ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Уголок судомоделиста


МОДЕЛЬ БУКСИРА-СПАСАТЕЛЯ «ЯГУАР»


      СЛОЖНА И ОПАСНА работа океанского буксира-спасателя. В любую минуту при любой погоде он должен быть готов оказать помощь терпящему бедствие судну. «Ягуар», построенный в 1976 г. в Ленинграде, одно из крупнейших в мире судов этого типа. Его силуэт, наполненный сдержанной динамичностью, как нельзя лучше отвечает понятию мощного современного судна, обладающего высокими мореходными качествами. Наибольшая длина его 92,8 м, ширина — 15,4 высота борта — 7,7 м, осадка — 5,8 м. Водоизмещение составляет 4050 т, скорость — 18,7 уз. Судно имеет трехъярусную рубку, довольно сложную по объему, особенно по левому борту. Поэтому на чертеже приведен вид на левый борт, на котором указаны ее особенности.



      Модель в выбранном масштабе 1:500 будет иметь длину 185,6 мм и выполнение даже тех подробностей, которые указаны на чертеже, может быть затруднительным. Корпус имеет большой развал носовых шпангоутов, вертикальный ширстрек и фальшборт. При небольшой высоте ширстрека (около 1 мм) выполнить эту часть корпуса довольно сложно. Для фальшборта нужно поискать тонкий целлулоид (можно ватман), из которого, по предварительно сделанной выкройке, вырезать фальшборт и приклеить его, прижав специально подобранными реечками и резиновой полоской. Так же поступают и в кормовой части, имеющей участок вертикального ширстрека. Но ввиду того, что фальшборт на некоторой длине завален, ширстрек нужно выполнить наклонным. На модели такого масштаба выполнить это не просто. Можно вырезать из целлулоида по контуру палубу и к ней же приклеить, промазав с обеих сторон, фальшборт. Затем палубу вместе с фальшбортом приклеивают к корпусу, в котором учтена ее толщина.
      Кормовую часть корпуса заканчивает привальный брус, изготовленный из тонкой полоски целлулоида. Носовой и кормовой кранцы также изготавливают из полоски целлулоида с предварительно нанесенными надрезами. Клюзы в фальшборте лучше сверлить после его установки на корпус. Желательно сверлить дрелью, сделанной из маленького электродвигателя, на вал которого насаживается цанга или зубоврачебная головка (с приводом от электродвигателя) со сменными инструментами. Если фальшборты из бумаги, то клюзы лучше вырезать из затемненной фотопленки или черной бумаги и наклеить после окраски, а в случае применения масляных красок — на еще не высохшую краску.
      На палубе бака в носовой части расположены шпили, кнехты, люки, волнорез. Там же установлены вьюшки. Высота каждой в принятом масштабе примерно 2 мм, и ее изготовление требует известного мастерства. Поэтому вьюшки можно изобразить зачехленными, нарезав из палочки органического стекла или дерева. Так же поступают и с тремя кормовыми вьюшками. Грузовые лебедки (см. рисунок) можно также показать зачехленными. Возле грузовых люков в носу и корме расположены кранцы. Их вытачивают из папочки твердого дерева, закругляя концы м, склеив по четыре штуки, обвязывают ниткой или тонкой проволокой.
      В кормовой части палубы расположены буксирные дуги, шпиль, люки, битенг, вьюшки, кнехты, кранбалки. В кормовой стенке надстройки имеется проем, ведущий в помещение буксирной лебедки. В средней части палубы бака установлены шлюпки, по правому борту — рабочая шлюпка, по левому — катер, рассчитанный на 50 пассажиров. Под шлюпками и катером установлены шлюпочные лебедки. Шлюпбалки шлюпок и катеров на модели должны иметь высоту около 10,5 мм и изготовить их можно упрощенно — вырезать из целлулоида полный контур шлюпбалки без боковых направляющих. Шлюпбалки рабочей шлюпки выполняют таким же образом либо сгибают из проволоки.
      Первый ярус рубки сложен по конфигурации, так же как и палуба рубки первого яруса. Рубку можно сделать из органического стекла, а палубу — из тонкого целлулоида или плотного ватмана. В этом случае необходима особая аккуратность. Предварительно изготовленные второй и третий ярусы с подогнанной палубой второго яруса собирают вместе и аккуратно подклеивают декоративный пиллерс. Палубу кормового окончания второго яруса лучше сделать из целлулоида. Особое внимание необходимо обратить на выполнение рубок в районе кормовой мачты. Палуба рубки первого яруса понижается, над ней нависает пост дистанционного управления буксирной лебедкой. Далее в корму на этой же палубе расположены тумба под шпор стрелы и обслуживающие ее грузовые лебедки, не имеющие турачен. Носовые грузовые стрелы грузоподъемностью по 3 т основаны на стенке рубки, под ними расположены лебедки для изменения вылета.
