ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


ПАРОМЫ ДЛЯ КАСПИЯ (типа «Советский Дагестан»)


В. Кузовкин


      В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА КАСПИИ действует морская железнодорожная паромная переправа между портами Баку и Красноводск протяженностью около 160 миль, которая обслуживается паромами типов "Советский Азербайджан" и "Гамид Султанов", построенными в 1962-1968 гг. Учитывая ежегодный рост грузопотока через Каспийское море на действующей паромной линии, а также возраст существующих судов, возникла необходимость в строительстве новых паромов. С этой целью на верфи "Ульяник" (Югославия) заказаны железнодорожные паромы со сроками поставки в 1984-1986 гг. Они имеют значительные отличия от предыдущих, что вызвано изменением базы строительства судов и дополнительными ограничениями при проектировании паромов, связанными с проводкой судов на Каспий по внутренним водным путям.
      Необходимость ограничения судна по ширине находится в противоречии с возможностью размещения четырех железнодорожных путей на вагонной палубе парома для обеспечения его стыковки с существующим паромным причалом и мостом. В связи с этим было принято компромиссное решение накатывать плети вагонов на паром в корме по двум средним путям с последующим распределением на судне на четыре пути с помощью стрелочных переводов в отличие от существующих паромов, где накатка с берега осуществляется по четырем путям.


Основные характеристики
 Новый паром 
 "Советский Азербайджан" 
( I серия / II серия )
  Длина, м:    
наибольшая  
154,5  
133,7  
по КВЛ  
147,0
127,2
  Ширина, м:    
по вагонной палубе  
17,5
17,8
наибольшая  
(с привальным брусом)  
18,3
18,3
  Высота борта, м:    
до вагонной палубы  
7,3
6,2
до верхней палубы  
13,4
12.3
  Осадка, м
4,2
4,1
  Дедвейт, т
2970
2510
  Автомобилевместимость
 (по легковым автомобилям типа ВАЗ) 
70
40
  Пассажировместимость, чел.
202
289
  Главные двигатели
6К45 GFCA
3Д100/14Д100
  Скорость, уз
17
16 / 17

