового привода с использованием грузовых кранов. Работоспособность люковых закрытий открытых палуб обеспечивается при температуре наружного воздуха до - 40°С и обледенении толщиной до 30 мм.
      Для погрузки и выгрузки колесной техники в твиндеки № 4 и 5 установлена рампа. Длина ее проезжей части 11 м, ширина - 4м, угол наклона +-12°, вынос за борт 5,6 м. Максимальная масса техники 43,5 т, максимальная нагрузка на ось 125 кН. Привод рампы - электрогидравлический. Проем в борту в твиндеке № 5, предназначенный для установки рампы размером 5,65 х 6,61 м закрывается водонепроницаемым закрытием с электрогидравлическим приводом. Для закрытия проема в переборке при въезде в твиндек №4 установлено односекционное переборочное закрытие размером 5х4,5 м с гидроприводом. Кроме того, имеется закрытие с гидроприводом размером 8,7х5,7 м на квартердеке для открывания-закрывания ангара.
      На судне могут базироваться два вертолета типа Ка-32 для выполнения транспортных операций по рейдовой разгрузке. Имеются посадочная и три грузовых площадки, палубный ангар с устройством для транспортировки вертолета на посадочную площадку и обратно, судовой вертолетный командный пункт; средства обеспечения радиосвязи и радиолокационного наблюдения вертолета, средства метеорологического и светотехнического оборудования для обеспечения полетов, системы заправки, электроснабжения и обогрева вертолета и др.
      На судне имеются раздельные системы питьевой и мытьевой воды. Запасы питьевой воды хранятся в трех вкладных цистернах с нержавеющим покрытием, общим объемом 100 м3, мытьевой воды - в двух вкладных цистернах общим объемом 106 м3. Пополнение мытьевой и питьевой воды обеспечивается вакуумным опреснителем Д5У производительностью 20 т/сут с обеззараживанием в установках ультрафиолетового облучения ОВ-1П/МС и минерализацией в минерализаторе МВ-50. Для консервации запасов питьевой и мытьевой воды служит ионатор серебра. Сточные воды из санузлов, ванн, душевых, оборудования и шпигатов камбуза отводятся за борт через установку для очистки и обеззараживания ЭОС-15. Есть возможность отвода сточных вод в сборную цистерну, оборудованную пропариванием, обмывом, взбучиванием, сигнализацией верхнего уровня.
      Судно оснащено системой парового отопления для обогрева хозяйственных, санитарно-бытовых и других помещений, не обслуживаемых системой кондиционирования воздуха или электрообогревом.
      Системой судовой вентиляции обеспечивается 20-кратный обмен воздуха в час в насосном отделении грузового топлива, 5-кратный - в станциях приема топлива, 7-кратный - в ангаре вертолета. В трюмах № 2, 3, 4 осуществляется 3-кратный обмен воздуха в час, в трюме № 1 взрывчатых веществ - 6-кратный. В твиндеках № 4 и 5 в период погрузки накатной техники обеспечивается 20-кратный обмен воздуха, в рейсе - 10-кратный.
      На судне применена одноканальная среднескоростная система круглогодичного кондиционирования с водяными доводочными воздухораспределителями, обеспечивающими индивидуальное регулирование температуры в обслуживающих помещениях. Принята 50%-ная рециркуляция воздуха.
      Нагрев и увлажнение воздуха в центральных кондиционерах осуществляются паром от системы хозяйственного пароснабжения. На судне есть возможность продувания сжатым воздухом приемных решеток вентиляции машинно-котельного отделения, гребного электродвигателя и системы кондиционирования воздуха (для предотвращения забивания решеток снегом).
      Для охлаждения рефрижераторных трюмов от -2 до -15°С установлена холодильная установка, состоящая из трех компрессорно-конденсатных агрегатов МАК 9рб (один резервный), холодопроизводительностью по 10,8 кВт. Для обслуживания холодильной системы девяти провизионных кладовых установлены три компрессорно-конденсаторных агрегата МАК 6рб (один резервный) холодопроизводительностью по 7,1 кВт. Все агрегаты расположены в помещении холодильных машин. Есть аварийная сигнализация "Человек в рефрижераторном трюме".
      Противопожарная защита судна обеспечивается различными системами. Система водотушения обслуживается двумя насосами НЦВ 160/100А подачей по 160 м3/ч при давлении 0,98 МПв и аварийным электронасосом НЦВ 100/100А подачей 100 м3/ч при давлении 0,98 МПа. Имеется дистанционный пуск насосов. В системе водотушения установлены два водоподогревателя производительностью по 10 т/ч, обеспечивающие подогрев от -2 до +5°С при расходе воды на один рожок. Кроме того, имеются системы паро- и пенотушения. В последней дозировка пенообразователя осуществляется вручную (для тушения пожара на посадочной площадке есть лафетный комбинированный отвод ЛС-С40). Есть углекислотное тушение - для тушения пожара в машинном отделении и грузовых помещениях. Для тушения пожара в помещении гребного электродвигателя и ангара имеется отдельная станция. На судне также есть система углекислотного тушения местного назначения. В навигационной рубке установлена станция пожарной сигнализации.
