ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


ЛЕДОКОЛ «ОТТО ШМИДТ»


В. Пак,
начальник отдела Базы экспедиционного флота
В. Семенов,
главный механик ледокола «Отто Шмидт»


      В ПРОШЛОМ ГОДУ был поднят Государственный флаг на первом отечественном научно-исследовательском ледоколе, носящем имя известного советского полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта. Ледокол предназначен для автономного плавания в переходной зоне между чистой водой и полями многолетних паковых льдов. Эти области в настоящее время являются малоисследованными, так как здесь невозможно организовать дрейфующие полярные научные станции, а для работы обычных научно-исследовательских судов они практически недоступны.
      Проект судна был разработан на базе портового ледокола типа «Василий Прончищев». Была изменена форма надводной части носовой оконечности, расширена площадь верхней палубы в корме (для установки океанографического оборудования) и надстроек (для размещения лабораторий и жилых помещений); был снят носовой винт. Помещение носового гребного электродвигателя использовано для устройства дополнительной электростанции.
      Судно построено по правилам и под надзором Регистра СССР на класс КМ [1] исследовательское-ледокол. Оно представляет собой двухпалубный с удлиненным баком дизель-электроход. Корпус ледокола разделен водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Остойчивость ледокола удовлетворяет требованиям Регистра СССР к судам неограниченного района плавания. Ледовой пояс по высоте доведен до верхней палубы в соответствии с Правилами Регистра СССР. Для уменьшения качки на ледоколе имеется пассивная успокоительная цистерна (цистерна Фрама).


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА
Длина:  
наибольшая
73,0 м
между перпендикулярами
62,0 м
Ширина наибольшая
18,6 м
Высота борта
8,3 м
Осадка:  
порожнем
5,3 м
в грузу по летнюю марку
6,6 м
Водоизмещение:  
порожнем
2528 т
в грузу по летнюю марку
3650 т
Валовая вместимость
2828 рег.т
Скорость
14 уз

