ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


КОНТЕЙНЕРОВОЗ «КАПИТАН ГАВРИЛОВ»


Е. Беляков

      ПРЕДПРИЯТИЕ «ВАРНОВВЕРФЬ» (Росток, ГДР) поставляет Советскому Союзу контейнеровозы типа «Капитан Гаврилов». Эти суда - дальнейшее развитие контейнеровозов типа «Меркур-1» (головное судно - «Художник Сарьян»), построенных на этой же верфи в десятой пятилетке и хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации.
      Проект нового судна улучшен на основе опыта эксплуатации судов первой серии, применены технические решения, материалы и оборудование, что обеспечило создание современного судна. Так, например, на судах типа «Капитан Гаврилов» улучшены обводы носовой оконечности и устроен удлиненный бак для обеспечения лучшей всхожести судна на волну - это позволяет уменьшить заливание верхней палубы и значительно снизить повреждения палубных контейнеров в штормовых условиях.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
  Длина  
наибольшая     173,9 м  
между перпендикулярами  
163,5 м
  Ширина
25,4 м
  Высота борта до главной палубы
15,9 м
  Осадка  
спецификационная  
9,02 м
по грузовую марку  
9,82 м
  Дедвейт при осадке 9,82 м
15950 т
  Скорость
21 уз

