ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Модели копии



МОРЕХОДНАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА «ОТВАЖНЫЙ (1893 г., Россия)


В. Кузнецов

      К 1890 году основу прибрежных оборонительных морских сил Балтийского моря в России составляли окончательно устаревшие мониторы типа «СМЕРЧ», построенные в 1864-66 годах, и канонерские лодки типа «БУРЯ». Все эти корабли были вооружены старой артиллерией и не могли обеспечить «...надежную оборону Кронштадта и мелководных прибрежий» Поэтому с 1889 г. начали строить «попуброненосные канонерские лодки» типа «ГРОЗЯЩИЙ». Всего было построено три корабля, причем два последующих отличались от головного.

название
место постройки
заложен
спущен
вступил в строй
исключен (погиб)
«ГРОЗЯЩИЙ»
Новое Адмиралтейство
20.05.1889
05.1890
1892
1922
«ГРЕМЯЩИЙ»
Новое Адмиралтейство
21.12.1890
05.1892
1893
05.08.1904
«ОТВАЖНЫЙ»
Балтийский завод
21.12.1890
05.1892
1893
20.12.1904

      Канонерские лодки типа «ГРЕМЯЩИЙ» были достаточно хорошо забронированы, имели малую осадку и вооружены, по моде того времени, очень мощным 229-мм орудием в носовом бронированном каземате, а на корме открыто за щитом стояло 152-мм орудие на станке Вавассера. Противоминная артиллерия состояла из 47-мм и 37-мм пушек Гочкиса. «Следуя моде», установили и бесполезные, как оказалось, торпедные аппараты.
      В 1894 году «ГРЕМЯЩИЙ» и «ОТВАЖНЫЙ» перевели сначала в состав Средиземноморской эскадры, а потом на Дальний Восток. Спроектированные для Балтийского моря с его близостью баз и стоянок и специфическими задачами, на Тихом океане канонерки оказались совершенно непригодны ни как стационеры, ни как корабли береговой обороны. Установленное в носовом каземате огромное для такого маленького корабля 229-мм орудие, стрелявшее к тому же дымным порохом, имело очень ограниченный сектор обстрела и было слишком большим для береговых целей. Целей же морских для одиночной пушки не было. Броненосцы стреляли с дистанции, превышающей дальность стрельбы 229-мм орудия канонерской лодки, а для стрельбы по миноносцам эта пушка была слишком велика и нескорострельна. Было предложение усилить артиллерию установкой дополнительно еще 4 75-мм орудий, но корабль был слишком мал и это предложение не было выполнено. Начавшаяся 27 января 1904 года русско-японская война застала канонерские лодки «ОТВАЖНЫЙ» и «ГРЕМЯЩИЙ» в Порт-Артуре. С первых дней войны канонерские лодки несли напряженную боевую службу как сторожевые корабли по охране рейда крепости. Корабли отражали атаки японских брандеров, обстреливали фланги осаждающей Порт-Артур японской армии, тралили рейд. 5 августа 1904 года «ГРЕМЯЩИЙ» при проводке в Порт Артур французского парохода «Джоржес» с продовольствием подорвался на мине и затонул. «ОТВАЖНЫЙ» в октябре 1904 года прошел в бухту Белый Волк, где несколько дней помогал отбивать атаки японских миноносцев и минных катеров, прикрывая последний боеспособный крупный корабль Тихоокеанской эскадры - броненосец «СЕВАСТОПОЛЬ».
      Канонерская лодка «ОТВАЖНЫЙ» была затоплена командой в ночь на 20 декабря перед сдачей Порт-Артурской крепости.
      Головная канлодка «ГРОЗЯЩИЙ» сначала была переклассифицирована в транспорт, а к лету 1914 года служила плавбазой дивизии траления и имела на вооружении только мелкокалиберные пушки. Коренным образом значение корабля изменила Первая Мировая война. Корабль перевооружили 2 152-мм на баке и юте и 6 75-мм орудий по бортам) и с таким вооружением, а также благодаря малой осадке «ГРОЗЯЩИЙ» оказался очень ценным кораблем при охране минных заграждений в Ирбенском проливе. В 1916 году последовало следующее перевооружение, сняли 75-мм орудия, мачту и кормовой мостик, а на их место установили еще две 152-мм пушки по ДП. В результате всех этих перестроек получился очень мощный бронированный корабль береговой обороны с сильной артиллерией (бортовой залп 4 152-мм орудия). Это перевооружение сильно изменило внешний вид корабля.
      Осенью 1917 года «ГРОЗЯЩИИ» принимал самое активное участие в обороне Моонзундского архипелага, сдерживая попытки германских кораблей прорваться на Кассарский плес. Благодаря своему очень сильному вооружению, хорошему бронированию и малой осадке корабль был очень опасным противником даже для крейсеров в стесненных условиях Моонзундского архипелага и оборонительных минных полей. К сожалению, боевой опыт «ГРЕМЯЩЕГО» не был учтен при строительстве новых кораблей. Только во время Великой Отечественной войны снова приступили к строительству мелкосидящих бронированных «морских канонерских лодок» типа МКЛ, которые внесли существенный вклад в победу над фашистской Германией, когда линкоры, крейсера и даже эсминцы вынуждены были отстаиваться в базах как плавучие казармы, из-за сильной минной и авиационной опасности.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ «ОТВАЖНЫЙ»
:
Длина  
наибольшая
72,26 м
по ватерлинии
70,2 м
Ширина наибольшая
12,7 м
Осадка  
носом
3,4 м
кормой
4,0 м
Водоизмещение:  
стандартное
1492 т
полное
1700 т
Энергетическая установка:  
вертикальные машины тройного расширения
2
суммарной мощностью
2050 л.с.
Число винтов
2
Скорость хода (на испытаниях)
11,6 уз
Запас топлива (уголь)
160 т
Дальность плавания (10 узл. ходом)
1000 миль
Вооружение:  
229-мм орудия в 35 калибров
1
152-мм орудия в 35 калибров
1
47-мм орудия в 43,5 калибра
6
37-ми орудия в 22,8 калибра
4
381-мм торпедные аппараты
2
мины заграждения
до 20 мин
Бронирование:  
броневая палуба
19-36 мм
боевая рубка
25 мм
носовой траверс
82 мм
пояс по ватерлинии
82-127 мм
Экипаж:  
офицеров
11
нижних чинов
160



