ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



ПОДВОДНЫЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ "ЛЕМБИТ" ("Lembit") СССР 1937 г.


Исаенко А., Стасов К.

      Наступила ocень. Модели пускать нельзя, но можно и нужно их строить к следующей "навигации". Предлагаем читателям модель подводной лодки с подвесным резиномотором (класс ЕЛ 600) как раз то, что можно сделать в домашних условиях из доступных материалов. За зиму модель подлодки можно отбаллансировать и отрегулировать, а весной — на воду! Запуски подводной лодки очень интересны!


      Подводная лодка, несмотря на скромные размеры по сравнению с крупными надводными судами, очень опасный и сильный боевой корабль. Большинство подводных лодок используют в качестве своего основного оружия торпеды. Для этого подводной лодке надо сначала встретить, а потом выйти в атаку на корабль противника и попасть в него торпедами. При этом за время поиска цели и выхода в атаку лодки, как правило. подвергается контратаке противолодочными кораблями противника, а цель совершает маневры уклонения.
      Еще более опасным кораблем является подводный минный заградитель. Действительно, подводный минзаг может скрытно поставить минное заграждение в самом уязвимом месте коммуникаций противника, в проливах и узостях, у входов в гавани и бухты, на пересечении морских маршрутов. Такое минное заграждение действует долго и обезвреживается только проведением тральных работ с привлечением больших сил тральщиков. Сам же минзаг в то время, когда корабли врага подрываются на его минах, уже находится в другом безопасном районе или своей базе.
      Еще в 1904 году в осажденном Порт-Артуре впервые к практической постройке минзага приступил талантливый русский изобретатель М.П. Налетов. Впоследствии по его проекту на Черном море был построен первый и мире подводный минный заградитель "КРАБ", отличившийся неоднократными минными постановками прямо в Турецком проливе Босфор во аремя Первой мировой войны. Корабль имел горизонтальные минные трубы, которые вмещали 60 мин специальной конструкции. В германском и английском флотах тоже приступили к постройке подводных минных заградителей, но постановка мин велась через вертикальные минные шахты
      В декабре 1918 года англичане захватили эсминцы красного Балтийского флота "Автроил" и "Спартак" (типа "Новик") и передали их эстонскому правительству. Однако содержание двух эсминцев оказалось не по карману Эстонии, и оба корабля были в 1933 году проданы Перу. На эти деньги заказали в Англии два подводных минных заградителя, названных "Калев" — и честь героя эстонского народного эпоса, и "Лембит" в честь народного героя Эстонии, в XIII веке боровшегося за независимость Эстонии против немецких рыцарей. Оба подводных минных заградителя вошли в состав эстонского флота летом 1937 года. На кораблях служили моряки-контрактники, которые вечером уходили с кораблей домой.
      После вхождения Эстонии в состав СССР 6 августа 1940 г. "Калев" и "Лембит" под их прежними именами вместе с остальными кораблями эстонского флота были зачислены в списки КБФ, флаг на них был поднят 19 августа. Командиром "Лембита" стал капитан лейтенант В. Л. Полещук.
      Эстонские подводные лодки оказались ценным приобретением для Балтийского флота СССР. Они примерно соответствовали по размерам и водоизмещению средним подводным полкам типа "Щ", однако брали на борт столько же мин, сколько и большой подводный заградитель типа "Л". Несколько меньшая дальность плавания и автономность не были очень существенными недостатками для закрытого Балтийскою моря, а ледовый пояс наружной обшивки и прочный стальной форштевень облегчали плавание в условиях ледостава. Автоматическое 40-мм зенитное орудие "Бофорс", установленное на лодках, в подводном положении убиралось в специальную шахту. По техническим характеристикам оно превосходило применявшийся на советских лодках 45-мм зенитный полуавтомат.
      Однако небольшой запас английских мин типа "Мотала", закупленных эстонцами вместе с лодками и не пополнявшийся ими - всего по два боекомплекта на каждую подку — затруднил боевое использование подводных минных заградителей.
      Осень и зима 1940 года ушли на освоение кораблей личным составом, а в апреле 1941 г. "Лембит" и "Калев" ушли в Лиепаю, где базировался дивизион подводных минных заградителей. На лодку был назначен старшим помощником командира Алексей Михайлович Матиясевич, имя которого впоследствии навсегда связалось с именем и славой "Лембита".
      12 августа 1941 г. подлодка отправилась в свой первый поход к берегам Германии. "Лембит" около берегов оккупированного фашистами о. Борнхольм выставил заграждение, на котором погибли учебное судно "Дойчланд" (старый броненосец), железнодорожный паром и транспорт с железной рудой.
      В новый боевой поход "Лембит" отправилась 18 октября. Незадолго до этого A. M. Матиясевич принял командование лодкой, а прежний командир В. А. Полещук стал командиром дивизиона П.Л. На этот раз целью похода была разведка в Нарвском заливе. До ледостава лодка успела еще раз выйти на боевое задание. 5 ноября она заминировала пролив Бьеркезунд, на этом заграждении погибли вражеское посыльное судно и тральщик.
      Зиму 1941/42 года подводная лодка провела в блокадном Ленинграде. Несмотря на немыслимые трудности и лишения, экипаж смог подготовить свою лодку к новым боевым походам. Однако "Лембит" оказался лишенным половины своих боевых возможностей — английских мин не было, а отечественные не подходили к минным шахтам. Лодке предстояло выходить в море только с торпедами.
      В 1942 году лодка совершила два выхода и потопила несколько вражеских кораблей, а в 1943 году из-за большой минной опасности выходов не совершала.
      "Лембит" снова вышли на коммуникации противника только в 1944 году, после капитуляции Финляндии. По условиям перемирия советскому флоту предоставлялось право иметь базы на территории Финляндии, а также пользоваться ее территориальными водами. Удалось получить из Англии и доставить в Кронштадт предназначенные для "Лембита" мины типа "Мотала". В ходе предшествующего ремонта одна из балластных цистерн была приспособлена для приема дополнительного топлива, увеличены емкости для пресной воды. Все это подняло автономность лодки.
      Вкладом Краснознаменной подводной лодки "Лембит" в Победу были 8 боевых походов и 25 одержанных побед: на ее счету 8 боевых кораблей суммарным водоизмещением около 19000 т и 17 транспортов (около 57000т). Более результативной на Балтике была только Гвардейская подводная лодка Л-3.
      Однотипная подводная лодка "Калев" погибла на минах предположительно 30 октября 1 ноября 1941 года в своем втором боевом походе.
      До середины 50-х годов "Лембит" находился в строю Балтийского флота, а потом был исключен из боевого состава и стал учебной Краснознаменной подводной лодкой. Через некоторое время лодка была переведена в разряд базовых плавсредств и стала разоружаться. Следы "Лембита" затерялись.
      Вспомнили о героической лодке только в 1975 году. Гaзeтa "Вечерний Таллин" поместила материал и подвигах "Лембита" с предложением поставить его на вечную стоянку. Найденная на "корабельном кладбище", лодка была в сентябре 1979 года возвращена флоту в качестве филиала музея Балтфлота. Восстановление "Лембита" затянулось, и только в мае 1985 г., в канун 40-летия Победы, был открыт музей Краснознаменной подводной лодки "Лембит". Где теперь после распада СССР и получения независимости Эстонией знаменитей подводный заградитель, редакции неизвестно.