      Для снижения уровней шума и вибрации в жилых и служебных помещениях увеличены зазоры между гребным винтом и корпусом судна, улучшены обводы кормовой оконечности, шахта машинного отделения отделена от жилой надстройки, установлена звукоизоляция. Предусмотрено выполнение мероприятий по требованиям Конвенции МАРПОЛ-73 и Правил береговой охраны США для предотвращения загрязнения моря с судов.
      Судно снабжено современными средствами управления, автоматики и электронавигации, обеспечивающими надежность эксплуатации. Увеличены контейнеровместимость судна, скорость и автономность плавания по сравнению с судами типа «Меркур-1», приняты меры для уменьшения регистровой вместимости судна.
      «Капитан Гаврилов» - ячеистый контейнеровоз - предназначен для перевозки только контейнеров международного стандарта. Корпус судна имеет двойные борта в грузовых трюмах и двойное дно, непрерывную верхнюю палубу с удлиненным баком. Судно имеет пять грузовых трюмов. Машинное отделение и жилая надстройка расположены между трюмами № 4 и 5.
      Судно построено на класс Регистра СССР КМ*Л1 А2, объем средств автоматизации в соответствии с требованиями для класса А1.
      Спецификационная контейнеровместимость судна - 800 контейнеров (20-футовых) со средней массой контейнера 14 т при общей грузоподъемности судна 11200 т. Максимально допустимая контейнеровместимость - 938 контейнеров (20-футовых) - допускается при сниженной средней массе контейнеров и при допустимых условиях плавания. На судне можно перевозить автономные рефрижераторные контейнеры с питанием их от судовой электростанции, в том числе 40 сорокафутовых и 20 двадцатифутовых. Рефрижераторные контейнеры размещаются только на верхней палубе. На палубе контейнеры укладываются в 3 яруса по высоте и в 10 рядов по ширине.
      Для укладки и крепления контейнеров во всех грузовых трюмах предусмотрены ячейки с направляющими из угловых профилей. На верхней палубе контейнеры укладываются на люковые крышки, а крайне контейнеры - также на специальные стойки у бортов. Палубные контейнеры крепятся с помощью специальных крепежных деталей, аналогичных системе «Твистлок», которые поставлены вместе с судном.
      В трюмах № 3, 4 и 5 (кроме кормовой части трюма № 4) в ячейках для 40-футовых контейнеров обеспечена перевозка и 20-футовых. На верхней палубе могут перевозиться как 40-, так и 20-футовые контейнеры. Допустимые массы контейнеров из условий прочности для 20-футового - 20 т, 40-футового - 30 т.
      Грузовые трюмы № 2, 3, 4 и 5 по ширине судна имеют двойные грузовые люки. Кроме того, грузовые люки трюмов № 1, 2, 3 и 4 - двойные по длине судна.
      Район плавания судна неограниченный с возможностью эксплуатации в северных, умеренных и тропических зонах. В соответствии с ледовым классом Л1 судну обеспечена возможность плавания за ледоколом и самостоятельное плавание в замерзающих морях. Дальность плавания по запасам топлива - 21 тыс. миль. Запасы топлива размещены только в незамещаемых танках и составляют 3730 т. Запасы смазочного масла рассчитаны на 4 мес ходового режима, а цилиндрового масла - на 3 мес. Запасы провизии рассчитаны на 60 сут.
      Остойчивость судна соответствует требованиям Правил Регистра СССР для судов неограниченного района плавания. При перевозке палубного груза (контейнеров) требуется остойчивость обеспечивается с помощью приема жидкого балласта. Для проверки состояния остойчивости при погрузке на судне предусмотрена система определения начальной остойчивости. Для выравнивания крена при грузовых операциях имеется откренивающая система.
      Непотопляемость судна не предусмотрена. Для информации экипажа будет сделан расчет затопления отсеков, с указанием условий, при которых судно обладает аварийной остойчивостью и непотопляемостью.
      Для улучшения управляемости судна на малых ходах и для обеспечения маневров судна без хода предусмотрено подруливающее устройство с электродвигателем мощностью 735 кВт.
      Корпус судна полностью сварной, в основном будет изготовлен из плоскостных и объемных секций в соответствии с технологией, принятой на верфи, из низколегированной стали повышенной прочности 09Г2. Корпус судна имеет носовой и кормовой бульбы. Форштевень судна и носовой бульб сварной конструкции, кроме отливки в районе грузовой ватерлинии. Ахтерштевень и кронштейн руля - сварные.
      Двойное дно устроено от форпиковой до ахтерпиковой переборки. В основном двойное дно имеет продольный набор. Под точками о поры штабелей контейнеров расположены днищевые стрингеры и поперечные подкрепления. В районе гнезд крепления контейнеров на настиле второго дна имеются подкрепляющие накладки. В диаметральной части двойного дна под трюмами № 4, 3 и частично № 2 по обе стороны вертикального киля устроен двойной трубный тоннель шириной 2х1,4 м. В районе грузовых трюмов № 2, 3 и 4 имеются двойные борта, в верхней части которых под главной палубой устроены бортовые подпалубные проходы. В нижней части двойных бортов находятся балластные цистерны.
