ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


ТАНКЕР "ВЕНТСПИЛС"


Ю. Пронин,
старший инженер В/О "Мортехсудоремпром"


      В КОНЦЕ 1983 Г. ФЛОТ ЛАТВИЙСКОГО пароходства пополнился новым головным танкером-продуктовозом "Вентспилс", построенным финскими судостроителями на верфи А/О "Payма-Репола", "Вентспилс" - традиционный танкер-продуктовоз, однако имеющий особенности, которые выделяют его из судов такого типа. Кроме перевозки нефтепродуктов, танкер предназначен также для перевозки метанола, а выбранная окраска грузовых танков, материал трубопроводов и арматуры грузовой системы удовлетворяют требованиям по перевозке других химических грузов, таких, как бутанол, изобутанол, мета- и ортоксилол.
      Судно неограниченного района плавания предназначено в основном для работы в арктических морских районах и замерзающих портах Балтийского моря и Дальнего Востока при температурах наружного воздуха зимой до -40 °С (при производстве работ) и -50 °С (при отстое). В связи с этим танкер построен на ледовый класс УЛ, с двойным дном в районе грузовых танков, имеет в грузовой части 2 продольные переборки, за исключением носовых танков № 1 правого и левого бортов. Носовая оконечность судна усилена на 15 % и установлены дополнительные ребра жесткости в этом районе для плавания под проводкой ледокола "за усы". Предусмотрены устройство дистанционной отдачи буксирных канатов ("усов") и кормовой якорь.
      Возможность приема дополнительного количества топлива за счет грузоподъемности позволяет увеличить дальность плавания до 8 тыс. миль.
      Судно построено на класс Регистра СССР и имеет символ класса: при осадке 6,7 м - KM * УЛ |I| А1 (нефтеналивное); при осадке 7,2 м - KM * Л2А1 (нефтеналивное). Обводы корпуса судна выбраны из условий придания ему хороших мореходных качеств, умеренной качки на чистой воде и повышенной ледопроходимости.
      Учитывая высокие требования по защите окружающей среды от загрязнений в арктических морях, танкер оснащен системой изолированного балласта общей вместимостью 2223 м3, которая обеспечивает в балластном переходе при 10 % запасов осадку носом и кормой соответственно около 3,5 и 5,6 м.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина:
    наибольшая ... 113,0 м
    между перпендикулярами ... 104,5 м
Ширина на миделе ... 18,3 м
Высота борта ... 8,5 м
Осадка:
    арктического плавания ... 6,7 м
    по летнюю грузовую марку ... 7,2 м Дедвейт:
    при осадке 6,7 м ... 5493 т
    при осадке 7,2 м ... 6296 т
Скорость при осадке 6,7 м ... 14 уз
Дальность плавания по запасам ... 5 тыс. миль

