ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Morflot
Периодические издания

статья из журнала "Морской флот"

Техника морского флота


ЛЕСОВОЗ-ПАКЕТОВОЗ "ИГОРЬ ГРАБАРЬ"


Г. Терентьев, инженер

      В 1973 г. в состав Северного пароходства вошел лесовоз-пакетовоз "Игорь Грабарь", головной теплоход серии из 12 единиц, построенный для Советского Союза на финской верфи "Холлминг".
      Судно предназначено для перевозки круглого леса, пиломатериалов, балансов в пакетах и навалочных грузов (в том числе зерна). Предусмотрена также возможность перевозки контейнеров международного стандарта типа "ИСО" -1C.


Основные характеристики судна
Длина, м
      наибольшая ... 97,32
      между перпендикулярами ... 90,08
Ширина по миделю, м ... 16,2
Высота борта до главной палубы, м ... 7,7
Осадка по летнюю грузовую марку, м:
      с грузом леса. ... 6,71
      с генеральным грузом ... 6,36
Дедвейт, т:
      при осадке 6,71 м ... 4471
      при осадке 6,36 м ... 4054
Количество перевозимых
      контейнеров. шт. ... 144
Мощность главного двигателя. л. с. ... 3850
Скорость при осадке 6,5 м. узлы ... 14
Дальность плавания расчетная, мили ... 6000/8000