      Для ведения научно-исследовательских работ создан лабораторный комплекс, позволяющий выполнять работы по следующим основным научным направлениям: океанография, метеорология, ледоведение. Океанографический комплекс включает в себя шесть лабораторий и шесть специальных лебедок. Для физических исследований с помощью подводных наблюдений предусмотрено помещение для аквалангистов с соответствующим оборудованием. Имеется специальная сквозная гидрологическая шахта с рабочим диаметром 800 мм, через которую во время плавания во льдах опускают гидрологические приборы и выходят аквалангисты под лед. Рабочие места у океанографических лебедок могут в зимнее время обдуваться теплым воздухом (с температурой 30—35°С), что улучшает условия работы гидрологов и предупреждает обмерзание каната на барабане лебедки во время сильных морозов.
      Метеорологический комплекс включает в себя две лаборатории и открытый метеорологический пост. Кроме того, для производства актинометрических измерений разработано выдвижное устройство, позволяющее выносить аппаратуру на 8 м вперед от форштевня.
      Ледоисследовательский комплекс состоит из двух лабораторий, в одной из которых можно поддерживать температуру до —18°С, что позволяет вести работу с натурными образцами льда при естественных для них температурах.
      Для накопления и обработки информации предусмотрена специальная лаборатория, имеются также фотолаборатория и конференц-зал.
      Кроме указанных помещений, предусмотрены запасная лаборатория, мастерская лабораторного оборудования, специальные кладовые и грузовой трюм объемом 150 м3.
      Гребная электрическая установка состоит из следующих основных частей: трех главных дизелей типа 13Д-100, имеющих мощность по 1,3 МВт при частоте вращения 13с-1; трех двухъякорных генераторов типа ПГ-145-1 мощностью по 625 кВт каждого якоря; двух гребных электродвигателей типа ПГ-147 мощностью по 1,8 МВт, частотой вращения 2,4 и 3,2 с-1; трех возбудительных агрегатов с приводным двигателем переменного тока типа АН-92-4; трехобмоточного возбудителя генераторов и двухобмоточного возбудителя электродвигателя мощностью по 15,4 кВт.
      Управление электродвижением может осуществляться с ходового мостика или из ЦПУ. Переход с одного поста управления на другой осуществляется с помощью переключателя, расположенного на пульте электродвижения в ЦПУ.
      Судовая электростанция состоит из пяти вспомогательных дизель-генераторов ДГР 200/500-3 с приводными двигателями марки 6 ч 25/34-2 мощностью 0,2 МВт и частотой вращения 8 с-1.
      В состав котельной установки входят два котла КВВА 2,5/2 производительностью по 2,5 т/ч, обеспечивающих все потребители пара в зимний период. Котлы могут работать как на мазуте, так и на дизельном топливе.
      Механическая установка размещена в трюме в четырех водонепроницаемых не сообщающихся между собой отсеках, в двух из которых имеются пять вспомогательных дизель-генераторов, в остальных — главные дизель-генераторы и гребные электродвигатели. Вспомогательная котельная установка размещается совместно с водоопреснительной на верхней палубе в отдельном помещении. Воздушные компрессоры находятся в механической мастерской.
      В специальном помещении на палубе надстройки установлен дизель-генератор марки ДГФА 100/1500Р мощностью 100 кВт; приводной двигатель — дизель марки 1Д6БГ (6ч15/18). Пуск аварийного дизель-генератора осуществляется электростартером или сжатым воздухом.
      В центральном посту управления, расположенном на нижней палубе, сосредоточены пост управления гребной электрической установкой, пост контроля главных и вспомогательных дизель-генераторов, а также дистанционный контроль и аварийно-предупредительная сигнализация отдельных параметров по гребной установке, вспомогательной котельной установке и системе сжатого воздуха низкого давления.
      В качестве основного рода тока питания потребителей электроэнергетической установки на ледоколе применяется трехфазный переменный ток напряжением 380 В и 50 Гц. Для питания сети освещения, холодильной установки провизионных камер, радиосвязи, радионавигации и части бытовых потребителей используется переменный ток напряжением 220 В, для чего установлены преобразователи типа АТО-400 и ВАКС. Питание океанографических лебедок, работающих на постоянном токе, осуществляется через преобразователь переменно-постоянного тока.
      В качестве движителей на ледоколе установлены два четырех лопастных виита со съемными лопастями. Диаметр винтов по 3,5 м. На судне установлен простой пустотелый руль упрощенного профиля, приводимый в действие электрогидравлической рулевой машиной Р16. Имеется запасной агрегат рулевой машины. Система управления рулевой машиной типа «Аист».
      Ледокол снабжен двумя становыми якорями Холла массой по 2250 кг. Имеются также ледовые якори: два якоря массой по 100 и два по 150 кг. Отдача и подъем якорей осуществляется двумя якорно-швартовными шпилями ШЭ 16М-2 и ШЭ 16М-3.
      К спасательным средствам относятся две моторные спасательные шлюпки ЗСШР2-М вместимостью по 55 чел. и пять спасательных плотов типа ПСН-10М. Имеется также один ял марки ЯЛП-6.