Мореходная канонерская лодка «Отважный»:
1-марки углубления, 2-таран, 3-носовой надводный минный аппарат, 4-гюйс-шток, 5-гюйс, 6 якорный клюз, 7-фиш-булка якорного устройства, 8-229-мм орудие, 9-фор-стень-штаг, 10-фока-штаг, 11 -47-мм орудие, 12-компас, 13-штурвал, 14-боевая рубка, 15-прожектор, 16-фок-мачта, 17-вентиляционный раструб, 18-дымовая труба, 19-атмосферная труба, 20-паровой катер, 21-десятивесельный катер, 22-шлюпбалка, 23-грот-мачта, 24-вымпел, 25-гафель, 26-152 мм орудие, 27-флаг-шток, 28-Андреевский флаг, 29-кормовой надводный минный аппарат, 30-перо руля, 31-гребной винт, 32-кронштейн гребного вала, 33-гребной вал, 34 спасательный буй, 35-четырехвесельный ял, З6-шлюпочный выстрел, 37-верп, 38-скоб-трап, 39-палубный клюз, 40-стопор якорной цепи, 41-битенг, 42-шпипь, 43-трап, 44-сходный люк, 45-ял, 46-котепьный кожух, 47-баркас, 48-светотой люк, 49-кормовой мостик, 50-рубка, 51-37-мм орудие, 52-коечные сетки, 53-вельбот, 54-бортовой отличительный огонь, 55-конус-указатель положения пера руля, 56-ванты, 57-топенанты, 58-рей, 59-элеватор подачи боеприпасов, 60- Государственный герб.


ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ «ОТВАЖНЫЙ»

      Как уже говорилось о статье об эскадренном броненосце «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I» («Моделист-корабел» №2), модель канонерской лодки «ОТВАЖНЫЙ» обладает теми же достоинствами и недостатками, что и модель броненосца. Дополнительное достоинство - более крупные масштабы, 1-100 для класса Ф2-А и 1:75 для Ф2 В, что более доступно для моделиста средней квалификации. Постройка модели канонерской лодки не представляет большой трудности, за исключением четкого соблюдения весовой дисциплины и самой трудоемкой части выполнения корпуса, разрезного по ватерлинии. Достоинства такого доступа в радиоуправляемую модель неоспоримы. «Историчка» обвешана со всех бортов шлюпками, во все стороны выступают орудия, модель имеет развитый рангоут, все эти детали очень сильно затрудняют доступ к исполнительным механизмам модели, которые проходится настраивать и отлаживать. При другом способе доступа внутрь модели часть деталировки неизбежно будет поломана.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗРЕЗНОГО ПО ВАТЕРЛИНИИ КОРПУСА МОДЕЛИ
      Не будем останавливаться на технологии отливки стеклопластикового корпуса. Это тема достаточно освещена в литературе, и в последующих номерах «МОДЕЛИСТА-КОРАБЕЛА» ей также будет посвящена отдельная статья. Будем считать, что мы уже имеем готовый корпус (который сейчас выгоднее купить, чем делать самому). Первое, что надо решить - где делать разрез. Я считаю, что лучше всего делать его по ватерлинии. Некоторые, сомневаясь в водонепроницаемости такого разреза, «делят» модель по верхней кромке броневого пояса, расплачиваясь большим объемом отделочных работ на маскировку разреза.
      Конструкция стыка понята из рисунка 1.
      Стеклопластиковый корпус разрезается остро заточенным резаком, изготовленным из обломка ножовочного полотна по заранее нанесенной размоточной линии с помощью металлической линейки. Получаем две половины корпуса: подводную (7) и надводную (9). Заранее заготавливаем внутренний фальшборт (6) из листового стеклопластика или стеклотекстолита толщиной 0,5 мм. Поверхности подводной части корпуса (7) и внутренний фальшборт (4) тщательно процарапываем для лучшего сцепления с «эпоксидкой». Вдоль всей ватерлинии подводной части корпуса (7) приклеиваются «эпоксидкой» бруски (6) из пенопласта («сыпучего» или марки ПС-2). В носовую и кормовую оконечности вклеиваются бобышки из того же пенопласта, которые обтачиваются потом по форме карпаксной броневой палубы (для лучшего стекания воды). Вклеиваем заранее приготовленные крепежную гайку носового запорного винта (12), гельмпортовую трубку баллера руля (10) и крючок кормового замка (11). Внутренняя часть брусков (6) обтачивается напильником для создания линии внутреннего фальшборта (4) (рис.2) и горизонтальной плоскости ватерлинии. «Эпоксидкой» приклеиваем фальшборт (4), причем он может состоять из отдельных кусков, перекрывающих друг друга внахлест. Горизонтальная плоскость ватерлинии и стык брусков (5) с фальшбортом (4) проклеиваются эпоксидной смолой и полосками стеклоткани (5). Подводная часть корпуса готова.
      В результате разделения корпуса надводная часть (9) теряет жесткость и становится нефиксируемой по форме. Этого не надо бояться. Надводная часть (9) фиксируется палубой (2), приклеиваемой при помощи пенопластового стрингера (1), проклеенного потом смолой и полосками стеклоткани. Очень важная часть работы - получение ровной плоскости ватерлинии. Для этого желательно иметь стекло размерами с вашу модель. Поверхность стекла в несколько слоев намазывается мыльной пастой или мыльным кремом для бритья, и просушивается. После этого на кромку верхней части корпуса (9) обильно наносится эпоксидная смола, верхняя часть корпуса устанавливается на стекло и прижимается грузами, стекло, конечно же, тоже должно лежать на ровной поверхности. После отвердения смолы получаем ровный гладкий отпечаток ватерлинии на надводной части корпуса (9). Теперь наносим мыльную пасту в несколько слоев на надводную часть корпуса (9). На плоскость ватерлинии подводной части корпуса (7) обильно наносим «эпоксидку», после чего накрываем ее надводной частью корпуса (9), защелкнув на крюк кормовой замок (11) и завинтив носовой запорный винт (12). Выдавившаяся смола удаляется, а потом стык зашкуривается и прошпаклевывается. Для ликвидации поперечных подвижек корпуса из смолы выклеиваются упоры (3), а некоторые моделисты устанавливают фиксирующие штыри. Окончательная маскировка стыка делается ватерлинией (8) из полоски целлулоида или полистирола, приклеиваемой с небольшим напуском.

