ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота

ТАНКЕР «ПОБЕДА»

В. Пустовит,
руководитель группы наблюдения
за строительством судов ММФ

      Успешно прошел ходовые испытания и передан морякам Новороссийского пароходства танкер «Победа» — головное судно новой серии, построенное на Керченском судостроительном заводе имени Б. Е. Бутомы. Танкерам этой серии будут даны имена крупных советских военачальников и полководцев.
      Новый танкер — высокоавтоматизированное судно. Он предназначено для одновременной перевозки до 4 сортов груза нефти и нефтепродуктов. Танкер имеет двойные борта и отвечает требованиям международных конвенций и национальных правил. Осадка позволяет заходить в большинство портов мира.
      Во время ходовых испытаний танкер «Победа» показал хорошие мореходные качества, высокую степень надежности систем и механизмов. Новая навигационная система помогает автоматически выбрать оптимальный курс.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
242,6 м
между перпендикулярами  
228,0 м
Ширина
32,2 м
Высота борта у миделя
18,0 м
Осадка с полным грузом и запасами
12,5 м
Водоизмещение в полном грузу при 50% запасов
75000 т
Дедвейт при спецификационной осадке
60500 т
Вместимость грузовых танков, включая отстойные 71100 м3
Количество грузовых танков
16
Автономность плавания по запасам:  
сухой провизии  
60 сут
пресной воды и остальной провизии  
40 сут
Скорость в грузу
15,8 уз

      Танкер «Победа» — одновинтовое однопалубное дизельное судно с кормовым расположением 6-ярусной надстройки, с баком, бульбом и крейсерской кормой, срезанной по типу транца выше ватерлинии.
      При проектировании судна использовали и новые технические решения, строительство осуществлялось по прогрессивной блочно-модульной технологии, обеспечивающей повышение качества постройки и сокращение сроков строительства.
      Необходимость удовлетворить в полной мере требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ—73) и Протоколов ИМКО по безопасности танкеров 1978 г. потребовала принятия комплекса специальных мер. Так, были оборудованы цистерны изолированного балласта общей вместимостью 23 250 м3, что составляет 35,8% спецификационного дедвейта. Изолированный балласт размещен в отсеках двойных бортов и двойного дна непрерывно вдоль всей грузовой части судна и в пиках, что обеспечивает максимальную защищенность грузовых танков от аварийных повреждений и сведение к минимуму аварийного вылива нефти, а также возможность балластных переходов, как правило, без приема водяного балласта в грузовые танки. На судне имеются 2 отстойных танка, предназначенных для двухкаскадного отстоя при мойке танков забортной водой, общей вместимостью 1592 м3, что составляет 2,3% вместимости грузовых танков, а также цистерна вместимостью 140 м3 для сбора остатков груза, образующихся при мойке танков.
      Кроме того, оборудована цистерна вместимостью 12,8 м для слива остатков из грузового трубопровода; предусмотрены система выдачи на берег нефтесодержащих вод через фланцы международного образца, слив чистого балласта и очищенной моечной воды из отстойных танков выше ватерлинии при наибольшей осадке в балласте. Автоматический контроль нефтесодержания в сливаемых за борт водах (моечных и льяльных) с прекращением слива в случае превышения допустимого содержания нефти обеспечивает система SOP фирмы «Солен-Викондер» (Швеция). На судне предусмотрены сепарационная установка коалесцирующего типа для очистки льяльных вод машинного и носового насосных отделений, которые собирают в цистерны вместимостью 163 и 43 м3; установка ЛК-50 для биохимической очистки сточных вод со сборной цистерной вместимостью 13,5 м3 (на 6 сут); инсинератор ОС-400 норвежской фирмы «Голар-Метал» для сжигания жидких и твердых отходов и мусора. Система инертных газов повышает взрывобезопасность судна, а дублирование системы управления рулевым приводом — надежность рулевого устройства.
      Кроме этого, на судне выполнены мероприятия, обеспечивающие удовлетворение требований Береговой охраны США по предотвращению загрязнения моря.
