ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


"БОРИС БУТОМА" - КРУПНЕЙШИЙ БАЛКТАНКЕР
СОВЕТСКОЙ ПОСТРОЙКИ


С. Козлов, А. Цыбенко

      На судостроительном заводе "Океан" началось строительство головного крупнотоннажного комбинированного судна "Борис Бутом", предназначенного для перевозки насыпных грузов, тяжелой руды либо нефти.
      Балктанкер "Борис Бутома" - однопалубное судно без бака с кормовым расположением машинного отделения и жилой рубки, с бульбообразной формой носовой оконечности и транцевой кормой. Грузовое пространство разделено на 9 одинаковых по длине трюмов, грузовое носовое отделение расположено в нос от машинного отделения.
      Судно спроектировано на класс КМ*Л31А2 (нефтенавалочн. груз) Регистра СССР и удовлетворяет требованиям основных международных правил и конвенций. Непотопляемость и аварийная остойчивость балктанкера обеспечиваются при плавании с осадкой 14,5 м при затоплении одного любого отсека.


Основные характеристики судна
Длина:
   наибольшая ... 258,2 м
   между перпендикулярами ... 244 "
Высота борта ... 21,4 "
Ширина ... 39,8 "
Теоретическая осадка по летнюю грузовую марку ... 14,5 "
Вместимость грузовых трюмов-танков ... 114300 м3
Вместимость:
   валовая ... 60 500 рег. т
   чистая ... 39 500 "
Эксплуатационная длительная мощность главного двигателя ... 21 100 л. с.
Скорость хода в полном грузу ... 15,2 уз
Вместимость балластных цистерн ... 41 100 м3
Дедвейт при осадке 14,5 м ... 100 000 т

Судно может плавать с осадкой 15,65 м при льготном надводном борте без обеспечения непотопляемости.
При этом дедвейт составит около ... 109 000 т.

      Форма грузовых трюмов обеспечивает самоштивку навалочного груза благодаря наклонным стенкам, образующим верхние балластные цистерны. Второе дно имеет скосы у бортов, что способствует ссыпанию навалочного груза в просвет люка. Двойные борта образуют дополнительные балластные емкости.
      На правом борту под верхней палубой вдоль всего судна расположен коридор, в котором проложены электрокабели и трубопроводы. Он также служит для перехода команды при неблагоприятной погоде. Во втором дне два стрингера образуют еще один коридор трубопроводов, для удобства обслуживания которого имеется тележка, передвигающаяся по проложенным вдоль всего судна рельсам.
      В качестве главного двигателя на балктанкере установлен дизель 9ДКРН 84/180-3 длительной эксплуатационной мощностью 21 100 л.с. при 120 об/мин. Двигатель работает на топливе тяжелых сортов. Судовая энергетическая установка автоматизирована на знак А2 в символе класса судна. Ее обслуживание на ходу обеспечивается одним вахтенным из изолированного ЦПУ с безвахтенным обслуживанием на стоянке. Электростанция балктанкера состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 500 кВт и одного утилизационного турбогенератора мощностью 800 кВт.
      Компоновка машинного отделения выполнена по принципу объединения вспомогательных механизмов в функциональные блоки, что позволило сократить протяженность трубопроводов примерно на 30%, а также улучшило управление механизмами, их обслуживание и ремонт.
      В проекте предусмотрен ряд конструктивных мероприятий, которые позволяют сократить сроки ремонтных работ и облегчают труд экипажа.

      К их числу относятся удобные ремонтные площадки с необходимым оборудованием; мостовой кран для подъема крупных деталей дизеля и монорельсы над всеми вспомогательными механизмами; хорошо оборудованные механические мастерские; наличие необходимой оснастки для демонтажа и выгрузки валопровода, пера руля и гребного винта, выемки поршней дизель-генераторов; обеспечение агрегатно-узловым ремонтом значительной части вспомогательных механизмов и др.
      Балластная система выполнена без труб - водяной балласт по перетоку из цистерны сливается в балластный канал, а затем насосами откачивается за борт. На балластировку (дебалластировку) требуется около 10 ч. Балластные цистерны от коррозии защищены протекторами. Грузовая система обслуживается двумя турбонасосами производительностью 5 000 м3/ч каждый и двумя зачистными турбонасосами производительностью по 300 м 3/ч. Поворотные клапаны грузовой и балластной систем имеют гидроприводы с дистанционным управлением.
      Для шланговки на судне имеется стреловое устройство грузоподъемностью 12,5 т.
      Мойка трюмов-танков обеспечивается стационарными моечными машинками телескопического типа. В каждом трюме-танке установлено по две таких машинки. Гладкие поверхности трюмов-танков создают хорошие условия для их быстрой и высококачественной мойки после перевозки нефти. Процесс мойки занимает не более двух суток. Для очистки моечной воды оборудованы два отстойных танка. Отстоявшаяся вода сливается за борт при постоянном контроле содержания в ней нефтепродуктов. В случае повышения нормы отлив автоматически прекращается.
      Для облегчения труда экипажа при швартовных операциях на судне установлены 7 автоматических швартовных лебедок и 2 полубрашпиля со встроенными автоматическими швартовными лебедками.
      Люковые закрытия - металлические, сдвигающиеся на борта, с гидроприводом для открывания и закрывания. Задраивание крышек - централизованное.
      Применение системы инертных газов предотвращает возможность взрыва в танках-трюмах от накопившегося статического электричества. Производительность установки составляет 12 000 M3/ч.
      Для тушения пожара на балктанкере имеются водяная система и система высокократной пены.
      Газоотвод осуществляется при помощи специальных клапанов, установленных на каждом грузовом трюме-танке.
      Балктанкер оборудован установкой для обеззараживания сточных и фекальных вод, а также устройством для сжигания бытовых отходов и отходов сепарации топлива.
      На судне имеются жилые помещения с круглогодичным кондиционированием для 35 членов экипажа и 8 практикантов. Весь экипаж размещается в одноместных каютах с индивидуальными санузлами и душевыми. К услугам экипажа на судне - хорошо оборудованный спортивный зал, бассейн, комната для индивидуальных занятий и другие общественные помещения.
      В десятой пятилетке намечено построить несколько таких судов.

Источник: С. Козлов, А. Цыбенко. "Борис Бутома" - крупнейший балктанкер советской постройки / "Морской Флот" № 6, 1977, 42-43 с.  
Scan & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024