ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


КАТЕР-БУКСИР «БУЛАТ»

О. Буланцев, В. Иванов
(Ленинградское ЦПКБ)

      НАРЯДУ С БУКСИРАМИ, предназначенными для буксировки плавсредств в прибрежном плавании, по-прежнему требуется большое количество катеров-буксиров для работы в портах и на рейдах, осуществления кантовочных операций по обслуживанию грузовых судов малой и средней грузоподъемности, а также для доставки портовых рабочих и перевозки снабжения на транспортные суда. В связи с этим заслуживают внимания новые катера-буксиры мощ- ностью 340 кВт (470 л. с.) типа «Булат», строительство которых осуществляется на Находкинском СРЗ по проекту Ленинградского ЦПКБ.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина  
наибольшая  
16,68 м  
по грузовую ватерлинию  
15,64 м
Ширина  
наибольшая  
5,21 м
Высота борта  
2,45 м
Осадка
1,70 м
Мощность энергетической установки  
2х173 кВт (470 л. с.)
Скорость
10 уз

      Катер-буксир «Булат» предназначен для буксировки за кормой и толкания несамоходных плавсредств в при- брежном плавании, в том числе лихтеров типа ЛЭШ от борта лихтеровоза до накопительного рейда и обратно, а также для участия в кантовочных операциях, перевозки снабжения (до 1 т) или людей (12 чел.). Он построен на класс Регистра СССР КМ * ЛЗ III и представляет собой однопалубное судно с рулевой рубкой на верхней палубе, с носовыми образованиями, удобными для кантовочных операций и посадки людей с парадного трапа транспортных судов, с дизельной двухвальной энергетической установкой.
      В носовой части палуба имеет уступ высотой 0,6 м, предназначенный для повышения мореходных качеств катера-буксира, улучшения обзора из рулевой рубки. Палуба в носовой части расширена для обеспечения кантовочных операций, а также приема и вы- садки людей. Кроме того, учитывает ся возможность частых швартовок катера-буксира носом.
      Остойчивость катера-буксира удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР, предъявляемым к буксирам II ограниченного района плавания.
      Цельносварной корпус имеет подкрепления на ледовую категорию ЛЗ Регистра СССР и набран по поперечной системе со шпацией 500 мм. При проектировании формы корпуса было обращено особое внимание на получение высокой ледопроходимости, улучшение характеристик поведения катера-буксира в мелкобитом льду, упрощение ремонта корпуса и технологичность постройки, а также на защиту ВРЩ от льда, повышение тяги на швартовах и улучшение мореходности. Форма корпуса упрощенная, с ледокольным носом, транцем в носу и вельботной кормой.
      Буксирное устройство состоит из буксирного гака с креплением на штыре на капе машинного отделения с амортизаторами на тяговое усилие 61,8 кН (6,3 тс). Имеются привод дистанционной ручной отдачи гака из рулевой рубки и устройство автоматической отдачи гака, срабатывающее при превышении одного из трех ограничительных параметров: угла перекладки гака, усилия на гаке и крена судна.
      По периметру корпуса судна (кроме носовой оконечности) на уровне верхней палубы имеется стальной привальный брус, в носовой и кормовой оконечностях — отбойные устройства из резиновых труб наружным диаметром 300 мм.
      В качестве спасательных средств установлены 2 спасательных плота ПСН-6М вместимостью по 6 чел. каждый.
      Главная энергетическая установка состоит из двух четырехтактных, нереверсивных с газотурбинным наддувом дизелей типа 3 Д6Н-235 и 3 Д6НЛ-235 (правого и левого вращения). Номинальная мощность на фланце реверсредукторной передачи составляет 173 кВт (235 л. с.) при частоте вращения 1500 об/мин. Топливо для энергетической установки — дизельное, марки Л. Удельный расход топлива составляет 229 г/кВт • ч. масла — 4,08 г/кВт • ч.
      На каждом главном двигателе навешены насосы: охлаждающей пресной воды, охлаждающей забортной воды (самовсасывающий), топливоперекачивающий, маслоперекачивающие зарядный электрогенератор. Запуск двигателей (основной — электростартером) может осуществляться как с местного поста, так и дистанционно — из рулевой рубки. С местного поста запуск осуществляется также сжатым воздухом при давлении 6—4 МПа (60—40 кгс/см2).
      Конструкция кингстонных ящиков и система охлаждения забортной водой выполнены с учетом опыта эксплуатации во льдах буксиров как отечественной, так и зарубежной постройки. Прием забортной воды осуществляется от днищевого и скулового кингстонных ящиков через фильтры. Имеется подвод к кингстонным ящикам забортной воды после охлаждения главных двигателей и дизель-генераторов.
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из двух дизель-генераторов переменного тока типа ДГР1А-16/1500 мощностью 19,72 кВт (26 л. с.). Допускаемая длительная мощность дизель-генератора 14 кВт. Род тока для силовых потребителей — переменный, трехфазный, напряжением 380 В, а для основного освещения, бытового оборудования и радиосвязи — переменный, напряжением 220 В.
      Система распределения электроэнергии — двухпроводная по фидерногрупповой системе. Управление и контроль работы электростанции осуществляются с ГРЩ и с пульта управления в рулевой рубке. Имеется возможность приема электроэнергии напряжением 380 В от берегового источника.
      При выборе механизмов и оборудования энергетической установки и общесудовых систем учитывалась возможность их работы без постоянного присутствия обслуживающего персонала. Объем автоматизации допускает обслуживание энергетической установки без постоянной вахты в машинном отделении.
      Управление главным двигателем осуществляется из рулевой рубки с помощью гидромеханической системы дистанционного управления.
      На катере-буксире в качестве движителей установлены 2 цельнолитых гребных винта фиксированного шага диаметром 1,06 м в неповоротных легкосъемных насадках. Два подвесных руля площадью 0,63 м3 каждый установлены за насадками. Результаты расчетов, подтвержденные данными замеров при сдаче головного катера-буксира, показали, что тяга при расчетной скорости буксировки 4 уз составила 46,4 кН (4,64 тс).
      Испытания и эксплуатация катеровбуксиров типа «Булат» в портах Дальнего Востока показали их хорошую устойчивость на курсе, диаметр установившейся циркуляции составил 1,5 длины корпуса.
      На катере-буксире приняты меры для снижения вибрации и шума. Все механизмы — источники шума установлены на амортизаторы, переборка между машинным отделением и дежурным помещением выполнена с комингсом по периметру толщиной 18 мм, в необходимых местах нанесена мастика «Адем», установлена звукопоглощающая изоляция.
      Замеры, выполненные в период ходовых испытаний головного катера-буксира, показали, что уровни шума и вибрации в целом по судну находятся в пределах допустимых норм.
      Связь катера-буксира с берегом и другими судами осуществляется комплексом современной радиоаппаратуры. Установленное на судне навигационное оборудование обеспечивает его безопасную эксплуатацию в условиях стесненной акватории порта, плохой видимости, сложной ледовой обстановки.


Схема общего расположения
а — боковой вид; б — верхняя палуба; в — трюм

Источник: О. Буланцев, В. Иванов. Катер-буксир «Булат». / ж. "Морской флот" № 6, 1986, 22-23 с.   
Scan, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024