      Судно построено по Правилам и под надзором Регистра СССР на класс КМ*Л3[I]А1 (нефтеналивное). Корпус изготовлен из судостроительной стали, углеродистой и низколегированной, имеет двойное дно, двойные борта, продольную переборку в танковой части.
      Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении одного любого отсека. Для защиты подводной части корпуса от коррозии установлена катодная защита «Луга». Балластные отсеки имеют протекторную защиту и окраску подволоков и верхних частей бортов на высоту 0,5 м от верхней палубы.
      Верхняя палуба, борта и днище в средней части длины судна выполнены по продольной системе набора, в оконечностях — по поперечной. Корпус разделен на 11 водонепроницаемых отсеков. Продольная переборка в диаметральной плоскости в танковой чести корпуса выполнена гофрированной, с волнистыми гофрами, что позволило снизить массу переборок и уменьшить длину сварных швов. Применение гофрированной переборки в танках в сочетании с конструкцией гладкого двойного борта и днища (днищевой и бортовой наборы установлены со стороны изолированного балласта), а также устройство нефтеперетоков нужного размера в прискульных кницах и приемных колодцев в днище танка сводят к минимуму количество неотмытых остатков на внутренних поверхностях танков. Цистерны питьевой воды изготовлены из нержавеющей стали.
      В основу архитектурной компоновки блока кормовой оконечности положен принцип максимального отделения жилых помещений от шахты машинно-котельного отделения. Жилые помещения располагаются выше и ближе к носу от шахты машинно-котельного отделения в 6-ярусной прямостенной рубке с одинаковыми горизонтальными сечениями по 4 ярусам, кроме 1-го и верхнего. В помещениях размещены навигационные посты.
      Жилые помещения состоят из 2 блок-кают повышенной комфортабельности (кабинет, спальня, санузел с ванной), 5 блок-кают (кабинет, спальня, санузел), 29 одноместных и 4 двухместных кают. Однотипные каюты полностью унифицированы, имеют одинаковые размеры, конструкцию и размещение оборудования. Кают-компания и столовая команды размещены на палубе 1-го яруса смежно с камбузом. Провизионные кладовые размещаются под камбузом на верхней палубе, связаны с ним грузовым лифтом.
      Предусмотрены также следующие общественные помещения: курительный салон, библиотека, спорткаюта, мастерская, открытый плавательный бассейн. В качестве кинозала может использоваться столовая команды. Банно-прачечный блок и медицинские помещения размещаются на верхней палубе.
      При приемо-сдаточных испытаниях установлено, что ходовая вибрация корпуса и механизмов не превышает норм вибрации Регистра СССР, низкочастотная вибрация в жилых, служебных и общественных помещениях удовлетворяет требованиям санитарных норм, акустическая обстановка по уровням воздушного шума в целом на судне благоприятная.
      Грузовая система выполнена в виде отдельных трубопроводов для каждого груза (4 сорта) с отростками в каждый танк своей группы, обслуживаемых своим центробежным турбоприводным насосом подачей 1500 м3/ч по воде при напоре 120 м. Предусмотрена возможность выдачи груза каждого сорта любым насосом. Стальные бесшовные утолщенные трубы грузовой системы проложены в грузовых танках и на верхней палубе. Запорная арматура — гидроприводные поворотные затворы с сигнализаторами конечного положения — расположена в главном насосном отделении, на верхней палубе, а концевые затворы — в танках. В каждом танке предусмотрены 2 приемных отростка с затворами Ду 250 как для повышения надежности системы, так и для возможности зачистки танка при использовании лишь одного затвора. Концевые патрубки от затворов выведены в приемные колодцы, устроенные в днище танков. От палубных магистралей предусмотрены стояки, врезанные непосредственно в магистральные трубопроводы своей группы танков. На трубопроводах в необходимых местах установлены сильфонные компенсаторы.
      Грузовая система обеспечивает закрытый прием груза несудовыми средствами до 10 тыс. м3/ч. Прием и выдача груза осуществляются на оба борта в районе мидель-шпангоута. Управление основной арматурой грузовой и зачистной систем, как и грузовыми и зачистными насосами, производится дистанционно с поста управления грузовыми операциями (ПУГО), расположенного на 1-м ярусе надстройки с обеспечением обзора верхней палубы.