      Для приема груза судно имеет 11 танков, из которых 3 центральных и 8 бортовых, общая их вместимость при заполнении до 98 % составляет 5943 м3.
      Впервые на советских судах на танкере "Вентспилс" оборудована грузовая система с погружными грузовыми насосами, которая обеспечивает перевозку до четырех сортов груза в раздельных группах танков. Для возможности погрузки одного сорта груза через приемный трубопровод на манифолде устанавливается патрубок, соединяющий все группы танков, а на грузовых трубопроводах кормовой выдачи-приемки устанавливаются заглушки "восьмерки".
      В каждом грузовом танке установлено по грузовому насосу типа SDS 5-5А фирмы "Frank Mohn": 3 насоса подачей по 190 м3/ч и 8 насосов подачей по 145 м3/ч при напоре 85 м водяного столба. Силовая станция, обслуживающая эти насосы, состоит из трех гидронасосов подачей по 0,5 м3/мин при давлении 165 бар с электродвигателями мощностью 161 кВт. При нормальной работе двух насосов гидросистемы может быть обеспечена работа трех - четырех грузовых насосов. Одновременно может производиться погрузка или выгрузка четырех сортов нефтепродуктов.
      Грузовая система автоматизирована. Управление грузовыми и балластными операциями производится из поста управления грузовыми операциями. Для замера уровня груза в танках применяются радиолокационные датчики с обработкой информации с помощью микропроцессора. Данные об уровнях груза поступают к находящейся в посту управления грузовыми операциями системе дистанционного управления грузовыми и балластными операциями, разработанной финской фирмой "Контрам". Система состоит из центрального процессора и цветного видеодисплея. На пульте также размещены мнемосхемы грузовой и балластной систем. Имеется возможность поочередного вызова на дисплей четырех картинок, отображающих грузовую и балластную системы, индикацию объема для каждого танка в кубометрах, индикации уровня и положения клапанов в грузовых и балластных танках и температуры груза.
      В случае выхода из строя дисплея имеется двойное резервирование: уровень груза можно определить либо с помощью стрелочных приборов "Контрам", либо дигитальных приборов "SAAB SCANIA". Система автоматически следит за давлением в грузовом трубопроводе и заполнением танков. В аварийных ситуациях - при обрыве грузовых шлангов или превышении давления в грузовой магистрали - автоматически закрываются соответствующие клапаны и останавливаются грузовые насосы.
      Система газоотвода автономная. Для каждой группы танков выведена труба на высоту около 7 м от верхней палубы, обеспечивающая эффективный газоотвод при спецификационной интенсивности погрузки. Срабатывание выпускного клапана происходит при повышении давления в танке свыше допустимого.
      Примененная на танкере "Вентспилс" конструкция грузовой системы исключила необходимость устройства отдельного грузового насосного отделения, а наличие струйной системы обогрева груза в центральных танках и танках № 1 правого и левого бортов исключило необходимость установки в этих танках трубопроводов обогрева. Струйная система обогрева груза осуществляется путем циркуляции груза насосами через палубные подогреватели. При этом температура груза, принятого с температурой +55°С, может поддерживаться на том же уровне при наружной температуре -40°С.
      Система обогрева бортовых грузовых танков принята обычной конструкции и обеспечивает обогрев груза лишь для перекачки легких сортов топлива.
      В слоп-танке установлен погружной насос подачей 40 м3/ч, предназначенный для мойки грузовых танков. Система механизированной мойки обеспечивает мойку танков горячей водой по замкнутому циклу.
      В схеме отстойных танков предусмотрены трубопровод и арматура сброса нефтесодержащих вод. Для контроля нефтесодержания сливаемой за борт моечной воды впервые на судах Минморфлота установлен прибор контроля "Серес" типа O.D.M.E.S633 (Франция). В системе мойки в слоп-танках установлены ультразвуковые датчики раздела сред вода - масло фирмы "Мобрей Сенсал" типа 442S.
      На танкере имеется установка биологической очистки сточно-фекальных вод UNEX B10-40. Оборудование и системы, предусмотренные на судне, полностью обеспечивают выполнение требований Международной конвенции МАРПОЛ-73 и учитывают требования по обеспечению предотвращения загрязнения моря нефтью в соответствии с Правилами для судоходных вод США.
      Трубопроводы судовых систем, проложенные от кормовой жилой надстройки в сторону бака, в районе открытой грузовой палубы закрыты металлическим кожухом, предохраняющим их от воздействия низких температур и морской воды.
      Работа всех судовых устройств, расположенных на открытых палубах, обеспечивается при температуре наружного воздуха до -40°С. Гарантируется работоспособность гидравлических палубных кранов грузоподъемностью 3 т в средней части судна и 0,9 т в корме при наружной температуре -50°С.
      Судно снабжено всем необходимым для проведения якорных, швартовных и буксирных операций.
      На палубах бака и юта установлено по 2 швартовных электрических лебедки типа SMV-80 ручного управления с наибольшим тяговым усилием 80 кН, изготовленных А/О "Раума-Репола".
      В носу каждая лебедка снабжена брашпильной приставкой, на корме одна из лебедок имеет брашпильную приставку, а вторая - швартовную турачку. Носовые брашпильные приставки оборудованы счетчиками длины вытравленной цепи с установкой указателей в районе поста управления якорным устройством и в рулевой рубке.
      Предусмотрена также дистанционная отдача носовых якорей из рулевой рубки после подготовки якорного устройства вручную. Устройство отдачи снабжено системой автоматического подтормаживания, которая управляет лебедками и следит за тем, чтобы скорость травления якорной цепи не превышала 80 м/мин. Указатели скорости травления носовых якорных цепей установлены в рулевой рубке. Судно снабжено тремя якорями Холла, один из которых запасной.