ОКРАСКА МОДЕЛИ
I ВАРИАНТ: ЧЕРНЫЙ: борт выше ватерлинии, щиты и казенные части орудий, кайма дымовой трубы в верхней части, якоря, швартовые устройства, прожектора, стеньги мачт, гафель. ПАЛЕВЫЙ: щиты орудий, вентиляционные раструбы, боевая рубка, котельные кожух, каземат 229 мм орудия и надстройка у котельного кожуха (выше фальшборта). КРАСНЫЙ: корпус ниже ватерлинии, конус-указатель положения пера руля левого борта (вершиной вниз), фонарь левого бортового отличительного огня. ЗЕЛЕНЫЙ: конус-указатель положения перл руля правого борта (вершиной вверх), фонарь правого бортового отличительного огня. ЖЕЛТЫЙ: дымовая и атмосферные трубы. БЕЛЫЙ: паровые катера и гребные суда. ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО: парадный трап, трапы, нактоузы компасов, отделка световых и сходных люков, щиты обшивки рубок. ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: носовое украшение и Государственный герб (позолота), гребные винты и винт парового катера (бронза), колпаки магнитных компасов, бортовая надпись (бронза). СВЕТЛО - ШАРОВЫЙ: мачты. Верхняя палуба и палубы мостиков - сосновые доски.
II ВАРИАНТ (в заграничном плавании): Все указанное в пунктах «ЧЕРНЫЙ» и «ПАЛЕВЫЙ» окрасить в БЕЛЫЙ цвет. Остальное по первому варианту.
III ВАРИАНТ (на русско-японскую войну): Все указанное в пунктах «ЧЕРНЫЙ», «ПАЛЕВЫЙ», «СВЕТЛО-ШАРОВЫЙ», «ЖЕЛТЫЙ», «БЕЛЫЙ» окрасить в ЗЕЛЕНОВАТО-ОЛИВКОВЫЙ цвет. Остальное аналогично варианту.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ
мореходной канонерской лодки «ОТВАЖНЫЙ»
для различных масштабов и классов под правила НАВИГА

масштаб
1:720
1:250
1:150
1:125
1:100
1:96
1:75
1:50
 длина наибольшая, мм
100
289
481
578
722
752
963
1444
 вес модели, гр.
-
-
500
900
1700
1900
4000
13600
 время прохождения дистанции, сек.
-
-
17,4
17,4
36
36
32
50
 класс по правилам
C-4
C-4
EK-600
EK-600
Ф2-Ю
Ф-2А
Ф-2A
Ф-2В
Ф-2C
 коэффициент пересчета масштаба*
2,88
1
1,66
2
2,5
2,60
3,33
5
 * служит для пересчета размеров, снятых с чертежа.
 При увеличении размеры надо умножать на коэффициент, при уменьшении делить.

Скачать чертежи для печати


Источник: В. Кузнецов. Мореходная канонерская лодка «Отважный» / «Моделист-корабел» № 3, 1998, 7-10 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024