ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


РОЛКЕР НОВОЙ СЕРИИ «Шестидесятилетие СССР»


С. Ухин,
руководитель группы наблюдения Минморфлота.
Фото Р. Овсянникова


      В 1975 Г. БЫЛ ПОСТРОЕН ГОЛОВНОЙ ролкер «Иван Скуридин» («МФ», № 8, 1976). Суда этой серии эксплуатировались в различных условиях и показали высокие технико-экономические качества. Однако опыт их эксплуатации выявил необходимость установки кормового якорного устройства для облегчения и ускорения швартовки судна носом к пирсу. Было также решено удлинить корпус на 12,6 м благодаря цилиндрической вставке. Эти изменения в проект были внесены в 1982 г., начиная с теплохода «Шестидесятилетие СССР». Дедвейт судна по летнюю грузовую марку увеличился с 4610 т до 5500 т. Вместимость грузовых помещений возросла с 11610 м2 до 13660 м2.
      К судам новой серии, построенным по модернизированному проекту относится и теплоход «Донецк», сданный в эксплуатацию Азовскому пароходству в конце 1984 г.


Основные характеристики
Длина:
   наибольшая ... 152,7 м
   между перпендикулярами ... 140,0 м
Ширина наибольшая ... 19,2 м
Высота борта до главной палубы ... 6,8 м
Осадка по летнюю грузовую марку ... 6,58 м
Автономность плавания по запасам:
   пресной воды ... 30 сут
   провизии ... 60 сут
Мощность двигателя ... 4480 кВт
Дальность плавания ... 12000 миль

      Тип судна — одновинтовой, двухпалубный с удлиненным баком, с кормовым расположением машинного отделения и жилых помещений ролкер. Судно имеет носовую рампу, внутритрюмные аппарели и гидроподъемник для загрузки трюма. Ролкер построен на класс Регистра СССР * Л2 А2 (накатное) с учетом требований действующих международных конвенций и национальных правил.
      Теплоход предназначен для перевозки 20 и 40-футовых контейнеров, трейлеров и ролл-трейлеров, автомобилей типа «Жигули». Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1,025 т/м3 при осадке по летнюю грузовую марку составляет около 12070 т. В грузу при средней осадке 6,25 м при номинальной частоте вращения винта 140 об/мин скорость судна составляет 16 уз.
      Теплоход оборудован пассивными цистернами-успокоителями качки, имеется автоматическая антикреновая система.
      Экипаж — 31 чел. Кроме того, оборудованы 5 мест для практикантов и каюта для лоцмана.
      Корпус и надстройки судна сварные. Для защиты корпуса от коррозии установлены протекторы.
      Носовое якорное устройство снабжено двумя становыми и запасными якорями Холла массой по 4 т, цепи для становых якорей имеют калибр 57 мм, длину 250 и 275 м. Для подъема и отдачи якорей служат швартовные автоматические лебедки с якорными приставками, имеется устройство дистанционной отдачи якорей из ходовой рубки. Судно снабжено также двумя кормовыми вспомогательными якорями Холла массой по 2,5 т. Якорные цепи для кормовых якорей калибром 40 мм, длиной 175 м каждая хранятся в ящиках цилиндрической формы, обеспечивающих самоукладку цепи. Для подъема и отдачи кормовых якорей служат 2 якорно-швартовных шпиля ШЭ-69 с номинальным тяговым усилием 5,6 тс с указателем длины вытравленной цепи. Кормовое якорное устройство дает возможность надежной стоянки судна носом к пирсу.
      Швартовное устройство включает в себя 4 автоматические электрические лебедки с номинальным тяговым усилием на барабанах и турачках не менее 8 тс. К посту вахтенного выведена звуковая и световая сигнализация для контроля работы швартовных лебедок в автоматическом режиме и определения длины вытравленного каната.
      На судне установлены 2 спасательные моторные шлюпки из стеклопластика вместимостью по 37 чел., спуски подъем которых осуществляются гравитационными шлюпбалками и электрическими шлюпочными лебедками с тяговым усилием 4 тс. На теплоходе имеются 2 спасательных плота типа ПСН-10М, рабочая моторная шлюпка из стеклопластика, спускаемая вспомогательным грузовым устройством. Судну придан плот для забортных работ.
      Ролкер имеет обтекаемый полубалансирный руль площадью около 14,2 м2. В румпельном отделении установлена электрогидравлическая рулевая машина с крутящим моментом на баллере 25 тс м. Высокие маневренные качества теплоходу обеспечивают 2 носовых подруливающих устройства с суммарным упором 5 тс. Управление подруливающими устройствами осуществляется с трех постов управления, расположенных в рулевой рубке и на крыльях ходового мостика.
      Ролкер снабжен бортовой погрузочной техникой, для которой оборудованы мастерская профилактического обслуживания и участок заправки топливом и смазочным материалом.
      Для обслуживания машинного отделения и погрузки провизии с берега
      предназначено грузовое устройство. Подача провизии в камбуз из провизионных кладовых осуществляется при помощи лифта грузоподъемностью 100 кг. Для перевозки контейнеров, флетов и поддонов имеются стандартные крепления. Тяжелая техника крепится при помощи винтовых и тормозных башмаков, опор-стоек и цепных найтовов. Крепление легковых автомобилей осуществляется при помощи специальных оттяжек с устройством для быстрого натяжения и фиксации. Колесную технику с грузом и легковые автомобили транспортируют с берега на судно и обратно по носовому рамповому устройству, которое состоит из рампы и приводов для ее вываливания и поворота. Рампа обеспечивает погрузку-выгрузку на причалы высотой от 1,8 до 3,5 м. К причалу ролкер встает бортом или носом, используя для швартовки кормовое якорное устройство. Прочность рампы обеспечивает проезд колесной техники общей массой 65 т. Привод рампы электрогидравлический. Поворотное устройство позволяет располагать проезжую часть рампы в сторону носа в диаметральной плоскости и под углом относительно диаметральной плоскости на оба борта до 45°. В сложенном положении носовая рампа находится в закрытом помещении (подполубаком), имеющем брызгозащитное исполнение.
      Для перемещения колесной техники на верхнюю и главную палубы, автомобильную платформу твиндека и обратно в носовой части судна смонтировано внутреннее аппарельное устройство, состоящее из двух аппарелей общей длиной около 28 м. Ширина аппарели 6,2 м. Для перевозки легковых автомобилей в трюме и твиндеке имеются механизированные подъемные платформы.
      Погрузочно-разгрузочные операции между вторым дном и главной палубой осуществляются подъемником грузоподъемностью 40 т. Подъемник рассчитан на остановку на уровне автомобильной платформы в трюме. Носовая рампа устанавливается в рабочее положение гидравлическим приводом.
      Главная энергетическая установка ролкера работает на гребной винт фиксированного шага. Главный двигатель — 5ДКРН62/140-3 производства Брянского машиностроительного завода. Мощность двигателя 4480 кВт. Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов ДГРА400/500-2 мощностью 400 кВт каждый и аварийного дизель-генератора АДГФ-100/1500 мощностью 100 кВт.


Источник: С. Ухин. Ролкер новой серии. / ж. "Морской Флот" № 9, 1985, 41-42 с.   
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024