      Осушительную систему обслуживают два самовсасывающих центробежных насоса НЦВС 160/30А, два поршневых насоса ЭНП 25/2,5 и три водоструйных эжектора.
      В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ-73/78 на судне есть накопительная цистерна льяльных вод и сепарационная установка "Аквамарин", которая автоматически прекращает слив воды за борт при превышении допустимых пределов содержания нефтепродуктов в воде.
      Балластная система обслуживается двумя осушительными насосами НЦВС 160/30А и водоструйным эжектором ВЭЖ-100.
      На судне имеется система грузового топлива для приема и выдачи двух сортов дизельного топлива, включая топливо марки "А". Интенсивность приема - 100 м3/ч. Для выдачи грузового топлива в насосном отделении есть четыре насоса ЦВС-70 подачей по 18 м3/ч при давлении 1,08 МПа, счетчики типа ЛЖ 100-10, грузовые шланги длиной 50м, две станции приема-выдачи топлива. Для мойки диптанков грузового топлива есть моечная машинка от противопожарной магистрали.
      Судно оборудовано системой авиационного топлива (интенсивность заправки вертолета - 500 л/мин) и системой азота, состоящей из баллонов и двух дожимающих компрессоров.
      Энергетическая установка размещена в помещениях машинно-котельного отделения (в носовой части судна) и гребного электродвигателя (в кормовой части судна). В качестве главных двигателей установлены два автоматизированных дизель-генератора, состоящих из дизелей "Вяртсиля-Зульцер" типа 12ZV40/48, 12-цилиндровых, четырехтактных, с длительной эксплуатационной мощностью 5730 кВт при частоте вращения 550 об/мин, и генераторов переменного тока фирмы "Стремберг" (Финляндия) мощностью 5500 кВт. Двухъякорный гребной двигатель постоянного тока ПГ-158 имеет номинальную мощность 9300 кВт при частоте вращения 157-207 об/мин (мощность на режиме форсировки составляет 2х5100 кВт при частоте вращения 163-215 об/мин).
      Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов ДГР2А 800/750 мощностью по 800 кВт и аварийного дизель-генератора АДГР-200/1500 мощностью 200 кВт. Для привода вспомогательных генераторов применены дизели марки 6ЧН26/34 номинальной мощностью 883 кВт при частоте вращения 750 об/мин. Для привода аварийного генератора применен дизель марки 12Ч15/18 мощностью 220 кВт при частоте вращения 1500 об/мин.
      Пар, необходимый для судовых нужд, вырабатывают два водотрубных котлоагрегата КАВ4,0/7 номинальной производительностью 4 т/ч, рабочим давлением по 685,5 кПа, два утилизационных котла КУП 150СИ, а также два утилизационных котла КУП 40СИ.
      Котлы автоматизированы в объеме, достаточном для обеспечения безвахтенного обслуживания. В ходовом режиме зимой при температуре наружного воздуха -10°С потребности в паре обеспечиваются работой двух утилизационных котлов КУП150СИ и одного утилизационного котла КУП 40СИ суммарной паропроизводительностью 4,8 т/ч.
      Сжатый воздух для энергетической установки и хозяйственных нужд обеспечивают два автоматизированных компрессора пускового воздуха подачей 150 м3/ч при давлении 2,94 МПа, автоматизированный подкачивающий компрессор подачей 53 м3'/ч при давлении 2,94 МПа, а также электрокомпрессор хозяйственных нужд подачей 2,7 м3/мин при давлении 7,84 МПа.
      В помещении аварийных дизель-генераторов установлен аварийный компрессор пускового воздуха КВД-М подачей 0,166 м3/мин при давлении 0,58 МПа. Для сепарации масла главных и вспомогательных двигателей, а также для сепарации тяжелого и дизельного топлива имеются по три самоочищающихся сепаратора марки МАРХ 309. В машинно-котельном отделении на верхней палубе расположена установка для сжигания эксплуатационных и бытовых отходов производительностью 50 кг/ч.
      Схема главного тока судовой гребной электрической установки состоит из двух контуров. В каждый контур включены генератор, выпрямительная установка и один якорь гребного электродвигателя. В составе схемы главного тока гребной электрической установки - два генератора трехфазного тока, синхронные двухстаторные, типа 2XHSSOL 18/465 (в помещении машинного отделения); один электродвигатель постоянного тока, двухъякорный, типа ПГ-158 (в помещении гребного электродвигателя); два силовых неуправляемых выпрямителя типа ВУКЭП-6000-1200 с выходной мощностью 6 МВт, выпрямленным напряжением 1200 В (в помещении выпрямительных устройств).
