ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
morflot
Периодические издания

статья из журнала «Морской флот»

Техника морского флота


КОНТЕЙНЕРОВОЗ «КАПИТАН САХАРОВ»


О. Шебарский,
руководитель группы наблюдения ММФ
на Выборгском судостроительном заводе


      СУДНО «Капитан Сахаров» спроектировано на базе проекта контейнеровозов серии «Сестрорецк», строившихся в 1972-1973 гг. В основу изменений, внесенных при проектировании, были положены регламентирующие международные соглашения, вошедшие в силу со времени постройки контейнеровозов серии «Сестрорецк», а также опыт Дальневосточного пароходства по увеличению провозной способности судов благодаря увеличению их контейнеровместимости.

      Теплоход «Капитан Сахаров» - одновинтовой, четырехтрюмный, однопалубный, полнонаборный с удлиненным баком и ютом, с кормовым расположением машинного отделения и жилых помещений, с наклонным форштевнем, крейсерской кормой и транцем выше ватерлинии. Судно предназначено для перевозки в северных и умеренных широтах 20- и 40-футовых контейнеров международного стандарта при вертикальном способе их погрузки. Трюмы судна оборудованы ячеистыми конструкциями для укладки контейнеров. Предусмотрена возможность перевозки двадцати рефрижераторных контейнеров на палубе.
      Судно построено на класс Регистра СССР KM*УЛ[I]А2 и удовлетворяет требованиям всех основных международных правил и конвенций.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина  
наибольшая  
130 м
между перпендикулярами  
119 м
Ширина наибольшая
17,3 м
Высота борта на миделе
8,5 м
Осадка по грузовую марку
6,9 м
Водоизмещение при осадке по грузовую марку
9980 т
Вместимость 20-футовых контейнеров:  
в трюмах
153 шт.
на палубе
167 шт.
Длительная эксплуатационная мощность главного двигателя
4,49 МВт
Скорость в полном грузу
16 уз
Дальность плавания
6500 миль

      Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного любого отсека во всех спецификационных случаях загрузки судна. На судне предусмотрена крен-балластная система для контроля остойчивости перед выходом в рейс методом упрощенного кренования. Для обеспечения остойчивости судна при перевозке на палубе, трех ярусов контейнеров и аварийной остойчивости в междудонное пространство заложено 470 т чугуно-бетонного балласта, который, практически, на провозоспособности судна не сказался, так как в подавляющем большинстве случаев реальная загрузка перевозимых контейнеров не исчерпывает полной грузоподъемности судне.
      Судно в средней части имеет двойной борт, ставший в настоящее время нормой при проектировании судов с большим раскрытием грузовых трюмов. Образованные двойным бортом сухие отсеки обеспечивают повышение живучести судна. Для лучшего удовлетворения требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов при проектировании отказались от традиционных балластно-топливных цистерн. Балластная и топливная системы осуществлены раздельными, что избавляет экипаж от риска выброса за борт остатков топлива из трубопроводов балластно-осушительной системы при откатке за борт балластных вод а случаях, когда балластно-топливные цистерны используются как топливные. Избавляется экипаж также от весьма трудоемких работ по зачистке балластно-топливных цистерн при смене их назначения.
      Корпус судна и надстройка выполнены цельносварными из судостроительных углеродистых и низколегированных сталей. Корпус спроектирован по смешанной системе набора. Верхняя палуба, второе дно и днище - по продольной системе набора; борта - по поперечной. В носовой и кормовой оконечностях применен усиленный набор, соответствующий ледовому классу судна.
      На судне установлен электрический брашпиль Б8 для подъема якорей Холла массой по 3 т каждый. Управляют брашпилем с командоконтроллера, установленного на палубе бака. На брашпиле и в ходовой рубке установлены дистанционные указатели длины вытравленной цепи. Предусмотрена возможность экстренной отдачи якорей из ходовой рубки.
      Электрогидравлическая рулевая машина Р16 с авторулевым «Аист» позволяет переложить полубалансирный руль с борта на борт за 9 с.
      На судне установлены две спасательные закрытые, моторные шлюпки из стеклопластика 3СШР2-М вместимостью по 55 чел. и два спасательных надувных плота-по 10 чел.
      Швартовное устройство состоит из четырех (по две на баке и юте) электрических лебедок польской фирмы «Товимор» со стальными канатами и автоматическим регулированием тягового усилия. Кроме того, для швартовных операций используются турачки брашпиля.
      Судно оборудовано грузовым устройством только для хозяйственных и ремонтных целей, а именно; для спуска и подъема рабочей шлюпки, для погрузки провизии и для выемки тяжелых деталей из машинного отделения. На шлюпочной палубе, на бизань-мачте установлены две стрелы грузоподъемностью 1,5 т каждая. Погрузка и выгрузка контейнеров, а также открытие и закрытие грузовых трюмов должны осуществляться береговыми средствами. Для подъема людей на контейнеры, перевозимые на палубе, имеются специальные подъемники.
      На судне установлен двигатель 5ДКРН 62/140-3 производства Брянского машиностроительного завода по лицензии фирмы «Бурмейстер и Вайн».
      Вспомогательная энергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов переменного трехфазного тока мощностью 320 кВт с приводом от четырехтактных, шестицилиндровых двигателей с турбонаддувом 64Н 25/34 мощностью по 341 кВт каждый. Предусмотрена длительная параллельная работа двух любых из них. Имеется также аварийный дизель-генератор мощностью 100 кВт. Распределение электроэнергии осуществляется по фидерно-групповой системе. При этом силовые потребители питаются током напряжением 380 В непосредственно с главного распределительного щита, а камбузное электрооборудование, бытовые приборы, сети основного и аварийного освещения напряжением 220 В - от трех понижающих трансформаторов. Все потребности судна в электроэнергии (за исключением летнего кондиционирования) обеспечивает один дизель-генератор.
      Вспомогательная котельная установка состоит из автоматизированного котлоагрегата КАВ-2,5 паропроизводительностью 2500 кг/ч при рабочем давлении 700 кПа и утилизационного котла КУП-150/8 паропроизводительностью около 1800 кг/ч, работающего на выхлопных газах главного двигателя.
      Главный двигатель, вспомогательные механизмы и аппараты энергетической установки, а также другие механизмы и устройства, установленные в машинном отделении, требуют ручного обслуживания не чаще, чем один раз в сутки.
      Машинное отделение оборудовано центральным постом управления (ЦПУ), расположенным на платформе по левому борту. В ЦПУ размещены пульты управления и контроля за работой технических средств системы «Шипка», щиты мнемосхемы главной энергетической установки и вспомогательных механизмов. В ЦПУ также находится главный распределительный щит судовой электростанции. Управление главным двигателем предусмотрено с двух постов: дистанционное автоматизированное (ДАУ) из ходовой рубки и пневматическое дистанционное (ДУ) из ЦПУ. Система ДАУ «Гром» имеет две программы: нормальную и экстренную на случай аварийной ситуации. По каждой программе система ДАУ обеспечивает пуск главного двигателя, изменение режимов его работы, реверсирование, автоматическое прохождение зоны критических оборотов. К системе ДАУ подключен реверсограф, выполняющий автоматическую регистрацию команд, задаваемых главному двигателю, и регистрацию их выполнения. Первые образцы отечественной системы ДАУ «Гром» были установлены на суда в 1978 г.
      Контроль за состоянием главной энергетической установки и вспомогательных механизмов осуществляется системой «Шипка-1Д», которая выполняет следующие функции: непрерывный контроль параметров работы механизмов; световую и звуковую сигнализацию отклонения от нормы контролируемых параметров; автоматический пуск резервных насосов, обеспечивающих работу главного двигателя; дистанционный пуск и остановку вспомогательных механизмов; контроль наличия вахтенного в ЦПУ и в случае его отсутствия свыше 30 мин извещение об этом световой и звуковой сигнализацией.
      Комплексная система автоматизации главной энергетической установки обеспечивает ее обслуживание на ходу судна из ЦПУ одним вахтенным непрерывно в течение 16 ч. На стоянке допускается круглосуточная работа механизмов без несения вахты в машинном отделении.
      Судно оборудовано системами пожаротушения: водяной, пенной, фреоновой, а также углекислотной для тушения пожара в картере главного двигателя, утилизационном котле, дымоходе котла и в глушителях дизель-генераторов.
      Выполнение требований по предотвращению загрязнения моря обеспечивается очисткой льяльных вод сепараторами СК-2,5 и сточно-фановых вод - бактериологической установкой польского производства ЛК-50. В качестве резерва на судне имеются самостоятельные цистерны для сбора льяльных и фекальных вод с последующей их передачей сборщику или на береговые очистные станции.
      Состав средств навигации и радиосвязи, установленных на судне, определен исходя из условий обеспечения безопасности мореплавания в соответствии с требованиями Правил по конвенционному оборудованию морских судов.
      На судне имеется 12 одноместных кают для командного состава, из них шесть улучшенного типа. Рядовой состав размещается в двухместных каютах. Все жилые и общественные помещения оборудованы системой зимнего и летнего кондиционирования воздуха. На судне имеется спортивный комплекс, размещенный в специальной каюте, оснащенной необходимым спортивным инвентарем.


Схема общего расположения судна:
а - боковой вид; б - верхняя палуба; в - палуба юта; г-шлюпочная палуба; д - нижний мостик; е - ходовой мостик



ФОТОГРАФИИ




Источник: О. Шебарский. Контейнеровоз «Капитан Сахаров». / ж. "Морской флот" № 2, 1981, 41-44 с., вкл. 4.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024