Тактико-технические данные

1. Водоизмещение
     надводное 665,5 т
     подводное 853,5 т
2. Длина 59,5 м
3. Ширина 7,2 м
4. Осадка 3,5 м
5. Мощность машин
     надводного хода 2х630 л. с.
     подводного хода 2х350 л.с.
6. Скорость
     надводная 13 узл
     подводная 8,5 узл
6. Дальность плавания
     надводная 2600 миль (9 узл)
     подводная 100 миль (2,5 узл)
7. Запас топлива
     нормальный 20 т
     усиленный 40 т
8. Автономность 20 сут
9. Глубина погружения
     рабочая 70 м
     предельная 90 м
10. Вооружение
минное - 10 минных шахт (20 мин)
торпедное - 4 носовых ТА (3 торпед)
артиллерийское -
      1х40-мм зенитное орудие "Wickers"
      1х7,62-мм пулемет "Lewis"
11. Экипаж 38 чел

Рис. Подводная лодка "Лембит"::
1 - гюйсшток, 2 - кнехт, 3 - якорный клюз, 4 - носовой вертикальный руль, 5 - шпиль, 6 - рубка, 7 - перископ, 8 - 40-мм орудие, 9 - флагшток, 10 - горизонтальный руль, 11 - кормовой вертикальный руль, 12 - спасательный буй, 13 - балластный киль, 14 - съемные листы палубного настила, 15 - крышки минных шахт, 16 - рубочный люк, 17 - прожектор, 18 - палубный люк, 19 - торпедопогрузочный люк, 20 - торпедный аппарат, 21 - леерная стойка, 22 - сигнальная мачта.


ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ ПОДВОДНОГО МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ "ЛЕМБИТ"

      Простейшая модель подводной лодки с подвесным резиномотором выполняется так же, как модель "Монитора" (см "МК" №2'98). Ходовую модель лучше всего строить для выступления в класса ЕЛ-600 в масштабе 1:100, тогда все pазмеры на чертеже и шаблоны надо увеличить в три раза. Модель ПЛ "Лембит" отличается в лучшую сторону от обычной простейшей модели подводной лодки (различные варианты на тему "Малютки") при той же простоте изготовления корпуса наличие рулей у "Лембита" увеличивает ширину и частично компенсирует кренящий момент oт реакции винта, модель подлодки точнее выдерживает курс.

КОРПУС
      Для облегчения изготовления модели обводы несколько упрощены по сравнению с реальной лодкой. Корпус (рис. 1) изготавливается из трех сухих, желательно сосновых или еловых брусков толщиной один 30 мм для цетральной части, два по 23 мм для булей. По шаблону А выпиливается силуэт корпуса, после чего корпус обрабатывается по контуру вида сверху (шаблон В - сам корпус и (верхняя палуба), а затем деталям придаются необходимые обводы с небольшим припуском. Були лучше сначала обработать по "виду сверху" (шаблон Д), а затем по контуру бокового вида (шаблон Б). Плоская верхняя часть булей с минными шахтами выполняется по шаблону Р. Учтите, что левый и правый були представляют зеркальное отражение друг друга по вертикали. Окончательная обработка обводов производится после сборки корпуса на клею и гвоздях или на сквозных деревянных нагелях.
      Чтобы корпус и рубка не растрескивались от воды, необходимо их несколько раз пропитать разогретой в водяной бане олифой. Затем модель шпаклюется и грунтуется (подготавливается к окраске). Окончательную окраску и отделку модели пучше производить после балластировки и ходовых испытаний.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
      Рубка изготавливается из деревянного бруска толщиной 21 мм. По шаблону 6б выпиливается боковой вид, после чего выводится "вид сверху" по шаблону 6б. Орудийная площадка и фальшборт делаются отдельно. "Зализ" под орудийной площадкой проще всего выполнить с помощью щпаклевки. Само орудие лучше сделать съемным и убирать перед ходовыми испытаниями (как на прототипе). Оно изготавливается из проволоки, жести и кусочков полистирола. Перископы 7, флагшток 1, гюйсшток 9 и сигнальная мачта 22 делаются из обточенной алюминиевой или медной проволоки, тумбы перископов — из свернутой "кульком" фольги. Один перископ перед ходовыми испытаниями можно снять. Также съемными желательно выполнить леерное ограждение, флагшток и гюйсшток (на реальной лодке они заваливались на палубу). Правилами судомодельных соревнований (п 21.1.1) это допускается.
      Горизонтальные и вертикальный рули 4, 11 и 10, гребной винт и кронштейн Ж изготавливаются из жести. Лучше вceгo использовать толстую белую жесть от консервных банок из-под сгущенного молока. Внимание! На чертеже общего вида рули показаны масштабными, а на шаблонах — увеличены по площади в 2 раза (Правила п.20.2.2.2). Вертикальный рули забивается в прорезанный в корпусе ножом узкий паз легкими ударами молотка. Аналогично можно закрепить и горизонтальные рули, но лучше припаять их к пропущенной сквозь корпус оси из стальной проволоки толщиной 1,5-2 мм (из велосипедной спицы или гвоздя). Тросовое ограждение горизонтальных рулей на модели лучше не имитировать, на реальной лодке оно было съемным.
      Собранная и отбалластированная модель окрашивается водостойкими красками, перед окончательной окраской устанавляваются палубные люки. Отверстия шпигатов и ватерлинию лучше всего имитировать наклеенными на корпус перед последним слоем окраски кусочками целлулоида, а за неимением такового можно использовать проклееннуо черную бyмaгy или покрашенную в черный цвет фотопленку. Так же имитируются и крышки минных шахт 15. После окончательной окраски шпигаты и ватерлиния осторожно зачищаются шкуркой и лезвием ножа. Аналогично можно имитировать окна рубки якорную нишу и ходовые огни (для них используется красный и зеленый целлулоид).
      Самое сложное в постройке самоходной модели подводной лодки - научить ее правильно погружаться и проходить дистанцию. К сожалению, даже на соревнованиях высокого ранга встречаются не лодки, а "дрова" и все потому, что моделисты запускают не отрегулированную на воде модель.

