ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника Морского флота


НОВОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО ( «Мария Ермолова» )


      В начале 1975 г. в состав пассажирского флота Мурманского пароходства вошел теплоход "Мария Ермолова", построенный на верфи "Титово Бродоградилище" в г. Кралевица (Югославия). Новое судно является головным в серии из восьми единиц и предназначено для эксплуатации в Северном и Дальневосточном бассейнах. Оно построено под наблюдением Регистра СССР на класс КМ*Л1 1 А2 (пассажирское судно).
      "Мария Ермолова" - двухвинтовое судно неограниченного района плавания с хорошими мореходными и ходовыми качествами. Эксплуатационные качества судна подверглись серьезному испытанию за время его перегона и в первые месяцы работы в тяжелых зимних условиях Арктики.


Основные характеристики теплохода
Длина:
    наибольшая ... 100 м
    между перпендикулярами ... 90 м
Ширина на миделе ... 16,2 м
Высота борта до главной палубы ... 7 м
Осадка в полном грузу ... 4,5/4,67 м
Дедвейт:
    при осадке 4,5 м ... около ... 1200 т
    при осадке 4,67 м ... около ... 1400 т
Водоизмещение в полном грузу ... 4160 т
Груз (включая почту и багаж) ... 200/250 т
Мощность главных двигателей ... 2х2640 л.с.
Скорость при осадке 4,5 м ... 17,2 уз
. Пассажировместимость ... 206-234 чел.