      Новые паромы предназначены для перевозки грузовых вагонов габаритов "1-Т" и "Т", рефрижераторных секций, пассажирских вагонов, опасных грузов, легковых и грузовых автомобилей. Паромы имеют закрытую вагонную надстройку на всей длине судна и грузовой трюм под вагонной палубой для перевозки легковых автомобилей. Все каюты экипажа расположены над вагонной надстройкой в отличие от существующих паромов, где часть экипажа размещалась над вагонной палубой, что вызывало справедливые нарекания моряков из-за значительного шума от вагонов. Выше вагонной надстройки расположены также пассажирские каюты, салоны с сидячими местами и общественные помещения для пассажиров и экипажа.
      Машинное отделение расположено в кормовой части судна. Паром имеет 2 винта, 2 руля и бульбообразный нос.
      Суда строят по Правилам и под наблюдением Регистра СССР на класс КМ*ЛЗ[I]1А2 (железнодорожный автомобильно-пассажирский паром).
      Корпус судна набран по продольной системе набора и до верхней палубы включительно выполнен из стали. Надстройки выше верхней палубы изготовлены из алюминиево-магниевого сплава для снижения массы судна порожнем. При этом особое внимание уделяется узлу соединения стального корпуса с алюминиевой надстройкой для его защиты от электрохимической коррозии.
      Форма надводной части кормовой оконечности судна выполнена аналогично действующим паромам для стыковки с паромным мостом, в портах Баку и Красноводск. Прочность вагонной палубы рассчитана на равномерно распределенную нагрузку 2,5 тс/м2. В качестве рельсов применен стальной прокат квадратного сечения 60х60 мм, установленный заподлицо с палубой.
      Судно имеет смешанное продольно-поперечное разделение на водонепроницаемые отсеки ниже вагонной палубы. В районе грузового трюма установлены бортовые продольные переборки на расстоянии от борта, равном 1/5 ширины судна, что обеспечивает удобство погрузки в трюм легковых автомобилей. Вне трюма применена поперечная разбивка на водонепроницаемые отсеки. Машинное отделение размещается в трех отсеках, разделенных двумя водонепроницаемыми переборками с клинкетными дверями.
      Легковые автомобили грузят в трюм через железнодорожный мост на ва- гонную палубу парома, откуда через стационарную аппарель - в трюм. Длина аппарели 17,5, ширина 3,5 м. В трюме можно перевозить 50 легковых автомобилей "Жигули". Дополнительно к вагонам в кормовой части вагонной палубы можно еще разместить 20 легковых автомобилей.
      Проем в вагонной палубе для проезда автомобилей в трюм закрывается водонепроницаемой крышкой, имеющей гидравлический привод. Для удобства и ускорения грузовых операций с легковыми автомобилями при их размещении в трюме в носовой части трюма на двойном дне установлена поворотная автомобильная платформа - круг диаметром около 5 м с гидравлическим приводом. Кормовой проезд в вагонной надстройке закрывается лацпортом шириной 13,3 м, высотой 5,5 м, имеющим гидравлический привод.
      Для крепления вагонов применяются домкраты и цепные стяжки с пневматическим натяжением, для крепления легковых автомобилей - синтетические ремни.
      Для растормаживания вагонов на пароме предусмотрен подвод воздуха к собственной тормозной системе каждой вагонной плети с использованием стандартного железнодорожного оборудования, применяемого в нашей стране.
      Для уменьшения бортовой качки на паромах применена активная система успокоения качки с бортовыми управляемыми рулями. Система позволяет снизить амплитуду качки с 19 до 4° при скорости 17 уз и волнении моря 7 баллов.
      С целью выравнивания крена парома во время грузовых операций и поддержания его в допустимых пределах (не более 3°) из условия работы берегового моста установлена автоматизированная антикреновая система с использованием U-образных танков. Система обеспечивает несимметричную загрузку без крена парома при разновесе вагонов по путям противоположного борта в 1470 кН.
      Якорно-швартовное устройство паромов включает в себя 2 комбинированные якорно-швартовные лебедки, швартовную лебедку на баке и 2 швартовные лебедки в кормовой части вагонной палубы. Два якоря Холла массой по 3,3 т укладываются по-походному непосредственно на палубу бака. Возможна дистанционная отдача якорей из рулевой рубки.
      Для улучшения маневренных характеристик при частых швартовках паромы оборудованы носовым подруливающим устройством с ВРШ мощностью 588 кВт (800 л. с.).
      Спасательное оборудование судна состоит из двух частично закрытых пластмассовых моторных спасательных шлюпок вместимостью по 50 и 60 чел. и 11 надувных спасательных плотов вместимостью по 25 чел. Плоты спускаются вместе с людьми. Для их спуска установлены 2 крана.
      Экипаж судна состоит из 57 чел. Шесть кают старшего комсостава - блочные, 13 кают для комсостава - одноместные, 19 кают рядового состава - двухместные. Все каюты оборудованы санблоками. Кроме того, на судне имеется 16 запасных мест в четырехместных каютах для ремонтных бригад.
      Пассажиры размещаются в двух и четырехместных каютах, а также в двух салонах с креслами авиационного типа вместимостью по 59 мест. Для пассажиров имеются ресторан самообслуживания с баром, салон отдыха, багажное помещение, камера хранения, каюты матери и ребенка.
      Все жилые и общественные помещения экипажа и пассажиров, а также часть служебных помещений оборудованы системой кондиционирования воздуха, рассчитанной для работы в условиях Каспийского моря.
      Посадка-высадка пассажиров осуществляется либо по судовому забортному парадному трапу либо через бортовые посадочные лацпорты шириной около 2 м. Посадка через бортовые лацпорты более удобна для большого количества пассажиров, чем использование длинного и узкого забортного трапа. Однако для этой цели необходимо на паромном причале устанавливать стационарный трап-портал.
      Пропульсивная установка паромов состоит из двух 6-цилиндровых дизелей типа 6К45 GFCA, соединенных напрямую с винтами регулируемого шага. Максимальная длительная мощность каждого двигателя 4,35 МВт (5910 л. с.) при частоте вращения 234 об/мин. Двигатели изготовлены югославской фирмой "Ульяник" по лицензии фирмы "Бурмейстер и Вайн".
      Котельная установка судов состоит из вспомогательного котла производительностью 3 т/ч и утилизационного котла производительностью 2,5 т/ч.
      Электростанция судов состоит из трех вспомогательных дизель-генераторов мощностью по 690 кВ•А и аварийного дизель-генератора мощностью 125 кВ•А.
      Энергетическая установка паромов автоматизирована в соответствии с классом А2 Регистра СССР для безвахтенного обслуживания машинного отделения и с вахтой в ЦПУ. Балластная система паромов, в том числе и для использования в процессе грузовых операций с вагонами, обслуживается двумя балластно-осушительными насосами подачей 250 м3/ч.
      Для тушения пожара в вагонной надстройке, трюме и машинном отделении имеется углекислотная система низкого давления. Дополнительно установлена система пенотушения средней кратности 1:100.
      Особые условия Каспийского моря требуют строгих мер по предотвращению загрязнения его мусором, сточными нефтесодержащими и фекальными водами. На паромах можно либо обрабатывать и уничтожать отходы, либо их собирать с последующей выдачей на берег. Для этой цели паромы оборудованы инсинератором для сжигания твердых и жидких отходов, танками сбора льяльных и сточных вод, в том числе грязной воды от мытья палуб.
      Для контроля за остойчивостью, загрузкой и посадкой паромы оборудованы сталодикагором, который измеряет исправленную метацентрическую высоту, дедвейт и дифферент судна.
      Навигационное оборудование паромов включает в себя 2 радиолокационные станции, радиопеленгатор, радионавигационную систему, 2 гирокомпаса, эхолот, индукционный лаг, обеспечивающие безопасность мореплавания.




Источник: В. Кузовкин. Паромы для Каспия. / ж. "Морской флот" № 5, 1984, 41-43 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024