      Третий ярус включает рубки: радио, штурманскую и рулевую. Последняя несколько приподнята. Передняя стенка рубок первого и второго ярусов и рулевой — граненые. Важно обратить внимание на это, так как небрежное выполнение граней и ребер не создадут впечатления той законченности, которой отличается само судно.
      На палубе рулевой рубки установлен компас, прожекторы и лафетный ствол. Фок-мачта спереди закруглена, боковые стенки несколько выступают назад по отношению к кормовой. На салингах мачты установлены лафетный ствол и две антенны радиолокатора. На рисунке показаны формы салингов в плане.
      Для оказания помощи аварийным судам предусмотрены мощные водоотливные насосы, противопожарная, водяная системы. Вместе с системой пенотушения они способны не только потушить пожар на другом, даже высокобортном судне, но и прикрыть водяной завесой собственное, обеспечить работу водоотливных эжекторов, размыть грунт. Лафетные стволы установлены на наиболее вывысоких частях судна; на верхнем мостике, на салингах фок- и грот-мачт (высота 19,5 м от ватерлинии). К лафетным стволам вода подводится по трубопроводам, проложенным по внутренним (обращенным к диаметральной плоскости) сторонам колонн кормовой мачты (сечение колонн — бочкообразное) и по верхнему мостику к фок-мачте и стволу на мостике. Трубопроводы на рисунке показаны жирными линиями.
      В кормовой части установлены кран-балки для спуска и подъема водолазов. Их опускают в специальных беседках, одна из которых имеет специальные решетки для защиты от морских хищников.
      Труба зрительно несколько облегчена гранением и имеет дымозащитный козырек, играющий роль аэродинамической пластины. Набегающий поток воздуха отклоняет отработанные газы, не давая им опадать на палубу. Трубу можно сделать из дерева или органического стекла так, чтобы диафрагма была немного ниже среза трубы. Отверстия выхлопов должны немного выступать над диафрагмой. Вентиляционные жалюзи после окраски начерчивают рейсфедером.
      Стрелы, буксирные дуги, штыревые антенны и кран-балки изготавливают из проволоки различных диаметров. Дуги имеют по три промежуточные опоры. Концы их необходимо делать несколько длиннее и, наколов в палубе отверстия, вставлять в них дугу.
      Кормовой фальшборт вначале был окрашен в белый цвет, позднее его перекрасили в черный — цвет корпуса. На носу белым нанесены знаки бульба и подруливающего устройства, название, а на корме — название и порт приписки (Одесса). В черный же цвет окрашена фальштруба выше красной полосы, якорно-швартовные шпили, кнехты, кранцы, ниши бортовых отличительных огней, дуги и часть кормовой стрелы и мачты от уровня несколько ниже промежуточных площадок, бортовые швартовные клюзы, надпись латинскими буквами на щите. Пояс переменных ватерлиний окрашен в красно-коричневый цвет, носовой фальшборт, стенки рубки, мачты, стрелы, шлюпки ниже буртика, контейнеры спасательных плотов (по три с каждого борта), щит для названия судна, нижняя часть трубы, рубка управления лебедкой — в белый.
      Палубы окрашены под цвет железного сурика (красно-коричневый) фальшборты изнутри, волнорез, комингсы люков, прожекторы, компас, грузовые и шлюпочные лебедки, вьюшки (незачехленные), антенны РЛС, пеленгатор, имитация жалюзи на трубе, штыревые антенны (может быть зачищенная стальная проволока) — в серый цвет. Антенны и такелаж можно сделать из темных капроновых ниток. Оранжевым цветом красят спасательные шлюпки выше буртика и спасательные круги (с каждого борта по четыре и на рубке катера — один), которые на чертеже не показаны из-за отсутствия леерного устройства; красным — лафетные стволы и трубопроводы, подводящие к ним воду, полоса на трубе; желтым — кран-балки для спуска водолазов и эмблему на трубе.

И. Перестюк



Источники: И. Перестюк. Буксир-спасатель «Ягуар» / "Морской флот" 10'1980, 74-75 с.   
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024