      Для швартовки танкера к судам в море предусмотрены 4 резиновых пневматических кранца, которые крепятся по-походному в зоне обслуживания палубным грузовым краном.
      В качестве привода рулевого устройства на судне установлена электрогидравлическая рулевая машина типа Р16 советского производства. Она приводит в движение полубалансирный, полуподвесной обтекаемый руль с двумя штырями.
      Спасательные устройства танкера отвечают требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 и включают в себя 2 моторные спасательные шлюпки танкерного типа, изготовленные из стеклопластика, 4 самонадувных спасательных плота шведской фирмы "Викинг" вместимостью по 10 чел., расположенных попарно с каждого борта, а также спасательные круги, нагрудники и другое необходимое снабжение.
      В качестве главного двигателя на судне установлен дизель фирмы "МАН - Бурмейстер и Вайн" модели 6L45GFCA, 2-тактный, реверсивный, малооборотный, с повышенным наддувом постоянного давления, изготовленный в Дании. На судах данной серии, начиная со второго, должны устанавливаться двигатели этой же модели, изготовленные на Брянском машиностроительном заводе. Номинальная мощность двигателя составляет 4,35 МВт при частоте вращения 175 об/мин. Встроенные электроприводные воздуходувки обеспечивают маневренный режим при мощности на гребном валу до 460 кВт.
      Особенность систем машинной установки танкера - применение конструкции кингстонной коробки и ледового ящика с повышенной степенью рециркуляции охлаждающей забортной воды. Главный двигатель может работать на дизельном, а также на тяжелом топливе вязкостью 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Усилие от главного двигателя передается на гребной винт из нержавеющей стали, со съемными лопастями. Линия валопровода состоит из промежуточного и гребного валов, муфты СКФ, подшипников на масляной смазке и дейдвудного устройства с уплотнениями фирмы "Цедерваль", конструкция которого учитывает работу судна на мелководье.
      Судовая электростанция состоит из четырёх дизель-генераторов SKL, установленных на амортизаторы, мощностью по 250 кВ•А при частоте вращения 1000 об/мин. Генераторы брызгозащищенного типа, самовозбуждающиеся, снабжены стояночным прогревом. Дизели работают на легком топливе с запуском сжатым воздухом при давлении 3 МПа. Напряжение сети силового тока 380 В, 50 Гц.
      В качестве аварийного источника электроэнергии применен дизель-генератор мощностью 125 кВ•А при частоте вращения 1500 об/мин.
      Для обеспечения потребности в сжатом воздухе имеются 3 компрессора с баллонами: один первичный электрокомпрессор с воздушным охлаждением подачей 10 м3/ч, рабочим давлением 2 МПа и 2 электрокомпрессора пускового воздуха подачей не менее 100 м3/ч. рабочим давлением 3 МПа с охлаждением морской водой. Имеется также электрокомпрессор рабочего воздуха подачей 100 м3/ч, рабочим давлением 1 МПа. Компрессоры пускового и рабочего воздуха пускаются и останавливаются автоматически по достижении в баллонах определенного давления.
      На судне имеется автоматический, самоочищающийся сепаратор тяжелого топлива производительностью около 2 м3/ч при вязкости сепарируемого топлива 3500 с Редвуда 1 при 100°F. Сепаратор дизельного топлива по конструкции аналогичен сепаратору тяжелого топлива. Сепаратор смазочного масла имеет производительность около 1,3 м3/ч. Каждый сепаратор оснащен стационарным всасывающим и нагнетательным насосом. Для очистки льяльных вод предусмотрен сепаратор производительностью 2,5 м3/ч.
      Котельная установка состоит из двух вспомогательных водотрубных паровых котлов типа UNEX А-2200 с вертикальным размещением топочного устройства. Тип топочного устройства РР-200М фирмы "Ойлон" (Финляндия). Паропроизводительность одного котла 2200 кг/ч при давлении 70 Па. Котлы этой модели впервые установлены на судах Минморфлота.
      В машинном отделении установлены опреснитель производительностью 15 м3/сут, который работает на тепле системы охлаждающей воды главного двигателя или системы пара, и печь для сжигания отходов сепарации топлива и масла, бытового мусора и камбузных отходов, которая работает автоматически после подготовки и ручного пуска.
      Холодильная установка провизионных камер обслуживается двумя компрессорами, работающими на хладагенте фреон-22. Работа установки автоматическая.
      Для создания в жилых и служебных помещениях комфортабельных условий на танкере имеется станция кондиционирования, которая включает в себя фильтр, батареи первичного и вторичного обогрева, вентилятор и батарею охлаждения. Обогрев производится термальной жидкостью. Увлажнение воздуха осуществляется паром. Эффективность подогрева системы кондиционирования рассчитана на поддержание внутренней температуры +20°С при наружной температуре -30°С. В дополнение к системе кондиционирования в жилых помещениях имеется водяное отопление. Работая вместе, эти системы обеспечивают поддержание внутренней температуры +20°С при наружной температуре -50°С. Охлаждающий агрегат установки кондиционирования установлен в машинном отделении и работает на хладагенте фреон-22.
      Жилые и служебные помещения расположены в кормовой надстройке и спроектированы с учетом размещения 27 чел. экипажа и четырех практикантов. Предусмотрены 14 кают с санузлами для комсостава, в том числе 2 блок-каюты, 13 одноместных кают с умывальниками для команды (в четырех каютах команды предусмотрены дополнительные верхние откидные кровати) и 2 двухместные каюты для практикантов.
      Кроме жилых помещений, для экипажа оборудованы другие помещения, необходимые для нормального быта и хорошего отдыха, в том числе спортивный зал, библиотека, фотолаборатория, комната для личных занятий, финская баня.
      Оснащение судна современными средствами радиосвязи и электронавигации создает хорошие условия для его надежной и безопасной эксплуатации.




Источник: Ю. Пронин. Танкер "Вентспилс". / ж. "Морской Флот" № 3, 1984, 41-43 с., обл.1, вкл. 2-3.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024