      Каждый грузовой насос оборудован системой «Сентри-Стрип» (поставки фирмы IMW, Швеция), которая включает в себя вакуумную приставку, установленную на приемной линии насоса, и дроссельный клапан — на напорной линии насоса. Система «Сентри-Стрип» обеспечивает автоматическое регулирование подачи насоса в зависимости от меняющихся условий на линии всасывания путем пропорционального прикрытия дроссельного клапана на нагнетательной линии насоса. Таким образом, достигается полная зачистка грузовых танков от остатков груза только грузовыми насосами и отпадает необходимость в отдельной системе зачистки танков.
      На судне предусмотрена система зачистки приемных и напорных магистралей, предназначенная для зачистки остатков груза из трубопроводов грузовой системы в цистерну сбора остатков груза, выдачи из цистерны сбора остатков груза в береговые или плавучие емкости, обеспечения работы системы мойки танков, зачистки грузовых танков в случае неисправности системы <Сентри-Стрип». Зачистная система обслуживается 2 турбоприводными вертикальными насосами фирмы «Стозер и Питт», паровые турбины привода расположены в машинно-котельном отделении. Передача вращающего момента на грузовые, зачистные и балластные насосы осуществляется через специальные вертикальные валы, способные компенсировать изломы и расцентровки от упругих деформаций корпуса при изменении загрузки судна. Трубы зачистной системы стальные, бесшовные, утолщенные, снабженные в необходимых местах сильфонными компенсаторами. Арматура — гидроприводные и ручные поворотные затворы — стальная, расположенная в главном насосном отделении.
      Балластная система предназначена для приема и удаления изолированного балласта в межбортовые отсеки и междудонные танки. Она обслуживается 2 электроприводными балластными насосами подачей 900 м3/ч каждый при напоре 10 м. Десять цистерн изолированного балласта, расположенных в междудонном пространстве и двойных бортах, имеют индивидуальные магистральные трубопроводы Ду 250 с гидропрнводными поворотными затворами, расположенными в главном насосном отделении. Заполнение балластных цистерн осуществляется как самотеком, так и балластными насосами. Откачка балластной воды из цистерн осуществляется насосами совместно с эжекторами (откачиваемая вода от насоса подается на эжектор в качестве рабочей жидкости). Прием эжектора соединяется с магистральным трубопроводом из другого танка, обеспечивая одновременную откачку из 1 танков. Отлив балластной воды из цистерн осуществляется выше балластной ватерлинии.
      Контроль за грузовыми и балластными операциями осуществляется из ПУГО, куда выведена необходимая информация по следующим параметрам: уровню груза в грузовых и отстойных танках; сигнализации конечных положений гидроприводных затворов грузовой, зачистной и балластной систем; давлению всасывания и нагнетания грузовых, зачистных и балластных насосов и эжекторов; сигналу верхнего уровня в цистернах изолированного балласта и в сливной цистерне; контролю газового состава в грузовых танках и нефтесодержания в сливаемой за борт воде после мойки грузовых танков.
      Система мойки танков смонтирована стационарно и включает в себя: 2 зачистных турбоприводных винтовых насоса, 2 подогревателя, эжектор ВЭЖ-250, по 2 моечные машинки на каждый танк подачей по 100 м3/ч при напоре 1 20 м, моечный инвентарь (переносные моечные машинки, зачистные эжекторы, пневмоподъемники м т. п.), отстойные танки, необходимые трубопроводы и арматуру. Система обеспечивает мойку танков сырой нефтью, холодной или горячей водой с применением моющих препаратов.
      Отстойные танки, сообщенные между собой переливной трубой, образуют 2-ступенчатую систему проточного отстоя. В верхней палубе предусмотрены моечные горловины для ручной домывки теневых зон. Количество горловин сведено к минимуму благодаря гладкостенности переборок и днища танков. Контроль визуальным способом возможного появления пленки нефтепродуктов в балластных цистернах осуществляется через лючки, установленные на крышках лазов в балластные цистерны.
