ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Из истории флота


ПАССАЖИРСКИЕ СУДА ДЛЯ ЧЕРНОГО МОРЯ

( Теплоходы: "Абхазия", "Аджария", "Армения", "Грузия", "Крым" и "Украина" - 1927-1931 гг. )

П. Акимов,
профессор ЛВИМУ


      УЖЕ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ Крымcко-Кавказская линия отличалась значительным потоком пассажиров. До 1914 г. ее обслуживало Российское общество пароходства и торговли (РОПИТ). Военные действия на Черном море во время империалистической и гражданской войн привели к гибели большинства пассажирских судов. Для работы на Крымско-Кавказской линии в 20-е годы использовались несколько небольших, устаревших товаро-пассажирских пароходов. Необходимость обеспечения пассажирских перевозок на этой линии современными (для того времени), комфортабельными. достаточно быстроходными судами вызвала решение Советского правительства о проектировании и заказе шести пассажирских теплоходов и организации Крымско-Кавказской экспрессной линии с обеспечением отходов не менее 5 раз в неделю.

      В конце 1926 г. на Балтийском заводе по чертежам Балтсудопроекта были заложены теплоходы "Аджария" и "Абхазия", а в декабре 1927 г. на том же заводе заложили однотипные суда "Армения" и "Украина". В июне 1927 г. по советским чертежам были заказаны за границей теплоходы "Крым" и "Грузия", которые были сданы приемочной комиссии в конце 1928 г., "Аджария" и "Абхазия" были построены в 1930 г.; "Армения" и "Украина" - в 1931 г.
      Суда, построенные на Балтийском заводе, имели наибольшую длину 112,2 м, ширину 15,6, высоту борта 8,4, осадку в полном грузу 5,97 м, водоизмещение в полном грузу 5770 т, грузоподъемность 1000 т, пассажировместимость 518 чел., скорость 14,5 уз, дальность плавания 3000 миль.
      Суда эти были двухпалубные с прямым форштевнем и крейсерской кормой. Двухъярусная стальная надстройка занимала значительную часть длины судна. По техническим данным и уровню комфорта теплоходы соответствовали заграничным судам того времени аналогичного тоннажа и назначения.
      Пассажирские помещения были рассчитаны на 60 мест первого класса, 114 второго и 244 третьего класса. Кроме того, имелись 100 мест для палубных пассажиров, следующих на короткие расстояния. Двухместные каюты первого класса были расположены в первом ярусе надстройки (на уровне прогулочной палубы). Помещения второго и третьего класса находились в твиндеках. Для пассажиров второго класса имелась двухместная и 17 четырехместных кают. Остальные 44 пассажира второго класса размещались в пяти семиместных каютах. Для пассажиров третьего класса имелись лишь общие помещения с деревянными двухъярусными койками. На шлюпочной палубе в носовой части находились музыкальный, курительный и дамский салоны, далее в корму - рубка с каютами командного состава и кают-компанией. Для пассажиров имелись 3 вместительных ресторана.
      На шлюпочной палубе располагались в 2 яруса 20 спасательных шлюпок на 47 мест каждая, а также 2 рабочие шлюпки. Подъем шлюпок осуществлялся электрическими поворотными кранами. С учетом грузовых операций на судах имелось 6 поворотных электрических кранов грузоподъемностью по 1,5 т.
      Рулевая машина была электрической, секторного типа. Электропривод мощностью 7 кВт выполнен по схеме Вард-Леонарда. Ручной рулевой привод находился на корме.
      Якорное устройство состояло из двух якорей Холла массой по 3,4 т и запасного - 2.7 т. Брашпиль имел электродвигатель мощностью 52 кВт. На корме находился шпиль с электродвигателем мощностью 20 кВт и запасным ручным приводом. Все палубные механизмы удовлетворяли требованиям Регистра СССР и английского Ллойда.
      Энергетическая установка - 2 двигателя марки РД-2400 завода "Русский дизель" мощностью по 1475 кВт (2000 л. с.) при частоте вращения 105 об/мин. Каждый двигатель связан валопроводом с гребным винтом. Винты четырехлопастные из бронзы диаметром 3,8 м и шагом 5 м. Дисковое отношение 0,56.