      Работа осушительной системы обеспечив вется поршневым электрическим насосом ЭНП 25/2,5 подачей 25 м3. Очистка льял осуществляется перепуском трюмных вод в цистерну, откуда двухвинтовой электрический насос 2ВВ 1,6/16-1,6/4Б подачей 1,6 м3/ч перекачивает их в сепаратор для очистки. Очищенная вода откатывается за борт, а отделенные нефтепродукты сливаются в цистерну сбора нефтеостатков. На ледоколе установлен сепаратор трюмных вод коалесцирующего типа марки СК-2,5, ограничивающий содержание нефтепродуктов на выходе из сепаратора не выше 100 мг/л. Для сбора льяльных вод при прохождении судном особых районов, где всяческие откачки запрещены, для сбора трюмных вод выделяется дополнительно одна из цистерн дизельного топлива. Собранная в цистернах льяльная вода может откачиваться через сепаратор за борт или выдаваться на берег помимо сепаратора.
      Для удаления больших масс воды из основных отсеков ледокола предусмотрена водоотливная система, которая обслуживается двумя насосами дифферентной системы марки НЦВ 630/15А-П подачей 630 м3/ч. Кроме основных средств водоотлива имеется переносной погружной электрический насос ВПЭН-100 подачей 100 м3/ч.
      Для улучшения проходимости ледокола в тяжелых льдах, а также освобождения его в случаях заклинивания имеется дифферентная система, состоящая из носовой и кормовой цистерн, трубопроводов с арматурой и дифферентных насосов, обеспечивающих изменение дифферента на нос или корму на 1 м за 12 мин. Предусмотрено местное и дистанционное из ЦПУ управление насосами и арматурой, обеспечивающей работу насосов на заполнение и осушение дифферентных цистерн.
      Для борьбы с пожаром имеется водяная система, обслуживаемая двумя насосами НЦВ 100/80А подачей по 100 м3/ч и насосом НЦВ 80/80М подачей 40 м3/ч. Управляют насосами с места их установки и из ЦПУ. Пожарная магистраль постоянно поддерживается под давлением от водопровода забортной воды, обслуживаемой насосами НЦВ 25/65 подачей 25 м3/ч. Контроль за давлением в пожарной магистрали производится из ЦПУ.
      Система объемного химического тушения обслуживается двумя станциями, расположенными в различных частях ледокола. Огнегасительная жидкость может подаваться в любое помещение машинных отделений. Запас жидкости, хранящейся на каждой станции, обеспечивает однократное тушение пожара в любом из охраняемых помещений.
      Система воздушно-пенного пожаротушения местных очагов пожара в машино-котельных отделениях состоит из семи стационарных аппаратов высокократной (1:100) пены типа «СО», двух аппаратов «СО-IV» производительностью по 13,6 тыс. л и пяти аппаратов «СО-III» производительностью по 4,5 тыс. л.
      Для тушения пожара в топливных цистернах, коффердамах, малярной, глушителях дизелей и под котлами предназначена система паротушения. Кроме названных систем, ледокол снабжен вспомогательными противопожарными средствами и противопожарным инвентарем в соответствии с Правилами Регистра СССР.
      Прием забортной воды охлаждающими, санитарными, пожарными и дифферентными насосами осуществляется через свои кингстоны, установленные на перетоке, соединяющем носовой и кормовой ледовые ящики, приемные решетки которых расположены в бортовой части судна под скулой и обеспечивают прием необходимого количества воды для всех потребителей из одного ящика при отсутствии забивания шугой. При плавании во льдах предусмотрен подогрев сливаемой воды, а также подвод ее от агрегатов в верхнюю часть ледового ящика для плавления льда.
      На судне возможна продувка ледового ящика сжатым воздухом. При плавании ледокола в воде с плюсовой температурой, отлив воды от всех механизмов и охлаждающих средств может осуществляться через общую трубу в любой из ледовых ящиков с использованием одного ящика для приема, другого — для отлива. В случае прохождения по мелководью или во время забивания ледовых ящиков льдом возможен частичный прием забортной охлаждающей воды из носовой и кормовой дифферентных цистерн. Отлив забортной воды в этом случае осуществляется в эти же цистерны.
      Для создания в помещениях судна микроклиматических условий, благоприятных для работы и отдыха личного состава, предусмотрены системы общесудовой вентиляции и зимнего кондиционированного воздуха. Для борьбы с местным обледенением предусмотрена подача горячей забортной воды на открытые палубы ледокола от двух смесителей, установленных в носовой и кормовой частях судна. Все забортные отверстия, расположенные выше ватерлинии, имеют местный обогрев.
      На ледоколе имеются две автоматические холодильные установки: провизионных камер, состоящей из четырех компрессорно-конденсаторных агрегатов марки МАК 4/I и ледо-исследовательской лаборатории, состоящей из двух компрессорно-конденсаторных агрегатов марки МАК 4/II (один агрегат резервный), а также централизованная система подачи горячей воды. С этой целью установлен автоматизированный емкостной паровой водонагреватель производительностью до 3 т/ч воды с температурой около 70°С.
      Для удаления сточных и фекальных вод выполнена единая сточно-фановая система закрытого типа с двумя сборными цистернами, обслуживаемыми электрическими насосом ЭСН-14/П и эжектором ВЭЖ-25Ф. Осушение сборных цистерн предусмотрено как непосредственно за борт, так и в емкость порта.
      Ледокол оборудован навигационной спутниковой системой «Транзит», приемоиндикаторами радионавигационных систем «Омега», «ДЕККА», «Пирс-1 М», эхолотами НЭЛ-3, НЭЛ-10, радиопередатчиками «Бриг», «Муссон», радиотелетайпом РТА-7Б и другими приборами связи и радионавигации.


Схема общего расположения судна:
а — боковой вид; б — палуба бака; в — верхняя палуба; г — нижняя палуба.



ФОТОГРАФИИ




Источник: В. Пак, В. Семенов. Ледокол «Отто Шмидт». / ж. "Морской Флот" № 7, 1980, 43-46 с.    
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory    2006-2024