      Контроль нефтесодержания в сливаемой за борт воде при мойке танков осуществляется системой SOP, которая обеспечивает также непрерывное измерение содержания нефти во время слива за борт моечных и льяльных вод и управляет забортными клапанами сливных трубопроводов, закрывая их при достижении мгновенного предельного значения концентрации нефтепродуктов в сливаемой воде либо при достижении предела интенсивности сброса нефтепродуктов на милю пути в зависимости от фактической скорости судна. Компьютер системы SOP обеспечивает распечатку на ленте характерных данных процесса контроля слива. Отлив за борт обеспечивается через бортовые отверстия выше балластной ватерлинии на оба борта.
      Для создания в грузовых танках атмосферы с минимальным содержанием кислорода с целью предотвращения возможности воспламенения или взрыва паров груза на судне предусмотрена система инертных газов. В качестве последних используют уходящие газы вспомогательных котлов, которые на нагрузке 40% и более выдают отходящие газы с содержанием кислорода не более 5%, являясь, таким образом, генераторами инертных газов. В состав системы входят: каплеотделитель, палубный водяной затвор, 2 прямоточно-пенных аппарата очистки и охлаждения инертных газов, включенных последовательно для гарантированного обеспечения требуемой степени охлаждения и очистки газов; насос охлаждающей забортной воды подачей 250 м3/ч при напоре 30 м; 2 газодувки подачей 10 300 м3/ч при давлении 110 кПа, одна из которых резервная; необходимые трубопроводы и арматура, включая автоматически управляемые гидроприводные поворотные затворы, невозвратно-запорные клапаны на палубных магистралях, другое оборудование. Управление системой инертных газов может осуществляться автоматически или дистанционно специальной системой «Виктория-М-02».
      Анализ газовоздушной среды в танках для определения содержания кислорода и углеводородных паров осуществляется комплектом оборудования «Салвико» фирмы «Сален и Викандер», установленным в ПУГО. Для обеспечения газо- и воздухообмена в каждом танке установлены продувочные и вентиляционные трубы, снабженные высокоскоростным газовыпускным устройством. Для приема наружного воздуха при дегазации танков на всасывающей линии газодувок предусмотрена грибовидная воздухозаборная головка с отсечным клинкетом. Все оборудование системы инертных газов располагается в помещении на верхней палубе, кроме насоса охлаждающей воды, расположенного в машинно-котельном отделении, системы «Салвико» — в ПУГО, и палубного водяного затвора, установленного на открытой части верхней палубы.
      На судне установлен электрогидравлический якорно-швартовный комплекс, включающий в себя: 2 (носовую и кормовую) насосные станции; 2 якорно-швартовные лебедки, обеспечивающие скорость выбирания якорной цепи 10 м/мин, тяговое усилие на швартовном барабане 20 тc и скорость выбирания швартовного каната под нагрузкой 16 м/мин; 6 автоматических швартовных лебедок с номинальным тяговым усилием на швартовном барабане и турачке 16 тc и скоростью выбирания груза под нагрузкой 16 м/мин.
      Якорное устройство включает: 2 становых и запасной якоря Холла массой по 11 т, 2 якорные литые цепи с распорками калибром 82 мм 3-й категории прочности (что дало выигрыш в массе около 13 т сравнительно с цепями 2-й категории прочности), 2 стопора якорной цепи и 2 устройства крепления и отдачи коренных концов якорных цепей. Предусмотрена экстренная отдача якорей из рулевой рубки с автоматическим подтормаживанием до регулируемой уставки скорости в пределах 100 м/мин и автоматическим стопорением при разгоне цепи до 140 м/мин. На местном посту и на ходовом мостике имеются указатели длины вытравленной цепи.
      Швартовное устройство включает в себя: 10 швартовных кнехтов с вращающимися тумбами диаметром 660 мм, 4 приварных кнехта с тумбами диаметром 450 мм, 16 шестироульсных клюзов и другое оборудование. В качестве швартовов применены капроновые канаты окружностью 200 мм, хранящиеся на барабанах лебедок. На пульте в рулевой рубке предусмотрена сигнализация о последних 4 шлагах на барабане и о полностью вытравленном канате при работе швартовных лебедок в автоматическом режиме.