      Корпус судна разделен на водонепроницаемые отсеки семью водонепроницаемыми поперечными переборками. Для обеспечения поперечной прочности в грузовых трюмах № 2, 3 и 4 по середине длины имеются коробчатые конструкции, расположенные на втором дне и под главной палубой. Они используются также, как и опоры для направляющих стоек контейнеров. Между трюмами № 3 и 4 устроен диптанк.
      Главная палуба от переборки бака до переборки машинного отделения подкреплена продольными рамами из коробчатых балок по бортам и в диаметральной плоскости между грузовыми люками. Вторая палуба в районе грузовых трюмов имеет только бортовые участки. Верхние четыре яруса надстройки отделены от машинной шахты и дымовой трубы.
      В носовой части бака, на главной палубе в районе ниш забортных трапов и на крыльях мостика, предусмотрен фальшборт. Перед люком № 1 для защиты палубных контейнеров от ударов волн предусмотрен волноотбойник высотой 4м. На палубе бака в носовой части и на верхнем мостике установлены сигнальные мачты. Все штатные и резервные сигнальные и отличительные фонари - электрические. На палубе бака у люка в шкиперскую для погрузки снабжения имеется кран-балка грузоподъемностью 200 кг.
      В кормовой части шлюпочной палубы по обоим бортам установлены кран-балки с электроприводом грузоподъемностью по 2,5 т для швартовных шлюпок Суэцкого канала.
      Для обслуживания машинного отделения и погрузки на судно провизии имеется электротельфер грузоподъемностью 1,5 т с вылетом за борт 2,5 м; он может быть использован также для спуска рабочей шлюпки и рабочего плота.
      Между палубами платформы и надстройки имеется пассажирский лифт грузоподъемностью 240 кг на 3 чел. Для транспортировки провизии из провизионных кладовых на камбуз установлен лифт грузоподъемностью 150 кг. Имеется также лоцманский подъемник с электроприводом.
      На судне установлены два штатных якоря и резервный типа Грузона массой 6450 кг каждый. Якорно-швартовные автоматические лебедки установлены на баке. Для них предусмотрены а рулевой рубке указатели длины вытравленной якорной цепи и дистанционное управление ленточным тормозом с автоматическим поддержанием постоянной скорости травления якорной цепи.
      Швартовное устройство обеспечивает плавание судна по Суэцкому и Панамскому каналам. Для швартовных операций предусмотрено семь автоматических лебедок (четыре - на палубе бака и три - на палубе юта) и другое швартовное оборудование и канаты (стальные с концевой частью из полипропилена и полностью полипропиленовые).
      Две спасательные шлюпки закрытого типа из стеклопластика на 50 чел. каждая, снабженные дизелем с воздушным охлаждением, который обеспечивает скорость до 4 уз, размещены по обоим бортам судна на шлюпочной палубе надстройки. Для спуска и подъема шлюпок имеются гравитационные шлюпбалки с электроприводными лебедками. По обоим бортам шлюпочной палубы размещено также по два надувных спасательных плота вместимостью по 12 чел. Обеспечена возможность переноса этих спасательных плотов с борта на борт. Имеется также один спасательный надувной плот на 6 чел. на палубе бака, моторная рабочая шлюпка из стеклопластика, рабочий плот.
      Рулевое устройство снабжено обтекаемым полуподвесным рулем сварной конструкции и электрогидравлической двухцилиндровой рулевой машиной. Обеспечено управление судном при любом «единичном отказе» в любом звене рулевого устройства в соответствии с рекомендациями ИМО.
      Закрытие грузовых трюмов осуществляется водонепроницаемыми понтонными люковыми крышками, которые перемещаются контейнерными спредерами, закрытие крышек - вручную быстродействующими задрайками. На люковых крышках установлены фитинги крепления контейнеров. Для доступа на верхние ярусы контейнеров в трюмах и на главной палубе предусмотрены специальные конструкции с переходными площадками. Грузовые трюмы снабжены искусственной вдувной и естественной вытяжной вентиляцией.
      Трубопроводы балластной и осушительной систем проложены в тоннеле двойного дна, клапаны и насосы этих систем имеют дистанционное управление из ЦПУ. В осушительной системе установлен сепаратор трюмных вод с фильтром, который при производительности 5 м' обеспечивает очистку нефтесодержащих вод до содержания нефти в воде не более 15 мг/л. Предусмотрена автоматическая остановка слива при превышении содержания нефти в воде, имеется паровой обогрев топливных, балластных танков и танков пресной воды выше ватерлинии.
      Сточные воды собираются в танк сточных вод, оборудованный устройством для хлорирования. Для обработки фекальных вод служит установка в соответствии с рекомендациями ИМО, для сжигания мусора и шлама - инсинератор, для борьбы с пожарами - системы водотушения, углекислотного тушения и пенотушения.
      В качестве главного двигателя на судне установлен дизель производства Брянского машиностроительного завода по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн» типа 9ДКРН 80/160-4. Это двухтактный реверсивный судовой дизель прямого действия с прямоточной продувкой и газотурбинным наддувом, непосредственно соединенный с валопроводом. Длительная эксплуатационная мощность двигателя 15882 кВт (21600 л.с.) при 112 об/мин. Двигатель может работать на топливе вязкостью до 3500 с Редвуда 1 при 100°F.
