ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПРИЗЕР СОРЕВНОВАНИИ В КЛАССЕ ЕК-1250
МИНОНОСЕЦ "ТРАНЗУНД"


С. Овсянников

      Ранее в альманаха "ВАРЯГ" №2 отмечалось, что наиболее, выгодным, прототипом для "прямохадов" в классе ЕК-1250 являются одновинтовые миноносцы. В этой статье мы подробнее, остановимся на этом прототипе, на примере, русского миноносца "ТРАНЗУНД".


      Одновинтовые миноносиы конца XIX века — по моему мнению, самый выгодный и простой прототип в классе ЕК.
      Достоинства. Малый вес - с такой моделью очень легко ездить на большие расстояния, модель сама весит 1,5 кг, а с ящикам около 5 кг. Проста в изготовлении механическая часть — буквально ни одной шестеренки, при применении низковольтных моторчиков не надо даже ставить понижающий редуктор, опять же винт один — значит один дейдвуд. Высокая скорость, время прохождения дистанции 14-17 секунд при масштабе 1:40 - реальная заявка на призовое место.
      Одновинтовой миноносец чрезвычайно устойчив на курсе, его не кренит ветром, не сбивает волной не только из-за низкого борта, но и из-за глубоко погруженного винта большого диаметра. Многие миноносцы конца XIX века имели кроме основного еще и носовой дополнительный руль, а это при использовании правил, пункт 20.2.2.2, дает возможность еще больше увеличить устойчивость на курсе. Мореходность таких моделей, несмотря на малый вес, на высоком уровне. Заостренные, как лезвие ножа, с отношением длины к ширине от 9 до 12, модели миноносцев рассекают волну, не зарываясь в нее.
      Недостатки. Модель одновинтового миноносца проходит дистанцию по правильной кривой, напоминающей баллистическую траекторию (рис 1), поэтому необходимо делать постоянные поправки при запусках. Этот недостаток надо "выбирать" при трениронках. Миноносец в оптимальном для него масштабе 1:40 имеет слишком крупную деталировку. Виден предел детализации и насыщении деталями модели. Поэтому, видимо, нельзя рассчитывать на очень высокую стендовую оценку судей. С другой стороны, масштаб 1:40 и близкие к нему позволяют моделисту средней квалификации проявить себя полностью и набрать мастерство для более сложных моделей.

      Мы построили в своем кружке две подобные модели миноносцев; "ТРАНЗУНД" и "СЕСКАР".
      Оба корабля были различны по конструкции корпуса, первый повторял обводы "немецкие" фирмы "Шихау", а второй "французские" фирмы "Норман". Общее у моделей было только одно — прототипы были одновинтовыми миноносцами.
      На постройку моделей нас подтолкнули соображения. изложенные выше, и опыт поездки на чемпионат России в Кемерово в 1987 году поездом, где мы "вволю нахлебались" транспортных проблем и и больше всего проклинал "гробы"-ящики весом в 10-20 кг с большими моделями, не влезающие даже на багажную полку вагона.
      Предварительно мы экспериментировали в классе ЕК-500 с аналогичными моделями минного крейсера "ВСАДНИК" (1:125) и миноносца "РОЧЕНСАЛЬМ" (1:80), весом от 150 до 200 граммов. Водоизмещения моделей не хватало, а для погашения в начальный момент запуска реакции винта, сильной, как у резиномоторных моделей, приходилось ставить понижающий редуктор.
      Потом сошел па воду "СЕСКАР" и сразу проявил себя как выдающаяся модель-прямоход. На "ходах" этот миноносец забирал все призы, которые только можно было взять. Только ошибки самих молодых моделистов на старте иногда снижали результаты ходовых испытаний. Так же проявил себя на воде и "ТРАНЗУНД".
      К сожалениию, модели появились во время развала СССР и по ряду причин остались в тени. Но с 1993 года мы стали участвовать в чемпионатах Москвы (при Худякове они были открытыми) и кубках России среди школьников и там пара "черных акул" проявила себя полностью. Одна модель выступала как ЕХ-1250, а другая как ЕК-1250, в зависимости от степени готовности деталировки моделей. "Черные акулы" собирали как минимум вторые места в своих классах, а спортсмены-конкуренты, завидя что мы выносим на старты "ТРАНЗУНД" и "СЕСКАР", сразу падали духом. "Опять Тверичи своих "черных акул" привезли, не видать нам теперь призового места!" - такие фразы раздавались вокруг нас.

УСТАНОВКА МОТОРОВ И ПИТАНИЯ В МОДЕЛИ МИНОНОСЦА
      Нужно отметить некоторые особенности установки моторов, питания, дейдвуда гребного винта и реле времени в модели одновинтового миноносца, а также ряд дополнительных элементов, улучшающих характеристики модели.
      Технология сборки стеклопластикового корпуса миноносца напоминает сборку подводной лодки. Перед приклеиванием палубы мы устанавливаем две поперечные водонепроницаемые переборки (2) для обеспечения непотопляемости модели, поскольку редкие соревнования обходятся без затоплении хотя бы одной модели, например миноносец "НОВИК" в Ярославле в 1994 году. В носовую оконечность вкладывается свинцовый груз (1) весом около 100 граммов. Груз увеличивает момент инерции модели и делает ее более устойчивой на прямом курсе.
      В моделях миноносцев применяется оригинальная силовая установка из двух эшелонно расположенных микромоторчиков (5) ДИ-1-3, укрепленных в специальной обойме из толстой жести. Обойма крепится к предварительно вклеенным в корпус модели трем гайкам винтами МЗ. Расположение крепежных гаек в корпусах обоих миноносцев одинаковое, что позволяет быстро и легко производить замену моторчиков даже на стартах. Моторчики соединяются между собой пружинкой (8) из сталистой проволоки, при этом направление навивки должно обязательно совпадать с направлением вращения винта. Дейдвуд (9) изготовлен по описанной в "МК" №2 технологии из куска медной трубки.
      В концы дейдвуда впаяны бронзовые вкладыши-подшипники (10). В удобном месте припаивается медная трубка (7) меньшего диаметра для заполнения дейдвуда консистентной смазкой.
      Вал гребного винта (6) изготовлен из велосипедной спицы диаметром 2 мм. Гребной винт у миноносца низко расположен, это очень большое достоинство модели, и его вал надо стыковать с моторами при помощи карданной передачи (11). Чашки и головки карданов вытачиваются на токарном станке из бронзы или латуни и припаиваются к валу моторчика и промежуточному валу. К гребному валу карданная чашка не припаивается, а закрепляется в пропиленную надфилем фаску при помощи винта М2. Эго нужно для замены и осмотров двигателей.
      Питание первоначально располагалось в специально склеенной из тонкого полистирола коробочке (3), напоминающей кассету для батареек бытового радиоприемника. Впоследствии с переходом на аккумуляторы они просто вкладывались во вклеенный в корпус пенопластовый "карман". Мы применяли низковольтную батарею напряжением 4,8-б V, которой хватает на 8-10 запусков без снижения скорости модели.
      На моделях устанавливается таймер (реле времени) (4), так как миноносец развивает скорость около 1,8 м/сек и столкновение модели, имеющей острый форштевень, может привести к травме или повреждению модели. Длительность работы моторов задается таймером в пределах 22-25 сек.



Источник: С. Овсянников. Гарантированный призер соревновании в классе ЕК-1250 миноносец "ТРАНЗУНД"
/ ж. "Моделист-корабел" № 5, 1999, 2-3 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024