      Запасы питьевой воды на судне составляют 180 т, пресной воды - 310 т и топлива - 390 т. При этом для нормальной дальности плавания (3000 миль) топливо берется только в чисто топливные танки, а в случае увеличенной дальности плавания (4600 миль) - и в замещаемые балластные танки.
      Судно непотопляемо при затоплении одного любого отсека. Его остойчивость удовлетворяет требованиям Регистра СССР для судов неограниченного района плавания при всех нормальных случаях загрузки.
      В проекте теплохода учтены все требования Международной конвенции по спасению человеческой жизни на море 1960 г. На первых четырех судах серии выполнены требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. На последующих судах предусмотрено все необходимое оборудование для обеспечения требований Конвенции 1973 г. по предотвращению загрязнения с судов, в том числе установка для сжигания мусора и отходов, а также установка для биологической обработки фановых и сточных вод. Судно имеет три сплошных палубы и трехъярусную надстройку. Корпус судна и надстройка стальные, сварной конструкции, за исключением носовой мачты, которая выполнена из алюминиевого сплава и соединена со стальными конструкциями болтами с резиновой изоляцией. Главное машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов расположены в средней части судна. Грузовой трюм находится в носовой части корпуса перед надстройкой. Грузовой люк расположен на верхней палубе. Он закрывается водонепроницаемыми металлическими крышками с гидравлическим приводом. Для проведения грузовых операций предусмотрен электрический грузовой кран грузоподъемностью 3,2 т с вылетом за борт 3 м.
      Жилые помещения судна имеют хорошо оформленные интерьеры их оборудование соответствует лучшим современным образцам, применяемым для судов такого типа. Все использованные для этого материалы отвечают правилам Регистра СССР и требованиям ИМКО по пожарной защите.
      На судне оборудованы каюты на 206 пассажиров. Кроме того, на верхней палубе имеются два комфортабельных салона, в которых могут разместиться по 28 пассажиров в креслах авиационного типа (на коротких рейсах).
      Пассажирские каюты размещены следующим образом: на шлюпочной палубе - 3 двухместных "люкса", на верхней - 2 двухместных "люкса", на главной - 30 четырехместных кают и на нижней палубе - 18 четырехместных и 2 двухместные каюты.
      Все каюты имеют нижние диван-кровати и верхние поворотные кровати "пульмановского" типа. Каждая пассажирская каюта оборудована индивидуальным санузлом с туалетом, умывальником и душем, кроме того, десять кают снабжены складывающимися детскими кроватями.
      Суммарная вместимость общественных помещений теплохода превышает число пассажиров, которые могут разместиться на судне. В кормовой части судна на верхней палубе имеется ресторан на 100 посадочных мест. В средней части по бортам расположены кафе на 40 мест с баром и кафе на 40 мест, которое приспособлено для использования его в качестве кинозала, на 60 мест. В носовой части судна находится музыкальный салон с баром, танцплощадкой и эстрадой для оркестра (67 мест). Таким образом, общественные помещения судна одновременно вмещают около 270 человек.
      К услугам пассажиров - магазин сувениров, мужская и дамская парикмахерские. Для прогулок в теплое время имеются большие открытые участки на шлюпочной палубе. В холодное время для этой цели служат закрытые бортовые участки верхней палубы с большими окнами, обеспечивающими хороший обзор.
      Экипаж судна состоит из 83 человек (19-комсостав и 64 - команда). Комсостав размещен на шлюпочной палубе (12 человек) и на палубе навигационного мостика (7). Капитан и старший механик имеют блок-каюты с ванными, еще две блок-каюты оборудованы душами, 13 одноместных кают - индивидуальными санузлами с душем. Одна каюта комсостава - двухместная. Команда размещается в 24 двух- и 4 четырехместных каютах.
      Салон комсостава и кают-компания на 20 мест находятся на шлюпочной палубе, столовая команды на 41 место и красный уголок расположены на нижней палубе. Для экипажа имеется также спортзал.
      Для погрузки провизии в кормовой части шлюпочной палубы по обоим бортам установлены кран-балки грузоподъемностью по 750 кг с электроприводом. Со шлюпочной палубы в помещение продовольственных кладовых провизия доставляется лифтом грузоподъемностью 1000 кг. Кроме того, имеются три лифта для доставки пищи из камбузов в ресторан, кафе и кают-компанию. Есть также специальные лифты для погрузки почты и багажа.
      Спасательное оборудование судна состоит из моторных ботов, гребных шлюпок и надувных спасательных плотов.
      Рейдовая погрузка пассажиров осуществляется при помощи двух закрытых пассажирских мотоботов на 14 человек каждый. На них установлены двигатели с воздушным охлаждением, которые обеспечивают мотоботам скорость до 7,5 уз. Мотоботы могут работать при волнении моря 3-4 балла.
      Общесудовые и бытовые системы оборудованы механизмами в основном югославского производства, а также известных западно-европейских фирм. Приняты меры, обеспечивающие долговременную эксплуатацию оборудования. Так, корпусы насосов забортной воды изготовлены из бронзы. Трубопроводы оцинкованы горячим способом, причем толщина покрытия увеличена до 150 мк.
      В осушительной системе на головном судне установлен сепаратор льяльных вод фирмы "Единство" (СФРЮ) производительностью 20 м3/ч. Имеется цистерна для сбора льяльных вод емкостью 7 м3. Сточные воды от санитарного оборудования и с камбузов отводятся в четыре специальных танка. Для сбора и удаления фекальных вод впервые на судах СССР установлена фекально-вакуумная система фирмы "Электролюкс" (Швеция).
