ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Модели копии



МИНОНОСЕЦ "ТРАНЗУНД (Россия, 1895 г.)


В. Кораблев

      Наиболее, выгодным, прототипом для "прямохадов" в классе ЕК-1250 являются одновинтовые миноносцы.
В этой статье мы подробнее, остановимся на этом прототипе, на примере, русского миноносца "ТРАНЗУНД".


      Миноносец "ТРАНЗУНД" (№126) относился к состоявшей из 10 кораблей серии миноносцев типа "ТОСНА" (№115), строившихся различными заводами в 1892-1895 годах для Балтийского и Черноморского флотов. Корпус и общая конструкция повторяли миноносец "АНАКРИЯ" (№260, "МИНЕР"), построенный для Черноморского флота германской судостроительной фирмой Шихау в 1890 году. Надо отметить, что строительство миноносцев в конце прошлого века сравнимо со строительством сейчас сверхзвуковых истребителей и в мире было всего несколько судостроительных фирм с высокой культурой прозводства, способных строить такие корабли. Миноносцы фирмы Шихау приобретались флотами многих стран и были не хуже миноносцев фирм Нормана, Ярроу и Торникрофта, а по некоторым параметрам и превосходили их.
      В современном понятии Россия приобрела лицензию на строительсво этого типа миноносцев, внеся в конструкцию свои изменения. Отличие заключалось лишь в том, что миноносцы типа "ТОСНА" были оснащены не локомотивным, как на "АНАКРИИ", а впервые в отечественном судостроении двумя водотрубными котлами Дю-Тампля, соответственно двумя трубами, а не одной, что было несомненным шагом вперед в отечественном судостроении. "ТОСНА" и "ДОМЕНЕС"(№116) не имели рельсовой подачи мин, а были оснащены в порядке эксперимента леерной. Мачт было две, а не три, как на "АНАКРИИ".
      Эти миноносцы стали первыми в нашем флоте кораблями, оснащенными водотрубными котлами. Они страдали многочисленными недостатками из-за плохого изготовления механизмов и котлов, а также низкой культуры производства на отечественных заводах. К сожалению, большинство из них не достигло проектной скорости. Несмотря на это, миноносцы типа "ТОСНА" составляли основу миноносных сил на Балтийском море до ввода в строй более совершенных миноносцев типа "ПЕРНОВ" и активно использовались до 1910 года, когда в большинстве своем были выведены в резерв. С началом Первой Мировой войны часть кораблей снова ввели в строй как тральщики.
      Надо отметить, что 80-тонные миноносцы Шихау в целом неплохо зарекомендовали себя в отечественном флоте. Например, на переходе из Пиллау Балтийского моря в Севастополь вокруг Европы "АНАКРИЯ" выдержала семибалльный шторм, что стало подтверждением хороших мореходных качеств миноносца.
      В дальнейшем в отечественном флоте приобретались и строились миноносцы фирмы Шихау, но уже большего водоизмещения — типа "БДИТЕЛЬНЫЙ" (350 тонн). Все миноносцы так называемой серии "добровольцев" строились различными заводами по проектам, разработанным фирмой Шихау. Знаменитый эскадренный миноносец "НОВИК" строился также при техническом и инженерном содействии этой фирмы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНОНОСЦА "ТРАНЗУНД"

1. Длина наибольшая ... 40,1 м
       длина по ватерлинии (без руля) ... 39,0 м
2. Ширина наибольшая ... 4,8 м
3. Осадка: форштевнем ... 1,2 м
       ахтерштевнем ... 2,1 м
4. Водоизмещение: стандартное ... 85 т
       полное ... 98 т
5. Энергетическая установка:
       2 котла Дю-Тампля, вертикальная
       паровая машина тройного расширения,
       мощностью: 1000 л.с.
6. Скорость хода (проектная) ... 21 узл.
7. Число винтов ... 1
8. Запас топлива (уголь)
       нормальный ... 6 т
       полный ... 18 т
9. Дальность плавания
       10 узл. ходом при 6т. угля ... 1000 миль.
10. Вооружение:
       37-мм пятиствольные орудия ... 2
       381-мм торпедные аппараты ... 2
11. Экипаж: матросов и офицеров ... 16