      В качестве возбудителей генераторов применены статические преобразователи финского производства, преобразующие напряжение 380 В 50 Гц в регулируемое по величине выпрямленное напряжение для раздельного питания каждой обмотки возбуждения генератора. Имеются два статических сдвоенных преобразователя (по одному на каждый генератор) подключенных к судовой сети через разделительные трансформаторы.
      Для изменения частоты вращения гребного электродвигателя напряжение генератора изменяется до 0,1 номинального. В качестве возбудителей гребного электродвигателя применены статические преобразователи. Изменение направления вращения гребного электродвигателя достигается изменением полярности его обмоток возбуждения.
      Схемой главной энергетической установки предусмотрено включение любого генератора на любой якорь гребного электродвигателя при одиночной работе, включение каждого генератора на свой якорь гребного электродвигателя при одновременной работе генераторов, включение любого генератора на два соединенных последовательно якоря гребного электродвигателя, стоянка его под током в течение одной минуты при заклинивании гребного винта и при токе стоянки, близком к 1,7 номинального тока и др. Дейдвудное устройство на масляной смазке оборудовано дейдвудным уплотнением "Нептун", изготавливаемым в СССР по лицензии фирмы "Чуетсу-Ваукеша". Гребной винт - четырехлопастный, диаметром 5,2 м и массой 35,2 т, фиксированного шага, со съемными лопастями из нержавеющей стали.
      Объем автоматизации обеспечивает обслуживание энергетической установки на ходу с постоянной вахтой в ЦПУ, что соответствует знаку автоматизации А2 в символе класса Регистра СССР. Возможно безвахтенное обслуживание машинного отделения на стоянке. Оборудование, механизмы и системы, предназначенные для обеспечения ходового и стояночного режимов судна, после их подготовки и пуска в работу не требуют местного обслуживания в течение 24 ч.
      На судне установлена система комплексной автоматизации "Залив-М", включающая в себя следующие системы: централизованного контроля энергетической установки; управления вспомогательной электроэнергетической установкой; управления и контроля механизмов, обслуживающих главную энергетическую установку; централизованного питания средств автоматики; контроля и управления судовыми системами. Кроме того, есть отдельные системы автоматизации: управления холодильной установкой рефрижераторных трюмов и провизионных кладовых; управления системой кондиционирования; управления масляным и топливным сепараторами; диагностики главного двигателя; контроля мореходно-прочностных характеристик для решения задач посадки, остойчивости и прочности корпуса.
      Судно оснащено электрорадионавигационным оборудованием, в составе которого радиолокационная станция, приемоиндикаторы радионавигационных систем и спутниковой системы навигации, буквопечатающая аппаратура с системой повышения достоверности, аппаратура обеспечения полетов вертолета, а также другая аппаратура, обеспечивающая связь с берегом. На судне также есть установка спутниковой связи. Для приема цветных и черно-белых программ телевидения, работающих с различными стандартами в метровом и дециметровом диапазонах, и воспроизводства их на судне установлен комплекс соответствующей аппаратуры.
      Жилые и служебные помещения выполнены с учетом эксплуатации судна в условиях низких температур и обеспечивают комфортные условия для экипажа. В носовой надстройке расположены общественные и жилые помещения. Для экипажа имеется 59 мест, в том числе для практикантов - 12, лоцманов - 2, запасных - 2. На судне 7 блочных кают и 30 одноместных кают с санузлами и душем.



Общее расположение судна
1, 14 - радиолокационные станции; 2 - грузовой кран грузоподъемностью 12,5 т; 3 - трюм №1; 4 - главные дизель-геневаторы; 5 - трюм №2; 6 - насосное помещение товарного топлива; 7 - цистерны товарного топлива; 8 - спаренные краны грузоподъемностью по 12,5 т; 9 - платформа на воздушной подушке; 10 - трюм №3; 11 - трюм №4; 12 - ангар; 13 - гребной электродвигатель; 15 - цистерна вертолетного топлива; 16 - вертолет КА-32; 17 - ледовый зуб; 18, 22 - люки рефрижераторных трюмов; 19, 26 - грузовые площадки; 20 - трюм взрывчатых веществ; 21 - люк погрузки механизмов в машинно-котельное отделение; 23 - спасательные шлюпки; 24 - рабочий катер; 25 - судовой вертолетный командный пункт; 27 - взлетно-посадочная площадка




ФОТОГРАФИИ




Источник: С. Семенов. Дизель-электроход "Витус Беринг". / ж. "Морской Флот" № 2, 1988, 41-45 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024