      Электрогидравлическая рулевая машина Р 21 М1 с 2 насосными агрегатами с номинальным крутящим моментом 200 тc • м и авторулевым «Аист» обеспечивает перекладку полубалансирного обтекаемого руля с одного борта на другой за 28 с. Предусмотрен запасной насосный агрегат с номинальным крутящим моментом 50 тc • м. Для подачи смазки в опорно-упорный роликоподшипник баллера предусмотрена станция централизованной смазки.
      На судне установлены 4 спасательные танкерные шлюпки вместимостью 30 чел. каждая, 4 надувных спасательных плота — по 10 чел. и пластмассовый рабочий катер для разъездных целей.
      В качестве главного двигателя на судне установлен дизель 7ДКРН 80/160-4 длительной эксплуатационной мощностью 12,36 МВт (16 800 л. с.) при частоте вращения 122 об/мин. Дизель изготовлен на Брянском машиностроительном заводе по лицензии фирмы «Бурмейстер и Ванн». Тип дизеля — двухтактный, крейцкопфный, реверсивный с газотурбинным наддувом, со встроенным упорным подшипником. Максимальная длительная мощность 13,61 МВт (18 500 л. с.) может использоваться неограниченно в течение 1—2 дней — при необходимости наверстать потери времени и войти в график движения судна. Перегрузочная мощность 14,86 МВт (20 200 л. с.) — в течение 1 ч с перерывом не менее 12 ч. Мощность на режиме заднего хода 9,89 МВт (13 450 л. с.). Минимально устойчивая частота вращения 37 об/мин, частота вращения самого малого хода по условиям крутильных колебаний 77 об/мин.
      Дизель оборудован средствами автоматизации, обеспечивающими его безвахтенное обслуживание в течение 24 ч, снабжен системой дистанционного управления с ЦПУ и системой дистанционного автоматизированного управления «Гром» — из рулевой рубки.
      Система аварийно-предупредительной сигнализации и защиты дизеля обеспечивает: предупредительную и аварийную сигнализацию по 86 точкам 31 параметра (давления, температуры, потоки); неотключаемую защиту дизеля (путем остановки) по частоте вращения (при превышении 138 об/мин); дистанционно отключаемую защиту (путем остановки и снижения оборотов) по 8 параметрам; отключаемую защиту по падению давления масла (посредством отключения пневмоклапанов).
      Система централизованного автоматизированного контроля обеспечивает дистанционный замер 23 параметров по 52 точкам. Системы автоматизации дизеля при управлении из рулевой рубки обеспечивают: программное медленное предпусковое проворачивание дизеля на воздухе; автоматизированный запуск, включающий выполнение 3 попыток пуска; программные наборы частоты вращения (нормальной, замедленной и экстренной); бесступенчатое изменение частоты вращения дизеля при маневрировании; снижение частоты вращения или остановку дизеля по сигналу от блока защит; программное прохождение зоны критических оборотов и охлаждение дизеля по команде оператора перед остановкой; аварийную остановку дизеля по команде оператора; поддержание температур воды, масла и вязкости топлива; регистрацию процессов маневрирования посредством реверсографа.
      Главный двигатель работает на бронзовый винт фиксированного шага диаметром 6,5 м и массой 33 т. Дейдвудное устройство включает в себя дейдвудный подшипник, залитый баббитом, работающий на масляной смазке, лицензионные уплотнения типа 45С фирмы «Чуетсу Ваукеша» и необходимое оборудование. Диаметр гребного вала 660 мм.
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из 3 дизель-генераторов переменного тока ДГР 500/500 мощностью 500 кВт, утилизационного турбогенератора переменного тока ТГУ-800 мощностью 800 кВт, аварийного дизель-генератора переменного тока ДГФА 100/1500Р мощностью 100 кВт, 2 вспомогательных автоматизированных котлов КВ 2 паропроизводительностью 25 т/ч и утилизационного котла КУП 1100 — 6,5 т/ч.