Миноносец "ТРАНЗУНД" (№126)::
1 - кормовой клюз, 2 - кормовой фонарь, 3 - флагшток, 4 - тентовая стойка, 5 - румпель, 6 - кормовая площадка, 7 - спасательный круг, 8 - киповая планка, 9 - сходный люк, 10 - кнехт, 11 - палубный минный аппарат, 12 - вентиляционный раструб, 13 - ванты, 14 - грот-мачта, 15 - кормовая рубка, 16 - компас, 17 - штаг, 18 - световой люк машинного отделения, 19 - насос Даутона, 20 - дымовая труба, 21 - 37-мм пушка, 22 - минбалка, 23 - рында, 24 - носовая рубка, 25 - бортовой отличительный огонь, 26 - прожектор, 27 - фок-мачта, 28 - клюз якорного каната, 29 - брашпиль, 30 - фока-штаг, 31 - стопор Легофа, 32 - кат-балка, 33 - якорь, 34 - футшток, 35 - носовой клюз, 36 - носовой минный аппарат, 37 - устройство для подъема крышки минного аппарата, 38 - выдвижной руль, 39 - шпигат, 40,41 - кингстоны, 42 - кингстон инжекторной трубы холодильника, 43 - ролик штуртроса, 44 - откидные леерные стойки, 45 - амортизатор, 46 - ролик, 47 - световой люк, 48 - палубный иллюминатор, 49 - трап, 50 - решетчатый настил, 51 - штуртрос, 52 - место для коек, 53 - привальный брус, 54 - крышка люка в машинное отделение, 55 - тумба орудия, 56 - кожух дымовой трубы, 57 - рым, 58 - горловина угольной ямы, 59 - световой люк котельного отделения, 60 - люк в котельное отделение, 61 - леерная стойка, 62 - бортовой иллюминатор, 63 - труба цистерны пресной воды, 64 - решетчатый настил, 65 - ступени, 66 - рым канатного стопора, 67 - якорная машинка, 68 - стойка кат-балки, 69 - якорная цепь, 70 - люк, 71 - крышка люка, 72 - выход трубы, 73 - желоб для подачи торпед, 74 - минные рельсы, 75 - мина Уайтхеда (торпеда), 76 - раструб машинного отделения, 77 - шлюпка.


ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ


ПРОЕКЦИЯ "КОРПУС"
      Модель миноносца "ТРАНЗУНД" лучше всего строить для класса ЕК-1250 в масштабе 1:40. В связи с изменением правил для моделей класа ЕК-600 названный прототип подходит и для этого класса моделей. Здесь рекомендуемый масштаб 1:65.
      Корпус отливается из стеклопластика из двух частей — нижней, собственно корпуса модели, и верхней — палубы. Соединяются части корпуса эпоксидной смолой по линии привального бруса. Люки для доступа внутрь модели выполняются: к мотору под световым люком машинного отделения, а для замены аккумуляторов под кожухами дымовых труб, причем одна сторона этого люка проходит под минным рельсом, который маскирует линию люка. Таймер устанавливается под торпедным аппаратом, для чего тот выполняется съемным. Выключатель замаскирован сходным люком.
      В качестве силовой установки можно применять самые разнообразное моторы. На оригинале модели установлены эшелонно два мотора ДИ-1-3, соединенные между собой стальной пружинкой. Поскольку винт большого диаметра, соединение вала гребного винта и моторов сделано не пружинкой, а карданным валом с двумя шаровыми сочленениями.