Рис. 1. Схема сборки модели подводной лодки "Лембит"::
4 - носовой горизонтальный руль, 6 - рубка, 7 - перископ, 8 - 40-мм орудие, 10 - вертикальным руль, 11 - кормовой горизонтальный руль, 13 - балластный киль, 15 - крышки минных шахт, 20 - торпедный аппарат. А корпус, Б - були, Ж - кронштейн винта, З - носовой крючок резиномотора, И - вал гребного винта, К - гребной винт.


ОКРАСКА
      Шаровый цвет: корпус выше ватерлинии, рубка выдвижные устройства, орудие палуба, палубные люки. Зеленый цвет: подводная часть корпуса, фонарь правого бортового отличительного огня. Белый цвет: полоса вдоль ватерлинии, название ПЛ и звезда на рубке. 1/2 спас буя. Красный цвет: фонарь левого бортового отличительного огня, 1/2 спас буя. Черный цвет: якорное и швартовное устройства, отверстия шпигатов, леерные стойки на верхней палубе.

РЕЗИНОМОТОР
      Изготовление резиномотора подробно описано в статье о модели «Монитора» («Моделист-Корабел» №2'98). Для «Лембита» длина резиномотора берется на 20-30 мм больше расстояния между крючками, достаточно 10-12 нитей «венгерки». Желательно иметь запасной резиномотор той же толщины, так как бывали случаи разрыва резиномоторов при закрутке их во время соревнований.

БАЛЛАСТИРОВКА И ДИФФЕРЕНТОВКА
      Балластировку модели лучше производить после сборки и пропитки олифой, но до окончательной отделки. Должны быть установлены винт и кронштейн, рули, рубка, один из перископов, резиномотор, то есть те детали, которые будут на лодке во время ходовых испытаний.
      Балластный киль 13 изготовляется из свинцовой полоты и забивается в прорезанный в корпусе паз легкими ударами молотка. Его вес подбирается так, чтобы лодка погрузилась в воду по верхнюю палубу (в позиционное положение). Если вес балластного киля для этого недостаточен, в просверленные в корпусе снизу глухие отверстия укладывается дополнительный балласт - небольшие кусочки свинца. Дополнительный балласт также используется для выравнивания крена и дифферента. Он закрепляется в отверстиях водостойким клеем, а после балластировки отверстия зашпаклевываются заподлицо с корпусом.
      После балластировки и дифферентовки необходимо проверить остойчивость модели. Ее накреняют на 45-50° и отпускают. Если модель имеет хорошую остойчивость, то, поколебавшись несколько раз с борта на борт, она снова встанет на ровный киль. Если остойчивость плохая, то модель будет долго колебаться относительно продольной оси и может стать с креном на какой-либо борт. Чем остойчивее наша модель подводной лодки, тем меньше она будет крениться под действием реакции винта и, следовательно, точнее выдерживать заданный курс. Надо также проверить запас плавучести лодки. Полностью погруженная в воду, она должна медленно всплывать. При балластировке нужно учесть, что краска и элементы отделки тоже имеют вес, и предусмотреть небольшой запас водоизмещения.

РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ НА ХОДУ
      При регулировке модели на ходу следует помнить, что резиномоторная лодка идет под водой с так называемой падающей скоростью, так как движущая сила винта (упор) на моделях с резиновым двигателем быстро уменьшается. Следовательно, уменьшается и скорость движения модели на дистанции, а с ней и эффективность рулей глубины. На движущуюся под водой лодку действуют две силы: погружающая сила, возникающая на горизонтальных рулях, и подъемная сила, возникающая за счет остаточной плавучести лодки. Причем подъемная сила все время остается постоянной, а погружающая уменьшается по мере падения скорости.
      Через некоторое время после запуска погружающая сила уравнивается с подъемной, и лодка в это время движется под водой горизонтально. Потом скорость лодки уменьшается, погружающая сила становится меньше подъемной и лодка всплывает. Примерная схема движения резиномоторной модели лодки под водой приведена на рис. 2.
      Лодки, оснащенные электрическим двигателем с различными системами управления (таймер, гидростат и др.) ведут себя под водой по-другому, рассказ о них - в следующих номерах «Моделиста-Корабела».
      Водоем для запусков модели подводной лодки нужно выбрать достаточной глубины (1,5-2 м), без водорослей и течения.
      Во время тренировочных запусков на модели должны быть установлены все те детали, с которыми модель выйдет на ходовые соревнования. Каждая деталь на подводной лодке вносит свою долю в сопротивление модели и, следовательно, точность курса. Я был свидетелем того, как оторвавшийся гюйс модели ПЛ типа «К» привел на ходовых соревнованиях к всплытию модели за дистанцией. Поэтому все, что на реальной лодке было съемным или убирающимся, и на модели должно устанавливаться только на «стенд» и сниматься перед «ходами» (в данном случае орудие, флаг, и гюйс-штоки, леерное ограждение, один из перископов). Это разрешено правилами соревнований.
      Тренировочные запуски модели подводной лодки надо начинать с проверки ее устойчивости на курсе в надводном положении. Изменяя положение вертикального руля, необходимо добиться прямолинейного движения без крена. Рули глубины при этом надо установить горизонтально. Отсутствие крена при движении модели особенно важно, так как одновинтовая модель при запуске стремится из-за реакции винта накрениться в сторону, противоположную его вращению, и уходит от прямого курса. При крене горизонтальные рули начинают работать как вертикальные, о чем уже писалось в «Моделисте Корабеле» №1 (статья о модели ПЛ «Апхолдер»), и еще сильнее уводят лодку с прямого курса. Полностью преодолеть этот недостаток на одновинтовой модели подводной лодки не всегда удается, и на соревнованиях модель приходится запускать с постоянной поправкой.
      После регулировки устойчивости курса наступает очередь запусков и регулировки лодки в подводном положении. Их надо начинать с малых расстояний (для ЕЛ-600 4-5 м). постепенно увеличивая дистанцию. Дальность плавания модели регулируется увеличением закрутки резиномотора.
      При первых запусках лодки носовые и кормовые горизонтальные рули устанавливаются на одинаковый небольшой угол погружения, затем постепенно этот угол надо увеличивать. При этом лодка должна опускаться под воду без крена. Если при погружении слишком велик дифферент на нос, то кормовые горизонтальные рули надо немного повернуть в обратном направлении, на всплытие. Затем, увеличивая закрутку резиномотора, надо добиться нужной дальности плавания, чтобы лодка всплывала в пятом квадрате дистанции (см. Правила, п. 18.0.0.). Надо следить, чтобы угол атаки носовых и кормовых горизонтальных рулей не был чрезмерным, иначе погружение будет слишком большим (более полутора метров) и вся энергия резиномотора будет уходить на погружение лодки в глубину, а не на прохождение дистанции.
      Если модель подводной лодки при прохождении дистанции периодически всплывает, то угол установки носовых горизонтальных рулей надо увеличить. Это может быть также вследствие недостаточной загруженности балластом, тогда надо в носовой части лодки закрепить пластилином кусочек свинца. Можно также рассверлить еще одно отверстие в носовой части корпуса подобно тому, как это делалось при балластировке, и разместить там дополнительный балласт.
      Не надо запускать модель подводной лодки на привязи (на нитке или леске). Есть риск запутать винт, да и ходовые характеристики модели искажаются из-за "буксира".
      Если модель правильно удифферентована и отрегулирована на ходу, то моделист имеет все шансы на успех на ходовых испытаниях.


Скачать чертежи для печати


Источник: А. Исаенко, К. Стасов. Подводный минный заградитель "Лембит" ("Lembit") СССР 1937 г. / ж. "Моделист-корабел" № 4, 1998, 4, 17 с., № 5, 1999, 13, 16 с. Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024