      В условиях испытаний при спецификационной осадке 9,02 м, при мощности главного двигателя 14294 кВт (19440 л.с.), что составляет 90% длительной эксплуатационной мощности, и при частоте вращения около 122 об/мин скорость судна будет 21 уз. На эти условия рассчитан гребной винт, который выполнен цельнолитым из специальной марганцевой многокомпонентной бронзы «Куманал». Дейдвудная труба стальная, сварная, со стальными втулками, залитыми белым металлом, с масляной смазкой.
      На судне установлены четыре дизель-генератора производства ГДР. Вспомогательные двигатели типа 8V D26/20 AL-2 имеют мощность по 880 кВт (1200 л.с.). Аварийный дизель-генератор с двигателем 4V D21/15-2 мощностью 100 кВт (137 л.с.) - с автоматическим пуском.
      В ходовом режиме потребность в электроэнергии обеспечивается двумя дизель-генераторами. В режиме «на маневрах», при работе подруливающего устройства, системы кондиционирования воздуха, трюмной вентиляции, с обеспечением рефрижераторных контейнеров требуется работа всех четырех дизель-генераторов. Стояночный режим обеспечивается при работе двух дизель-генераторов. Пуск вспомогательных дизелей - автоматический и дистанционный из ЦПУ и ручной непосредственно у дизелей.
      Средства автоматизации обеспечивают дистанционное управление механизмами с мостика при всех необходимых режимах без вахты в машинном отделении, а также круглосуточное управление из ЦПУ одним вахтенным механиком на ходу и безвахтенное обслуживание механизмов, устройств и систем в ЦПУ и машинном отделении на стоянке при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
      Котельная установка состоит из вспомогательного котла производительностью 4 т/ч. Котел водотрубный, работает на жидком топливе и обеспечивает потребности судна на стоянке при температуре наружного воздуха до -25°С и при маневрах. На ходу суд- на в грузу и в балласте потребности в паре обеспечиваются утилизационным котлом, работающим на выхлопных газах главного двигателя. Производительность котла 4,2 т/ч. Предусмотрена возможность пареллельной работы вспомогательного и утилизационного котлов.
      На судне имеются два главных воздушных компрессора подачей по 300 м3/ч, вспомогательный компрессор подачей 63 м3/ч и компрессор рабочего воздуха подачей 160 м3/ч. Четыре топливных сепаратора типа МАРХ-309 имеют производительность по 5000 л/ч. Кроме того, установлены два масляных сепаратора того же типа.
      В машинном отделении расположены механическая мастерская с токарным, вертикальным сверлильным, горизонтальным фрезерным, шлифовальным станками и другим необходимым оборудованием, электромастерская, помещение для испытания форсунок; на шлюпочной палубе - сварочная мастерская со стационарным электросварочным генератором.
      Для обслуживания главного двигателя предусмотрен мостовой кран с электротельфером грузоподъемностью 6,3 т. ЦПУ выполнен звукоизолированным и оборудован кондиционированием воздуха.
      Радиостанция судна укомплектована новейшей радиоаппаратурой, в основном советского производства, а также предусмотрены аппаратура для буквопечатания, фототелеграфный аппарат для приема карт погоды, необходимый комплект аварийной радиоаппаратуры и радиотелефонные установки.
      В составе радиоэлектронавигационной аппаратуры предусмотрены радиолокационная станция с индикатором ситуаций, автоматическая система безопасного расхождения судов, сдвоенная система гирокомпасов, приемоиндикаторы радионавигационных систем и спутниковый приемоиндикатор, гидроакустический лаг с индикацией угловой скорости судна, а также все другие необходимые радиоэлектронавигациомные приборы.
      Для внутрисудовой связи и информации предусмотрены система служебных безбатарейных телефонов и автоматическая телефонная станция, радиотрансляционная и командно-вещательная система.
      Все каюты на судне имеют индивидуальные санузлы, из них две каюты - с ванными, а остальные - с душем. Шесть блочных кают, состоящих из кабинета, спальни и санузла, предусмотрены для старшего комсостава, девять одноместных кают - для других членов комсостава, двадцать одноместных кают - для команды. Кроме того, есть двухместная и две трехместные каюты для пассажиров, две двухместные каюты для практикантов и одноместная каюта для лоцмана. На судне оборудованы спортзал, плавательный бассейн, фотолаборатория и помещение мастерской для любительских занятий. Для нужд экипажа имеется телевизионная приемная система с видеопросмотровыми устройствами в некоторых жилых и общественных помещениях.


Схема общего расположения судна



ФОТОГРАФИИ  ( И. Белова и А. Николаева )




Источник: Е. Беляков. Контейнеровоз «Капитан Гаврилов». / ж. "Морской флот" № 6, 1983, 43-47 с., вкл. 2-3.   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024