      Судну присвоен класс Регистра СССР КМ * УЛ - лесовоз. Район плавания неограниченный.
      "Игорь Грабарь" - одновинтовой, однопалубный теплоход с коротким баком и транцевой кормой. Ходовой мостик, машинное отделение и все жилые помещения расположены в корме.
      Полностью сварной корпус судна разделен на отсеки непроницаемыми переборками. Для защиты корпуса от коррозии применена протекторная защита.
      Теплоход имеет три грузовых трюма следующих объемов: № 1 - 1069 м3, № 2 - 2425 м3, № 3 - 2438 м3.
      Люк трюма No 1 переменной ширины с размерами в свету 10,5х10,5/7,2 м. размеры люков No 2 и 3-18,9х13 м. На судне установлены люковые закрытия системы "Навире" с гидравлическим приводом. Крышки люковых закрытий, рассчитанные на давление 2,2 тс/м2, имеют утопленные детали для крепления перевозимых на них контейнеров.
      Для облегчения грузовых операций и крепления штучного груза к бортовой обшивке приварены рымы. На настиле двойного дна установлены в потай стандартные детали для крепления контейнеров.
      На "Игоре Грабаре" имеется 30 кают на 37 мест, на них 3 блока, 19 одноместных и 7 двухместных, а также одна каюта для лоцмана. Отделка и оформление интерьеров, общественных, бытовых и служебных помещений выполнены с учетом современных требований. Теплоход, помимо душевых, оборудован финской баней "Сауна".
      Во все жилые каюты, кают-компанию, столовую команды, штурманскую-, рулевую-, радио-рубку и лазарет подается горячий и холодный воздух от центральной системы кондиционирования. Машинное отделение и прочие помещения с механизмами, камбуз, санблоки, кладовые обогреваются паровыми грелками.
      Якорное устройство судна состоит из двух становых и одного запасного якорей Холла массой 2250 кг каждый. Электрический брашпиль типа WK4E, изготовленный в ПНР, используется и для швартовки.
      На корме швартовые операции обслуживаются электрическим шпилем, тяговое усилие которого составляет 5 тс, скорость выбирания - 15 м/мин.
      Спасательные средства включают две шлюпки из стеклопластика, одна из которых снабжена дизельным двигателем. Вместимость шлюпок - 37 человек. Кроме того, имеется рабочая шлюпка длиной 4 м с подвесным мотором.
      Грузовые устройства состоят из трех грузовых стрел. Грузоподъемность стрелы № 1 - 12,5 т, а стрел № 2 и 3 - 20 т (с переоснащением - 35 т).
      Каждая стрела обслуживается одной грузовой и двумя топенантными лебедками, которые расположены под палубой. Это обеспечивает сохранность лебедок, увеличивает свободную площадь для палубного груза.
      Крепление перевозимого на палубе леса осуществляется стензельными стойками и тросовыми найтовами. Предусмотрена дистанционная централизованная отдача найтовов крепления при аварийной ситуации.
      Для очистки льяльных вод от загрязняющих их нефтепродуктов имеется специальная система очистки, обслуживаемая сепаратором льяльных вод производительностью 10 м3/ч фирмы "ДейчеВерфт" (ФРГ). Отходы маслоотделения спускаются в танк отходов в двойном дне, откуда затем выдаются на берег и баржу.
      Главный двигатель (ГД) судна - пятицилиндровый, двухтактный, реверсивный, прямого действия, крейцкопфный дизель "Бурмейстер и Вайн" 550-VT2BF-110 с газотурбинным наддувом, изготовленный финской фирмой "Валмет". Двигатель оборудован системой ДАУ, а также необходимыми средствами автоматизации. Максимальная длительная мощность дизеля составляет 3850 э.л.с. при 176 об/мин, а эксплуатационная - 3500 э.л.с. при 170 об/мин. Расход топлива при работе ГД на дизельном топливе с теплотворной способностью 10000 ккал/кг составляет 160 г/э.л.с,-ч±5%.
      Двигатель может работать и на тяжелом топливе. Для очистки тяжелого и дизельного топлива, а также смазочного масла топливная система, оборудована четырьмя сепараторами производительностью по 2000 л/ч. Два из них с автоматической разгрузкой, самоочищающихся предназначены для тяжелого топлива; два других, несамоочищающихся, предназначены соответственно для дизельного топлива и смазочного масла.
      Подвод тяжелого топлива к сепараторам производится из отстойной цистерны, оборудованной змеевиком обогрева, а дизельного топлива - из цистерн основного запаса.
      Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов. В качестве привода используются двигатели типа 620МТВН-30 мощностью по 300 л. с. каждый при 600 об/мин. Генераторы "Дессау" SSED-509-10а постройки ГДР вырабатывают переменный ток.
      Все потребности судна в электроэнергии на ходу (при выключенном компрессоре системы кондиционирования) обеспечивает один дизель-генератор.
      Котельная установка судна состоит из автоматизированного огнетрубного котла типа "UNEX В-2200" паропроизводительностью 2200 кг/ч при рабочем давлении 7 кгс/см2 и утилизационного котла, работающего на выхлопных газах главного двигателя, производительностью 900 кг/ч. Котлы имеют общий паросборник и могут работать в параллель.
      Машинное отделение оборудовано центральным постом управления (ЦПУ), в котором расположен пост дистанционного управления ГД и необходимые приборы дистанционного контроля и сигнализации работы энергетической установки1. В ЦПУ также находится главный распределительный щит судовой электростанции. Расположено ЦПУ на платформе левого борта МО.
      Управление ГД предусмотрено из двух постов - дистанционное автоматизированное из ходовой рубки и дистанционное из ЦПУ. Система ДАУ FAHM-1-6, разработанная шведской фирмой "Юнгнер инструмент", обеспечивает три программы управления ГД: маневрирование на море, в порту и аварийное. При этом программу "Маневрирование на море" можно разбить еще на две подпрограммы: нормального повышения частоты вращения ГД со 140 до 176 об/мин за 5,5 мин и постепенного повышения частоты вращения со 140 до 176 об/мин в пределах двух часов. Плавное изменение числа оборотов ГД и точное поддержание скоростного режима обеспечивается регулятором скорости "Вудвард-UG-40-TL", настроенным на нулевую остаточную неравномерность. К системе ДАУ подключен реверсограф, выполняющий автоматическую регистрацию команд и их выполнение.
      В комплексную систему автоматизации энергетической установки также входят:
защита главного и вспомогательного двигателей по основным параметрам;
автоматический запуск резервного дизель-генератора, его синхронизация и распределение нагрузки;
автоматический запуск резервных насосов, обслуживающих ГД;
автоматический и дистанционный из ЦПУ запуск и остановка компрессоров пускового воздуха и вспомогательного компрессора:
автоматическое поддержание заданной вязкости топлива;
автоматическое терморегулирование различных систем энергетической установки;
дистанционный запуск и остановка пожарных насосов из ЦПУ и помещения палубной канцелярии;
автоматическая очистка фильтров топлива и масла ГД;
дистанционный запуск и остановка машинных вентиляторов.
      Кроме того, расширена система сигнализации отклонения наиболее ответственных параметров с выносом обобщенных сигналов в каюты механиков, кают-компанию, рулевую рубку и столовую команды; балластно-осушительная система оборудована пневматическими клапанами. управление которыми осуществляется из ЦПУ.
      Комплексная система автоматизации энергетической установки обеспечивает ее обслуживание на ходу судна одним вахтенным из ЦПУ без присутствия в машинном отделений обслуживающего персонала в течение 16 ч в сутки непрерывно. При стоянке судна в порту нахождение обслуживающего персонала в МО в течение 16 ч не обязательно.
      Судно укомплектовано современными средствами электронавигации и связи, которые отвечают требованиям международных конвенций.
__________________________________________________________________________________________________
' Материал о системе автоматизации энергетической установки подготовлен механиком-наставником Северного пароходства И. Кирпичниковым.






ФОТОГРАФИИ ( Б. Крылова )




Источник: Г. Терентьев. Лесовоз-пакетовоз "Игорь Грабарь" / ж. "Морской Флот" № 4, 1974, 45-49 с.    
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024