      Двигатели РД-2400 практически не отличались от главных двигателей, установленных на судах типа "Андрей Жданов". Они двухтактные, шестицилиндровые, компрессорные, реверсивные. Диаметр цилиндров равен 650 мм при ходе поршней 860 мм. Непосредственно от каждого двигателя приводятся 2 продувочных насоса с диаметрами цилиндров 1050 мм при ходе поршней 700 мм; трехступенчатый компрессор с диаметрами цилиндров ступеней 475 мм, 280 и 120 мм при ходе поршней 580 мм и 3 насоса системы охлаждения забортной водой. Следует отметить, что главные двигатели теплохода "Украина" были построены Балтийским заводом, но по чертежам завода "Русский дизель".
      Первоначально на двигателях РД-2400 была применена, как и на двигателях судов типа "Андрей Жданов", крайне неудачная система смазки подшипников самотеком. В процессе эксплуатации смазка была переделана на циркуляционную. Начиная с теплохода "Украина", стали превращать компрессорные дизели в бескомпрессорные. В связи с начавшейся войной эта работа не была доведена до конца.
      Электрическая станция каждого теплохода состояла из трех дизель-генераторов мощностью по 80 кВт и одного дизель-генератора мощностью 50 кВт. Двигатели двухтактные, бескомпрессорные завода "Русский дизель". Двигатели мощностью 80 кВт были трехцилиндровыми, а мощностью 50 кВт - двухцилиндровыми. Диаметр цилиндров 285 мм, ход поршней 360 мм при частоте вращения 300 об/мин. Генераторы постоянного тока напряжением 230 В. Кроме того, в кормовой трубе (фальшивой) располагался аварийный дизель-генератор мощностью 10 кВт. Двигатель двухцилиндровый завода "Дейц". Частота вращения дизель-генератора 750 об/мин.
      Все вспомогательные механизмы машинного отделения электроприводные. Только насосы, обслуживающие вспомогательную котельную установку, паровые.
      Помимо навешенных компрессоров, был установлен электрокомпрессор подачей 840 м3/ч свободного воздуха. Трехступенчатый компрессор обеспечивал давление воздуха 6 МПа (60 кгс/см2). Электродвигатель имел мощность 115 кВт. Кроме того, был малый двухступенчатый компрессор с двигателем мощностью 6 кВт.
      На судне были установлены 2 топливоперекачивающих центробежных насоса с общим двигателем мощностью 7 кВт, подачей по 30 м3/ч при напоре 11-15 м вод. ст.; масляный центробежный насос подачей 2 м3/ч при напоре 20 м вод. ст. и мощности двигателя 1,5 кВт. Два трюмнобалластных насоса одновременно являлись и пожарными. Насосы поршневые двухцилиндровые двойного действия с подачей 75 м3/ч при напоре 80 м вод. ст. и мощностью электродвигателей 40 кВт. Кроме того, для осушения машинного отделения имелся поршневой насос подачей 10 м3/ч при напоре 20 м вод, ст. и мощностью электродвигателя 1,5 кВт. Центробежные насосы пресной и соленой воды имели общий электродвигатель мощностью 1,5 кВт. Каждый насос имел подачу 7 м3/ч при напоре 20 м вод. ст.
      Котельная установка состояла из вспомогательного и утилизационного котлов. Вспомогательный котел водотрубный типа Ярроу на мазутном отоплении паропроизводительностью 1200 кг/ч. Утилизационный котел огнетрубный паропроизводительностью до 300 кг/ч. Оба котла рассчитаны на давление 0,6 МПв. На судне имелась углекислотная холодильная установка с холодопроизводительностью 30 тыс. ккал/ч. Установка обслуживала провизионные камеры и 2 небольших грузовых рефрижераторных отсека.
      Крымско-Кавказские теплоходы успешно работали на экспрессной пинии Одесса - Батуми - Одесса и всегда точно выдерживали расписание. Их работа на линии продолжалась до начала Великой Отечественной войны. В результате военных действий на Черном море все теплоходы погибли: "Аджария", "Абхазия" и "Армения" - в рейсах, а "Украина", стоявшая на якоре в мелководной части Цемесской бухты,- получила прямое попадание вражеской бомбы и села на грунт. После войны судно подняли, но из-за значительных повреждений решили не восстанавливать.
      Известно, что в дореволюционной России постройка морских пассажирских судов не производилась. Поэтому первый опыт отечественной постройки и эксплуатации таких судов следует признать вполне успешным.




ФОТОГРАФИИ  



Источник: П. Акимов. Пассажирские суда для Черного моря. / ж. "Морской флот" № 12, 1987, 54-55 с.   
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024