УСТАНОВКА МОТОРОВ И ПИТАНИЯ В МОДЕЛИ МИНОНОСЦА
      Нужно отметить некоторые особенности установки моторов, питания, дейдвуда гребного винта и реле времени в модели одновинтового миноносца, а также ряд дополнительных элементов, улучшающих характеристики модели.
      Технология сборки стеклопластикового корпуса миноносца напоминает сборку подводной лодки. Перед приклеиванием палубы установите две поперечные водонепроницаемые переборки (2) для обеспечения непотопляемости модели. В носовую оконечность вкладывается свинцовый груз (1) весом около 100 граммов. Груз увеличивает момент инерции модели и делает ее более устойчивой на прямом курсе.
      В моделях миноносцев применяется оригинальная силовая установка из двух эшелонно расположенных микромоторчиков (5) ДИ-1-3, укрепленных в специальной обойме из толстой жести. Обойма крепится к предварительно вклеенным в корпус модели трем гайкам винтами МЗ. Расположение крепежных гаек в корпусах обоих миноносцев одинаковое, что позволяет быстро и легко производить замену моторчиков даже на стартах. Моторчики соединяются между собой пружинкой (8) из сталистой проволоки, при этом направление навивки должно обязательно совпадать с направлением вращения винта. Дейдвуд (9) изготовлен из куска медной трубки.
      В концы дейдвуда впаяны бронзовые вкладыши-подшипники (10). В удобном месте припаивается медная трубка (7) меньшего диаметра для заполнения дейдвуда консистентной смазкой.
      Вал гребного винта (6) изготовлен из велосипедной спицы диаметром 2 мм. Гребной винт у миноносца низко расположен, это очень большое достоинство модели, и его вал надо стыковать с моторами при помощи карданной передачи (11). Чашки и головки карданов вытачиваются на токарном станке из бронзы или латуни и припаиваются к валу моторчика и промежуточному валу. К гребному валу карданная чашка не припаивается, а закрепляется в пропиленную надфилем фаску при помощи винта М2. Эго нужно для замены и осмотров двигателей.
      Питание первоначально располагалось в специально склеенной из тонкого полистирола коробочке (3), напоминающей кассету для батареек бытового радиоприемника. Впоследствии с переходом на аккумуляторы они просто вкладывались во вклеенный в корпус пенопластовый "карман". Мы применяли низковольтную батарею напряжением 4,8-5 V, которой хватает на 8-10 запусков без снижения скорости модели.
      На моделях устанавливается таймер (реле времени) (4), так как миноносец развивает скорость около 1,8 м/сек и столкновение модели, имеющей острый форштевень, может привести к травме или повреждению модели. Длительность работы моторов задается таймером в пределах 22-25 сек.



ОКРАСКА МОДЕЛИ:
ЧЕРНЫЙ: корпус выше ватерлинии, палуба, надстройки,дымовые трубы, орудия, торпедный аппарат, мачты, кран-балки, швартовые устройства, якоря, ватерлиния, воздухозаборник.
КРАСНЫЙ: подводная часть корпуса, отличительный огонь левый борта.
СЕРЫЙ: шлюпка, тумба компаса, решетчатые настилы.
ЗЕЛЕНЫЙ: отличительный огонь правого борта.
ОРАНЖЕВЫЙ: спасательные круги и полосы на тутштоках.
БЕЛЫЙ: полосы на футштоках.
ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: гребной винт (бронза), колпак магнитного компаса.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦВЕТ ДРЕВЕСИНЫ: внутреннее оборудование и банки шлюпки, забортные трапы.
ПАРАДНЫЙ ДЛЯ ЗАГРАНПЛАВАНИЯ. Все, что в пункте черный цвет, за исключением якорных и швартовых устройств, труб и шлюпки окрашивалось в БЕЛЫЙ ЦВЕТ. Трубы - ПАЛЕВЫЕ. Каймы труб - ЧЕРНЫЕ. Палуба - КОРИЧНЕВАЯ.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ МИНОНОСЦА "ТРАНЗУНД"
для различных масштабов и классов под правила НАВИГА

 масштаб
1:200
1:100
1:80
1:65
1:50
1:40
1:28
1:20
 длина наибольшая, мм
200
401
501
573
802
1003
1432
2005
 вес модели, гр.
-
100
190
363
800
1600
4600
12500
 время прохождения дистанции, сек.
-
-
-
10
20
18
28
25
 рекомендуемый класс по правилам НАВИГА
C-4
C-4
C-4
EK-600
EK-1250
EK-1250
F-2C, EK-2500
F-2C, EK-2500
 коэффициент пересчета масштаба*
2,0
1,0
1,25
1,54
2,0
2,5
3,57
5
 * служит для пересчета размеров, снятых с чертежа.
 При увеличении размеры надо умножать на коэффициент, при уменьшении делить.

Скачать чертежи для печати


Источники: В. Кораблев. Миноносец "Транзунд" (Россия, 1895 г.) / ж. "Моделист-корабел" № 7, 1999, 5,11,12 с.   
С. Овсянников. Установка моторов и питания в модели миноносца / ж. "Моделист-корабел" № 5, 1999, 3 с.   
Миноносец "Транзунд" (Россия, 1895 г.) / Судомодельные чертежи «РЕТРО ФЛОТ», Тверь.   
Scan: ???Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2004-2024