      На судне впервые установлен новый перспективный комплекс универсальных систем управления и контроля технических средств «Залив-М», включающий систему дистанционного автоматизированного контроля и управления судовой энергетической и электрической установкой «Ижора-М», которая обеспечивает выдачу сигнала на автоматический запуск и подключение резервного дизель-генератора при достижении 90%-ной нагрузки на работающем генераторе, или при обесточивании шин главного распределительного щита (ГРЩ), или при неисправности турбогенератора или дизель-генератора; обеспечивает точную синхронизацию генераторов с шинами ГРЩ, распределение активных нагрузок, автоматическую разгрузку генераторов отключением 2 очередей неответственных потребителей, контроль изоляции шин ГРЩ, блокировку пуска мощных потребителей при отсутствии резерва мощности, сигнализацию о разгрузке генераторов до 30% при параллельной работе, дистанционный запуск и остановку дизель-генераторов, дистанционный контроль и сигнализацию по параметрам электроэнергии.
      В комплекс входит система контроля и управления вспомогательными механизмами и локальными системами автоматики, обслуживающими главный двигатель,— «Прибой-1», которая обеспечивает непрерывный автоматический контроль параметров главного двигателя и обслуживающих его механизмов. При отклонении параметров система формирует расшифровывающую сигнализацию на собственную панель и мнемосхему, сигнал во внешние устройства, сигнализацию в систему централизованного контроля «Шипка-М», адресный сигнал. Система обеспечивает дистанционное автоматизированное управление одиночными и парными насосами, вентиляторами, вспомогательными котлами, компрессорами, фильтрами, сепараторами.
      Система контроля и управления общесудовыми системами «Нарочь-М» обеспечивает дистанционное автоматизированное управление судовыми системами осушения и очистки льяльных вод, приема и перекачки топлива, противопожарной водяной системой, а также получение информации о работе или неисправности следующих локальных систем: кондиционирования, рефрижераторных установок, инертных газов, воздуха высокого и низкого давления, сточно-фановой, установки обеззараживания сливных вод, установки сжигания отходов, катодной защиты.
      Система контроля и управления грузовыми операциями танкера «Ильмень-М» обеспечивает: дистанционное управление и световую сигнализацию крайних положений поворотных затворов; световую и звуковую сигнализацию о достижении верхнего уровня в грузовых танках, отстойной и балластной цистернах; дистанционное управление и световую сигнализацию о работе балластных насосов; автоматическое закрытие поворотных затворов грузовых танков по сигналу верхнего уровня; дистанционное и автоматическое управление откачкой балластно-моечной воды от системы контроля нефтесодержания; автоматическую остановку грузовых насосов по низкому давлению в танках и по предельному содержанию кислорода в инертных газах — по сигналам от системы «Виктория»; автоматическое управление работой насосов гидравлики с дистанционной сигнализацией.
      Система автоматизированного и дистанционного управления системой инертного газа «Виктория-М» обеспечивает автоматическое или дистанционное управление оборудованием и арматурой системы инертных газов в режимах «Погрузка — переход», «Выгрузка», «Вентиляция».
      Кроме того, в комплекс входят система централизованного автоматизированного контроля технических средств судна «Шипка-М» и система централизованного электропитания «Тангенс-1», обеспечивающая электропитанием необходимых параметров весь комплекс систем управления «Залив-М».
      Для комплексной автоматизации процессов судовождения, навигации и решения общеэксплуатационных судовых задач на судне установлен комплекс «Бриз-1551/1», включающий в себя информационно-вычислительный комплекс «Бриз-И», навигационный комплекс «Бриз-Н-1551/1», радиолокационные станции «Бриз», «Наяда» и другое оборудование.
      Совместное использование комплексов автоматизации систем судовождения и навигации, а также средств автоматизации энергетической установки позволяет обеспечить безопасные условия плавания при любых метеорологических условиях при безвахтенном обслуживании энергетической установки.


Схема общего расположения судна
а - боковой вид; б - вид сверху; в - верхняя палуба;
г - 1-й ярус рубки; д - 2-й ярус рубки; е - 3-й ярус рубки; ж - 4-й ярус рубки; з - 5-й ярус рубки;
и - трюм.



ФОТОГРАФИИ ( Р. Бумагина )




Источник: В. Пустовит. Танкер «Победа». / ж. "Морской флот" № 7, 1987, 36-40 с., обл., цв.вкл.2-3   
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024