ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Судомодельный кружок



ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕЙДВУДНОЙ ТРУБЫ


С. Овсянников

      Для многих начинающих судомоделистов, не имеющих возможности сделать точеные детали на токарном станке, большой проблемой является изготовление надежной, простой и из доступных деталей дейдвудной трубы (дейдвуда), выхода вала гребного винта из корпуса модели. Дейдвуд должен быть в достаточной степени водонепроницаемым и обеспечивать свободное, без потерь энергии, вращение вала.


      Наиболее проста по материалам конструкция из корпусов самых дешевых шариковых авторучек (рис.1а). Недостаток такого дейдвуда - пригодность, только для маломощных моторчиков типа ДИ-1-3 или ДП. Для корпуса (2) используется отрезок авторучки длиной не менее 30 мм, рассверленный под диаметр вала гребного винта (2мм) (4), изготавливаемого из велосипедной спицы. С обратной стороны САЛЬНИК (1) выплавляется на пламени свечи и тоже рассверливается под диаметр гребного вала. При помощи простейшего поршневого приспособления из отрезка стержня той же авторучки внутрь дейдвуды набивается не поглощающая воду смазка (6), в данном случае солидол, литол или им подобная.
      Более надежная конструкция с сальником из натяжной гайки (1) от той же велосипедной спицы (рис.1б). Гайка сделана из латуни, и если ее рассверлить под диаметр гребного вала, получится хороший подшипник скольжения. Гайка (1) вставляется в конец трубки (2) и паяльником вплавляется в нее. Такие дейдвуды стоят на модели крейсера "КРАСНЫЙ КАВКАЗ" (класс ЕК-1250), неоднократно успешно выступающего на соревнованиях различного ранга.
      Самая надежная и долговечная конструкция дейдвуда - из металлической трубки диаметром от 4 мм (рис.1в). Применяется медная или латунная трубка (чтобы не проржавела) от тормозных и топливных систем автомобиля, длиной не менее 30мм. В концы грубки (2) вставляются "с натягом" предварительно выточенные и рассверленные под диаметр гребного вала (4) лагунные или бронзовые втулки (1,3). При установке надо следить, чтобы вал вращался легко и свободно и при необходимости рассверлить их повторно. После этого втулки опаиваются припоем. Для подачи смазки устанавливается и припаивается дополнительная трубка (5) меньшего диаметра. Надо помнить, что конец трубки (5) должен быть как минимум на 5-10 мм выше ватерлинии модели корабля.


Источник: С. Овсянников. Изготовление дейдвудной трубы / ж. "Моделист-корабел" № 2, 1998, 16 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2024