      Для повышения комфорта пассажиров теплоход оборудован системой успокоителей качки фирмы "Денни-Браун".
      В комплексе противопожарного оборудования на судне, кроме обычной водопожарной системы, имеются системы пенотушения средней кратности (1:100) и углекислотного тушения. Последняя обслуживает машинное отделение, грузовой трюм, багажное отделение и др. Для обнаружения пожара в охраняемых помещениях установлена станция дымовой сигнализации производства фирмы "Вальтер Кайде" (ФРГ).
      Жилые, служебные и общественные помещения судна обслуживаются системой кондиционирования воздуха фирмы "Стал". В летнее время система обеспечивает поддержание в помещениях температуры +25° С и влажности 50% при наружной температуре +30° С и влажности 80%. Зимой температура в помещениях составляет +20°С при наружной температуре -30 С. Система работает автоматически, для жилых помещений предусмотрена ручная регулировка воздуха.
      Энергетическая установка судна размещена в двух машинных отделениях. В отделении главных двигателей установлены два восьмицилиндровых, рядных, двухтактных реверсивных дизеля типа 8M35BF с турбонаддувом, изготовленных на заводе "Ульяник" (СФРЮ) по лицензии фирмы "Бурмейстер и Вайн". Максимальная длительная мощность каждого двигателя 2640 э.л.с. при 310 об/мин. Удельный расход топлива при этом составляет 168 кг/э.л.с.-ч±5%. Двигатели могут работать на топливе вязкостью до 300с Редвуда 1 при 100°F.
      Двигатели работают непосредственно на винты фиксированного шага, изготовленные из высокопрочной бронзы "Мибрал". Дейдвудные подшипники - на масляной смазке с уплотнениями типа "Симплекс".
      В нос от главного машинного отделения расположено отделение вспомогательных механизмов, в котором размещены четыре дизель-генератора с двигателями типа 5Т23НН, изготовленными по лицензии фирмы "Бурменстер и Вайн" на заводе "Литострой" (СФРЮ). Двигатели четырехтактные, рядные, с турбонаддувом. мощностью по 625 э.л.с. (440 кВА). Генераторы, изготовленные на заводе "Ульяник" (СФРЮ) по лицензии фирмы "Сименс", оборудованы статической системой самовозбуждения и саморегулирования.
      В носовой части отделения вспомогательных механизмов по левому борту расположена выгородка сепараторов тяжелого и дизельного топлива, а также масла. Два сепаратора тяжелого топлива самоочищающиеся. Все сепараторы производства фирмы "Альфа Лаваль".
      Снабжение судна паром обеспечивается двумя водотрубными паровыми котлами фирмы "Джуро Джакович" (СФРЮ) производительностью по 2500 кг/ч при давлении пара 6 кгс/см2
      Объем средств автоматизации судна соответствует классу А2 Правил Регистра СССР, что обеспечивает работу механизмов на ходу при вахте только в ЦПУ, который находится в средней части судна между машинными отделениями главных двигателей и вспомогательных механизмов на уровне нижней палубы.
      Система автоматизации включает в себя следующее.
      Система дистанционного автоматического управления (ДАУ) главными двигателями с ходового мостика состоит из электронной системы фирмы "Карло Гавацци" (Италия) типа "Пилотрон" совмещенной с пневматической системой, изготовленной заводом "Ульяник". Каждый двигатель имеет свою независимую систему для управления с пульта в рулевой рубке с крыльев ходового мостика, из ЦПУ, а также вручную с местных постов управления. Работа каждого двигателя регистрируется при помощи печатающих устройств с указанием времени, фактической скорости, заданных команд, направления вращения, метода управления. Питание ДАУ осуществляется от щелочных железо-никелевых аккумуляторов через стабилизатор. Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) энергетической установки, судовых систем и вспомогательных механизмов производства фирмы "Карло Гавацци" работает через машину централизованного контроля с подачей критических и некритических звуковых и световых сигналов в ЦПУ и обобщенного проблескового светового и звукового сигналов в главное и вспомогательное машинные отделения. Регистрация выбегов параметров осуществляется печатающим устройством. Питается систра АПС так же, как и ДАУ.
      Система дистанционного запуска дизель-генераторов из ЦПУ обеспечивает поддержание резервного дизель-генератора в состоянии готовности к запуску, его дистанционный запуск из ЦПУ и остановку по критическим параметрам.
      Система дистанционного запуска резервных насосов автоматически включает резервные насосы при неисправности работающих. Система обслуживает охлаждающие, топливные, масляные насосы главного и вспомогательных двигателей, топливные и питательные насосы паровых котлов.
      Система автоматического поддержания давления в баллонах пускового воздуха главных двигателей.
      Система программного запуска насосов главного двигателя после обесточивания.
      Система дистанционного пуска и остановки пожарных насосов.
      Автоматическая осушительная система.
      Радиооборудованне, установленное на судне, отвечает требованиям Всемирной административной комиссии по радиооборудованию (ВАКР) и укомплектовано новыми отечественными образцами. В комплекте аппаратуры имеется приемный факсимильный аппарат ФАК-П для приема карт погоды и других фототелеграфных передач, а также коротковолновый радиоприемник "Штиль" с буквопечатающей аппаратурой.

Е. Беляков,
старший инженер Управления по заказам и наблюдению за строительством флота ММФ





ФОТОГРАФИИ





Источник: Е. Беляков. Новое пассажирское судно / ж. "Морской Флот" № 1, 1976, 41-45 с.   
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024