ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Моделист-Корабел
Модели копии



ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" (1891 г., Россия)


В. Кузнецов

      Согласно принятой 20.05.1882 г. "20-летней программы усиления руского флота" в июне 1885 года Общество Франко-Русских заводов получило заказ на постройку броненосца по типу "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II", но с башенной установкой и измененным ютом. Броненосец, названный "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I", был заложен в 1886 году и спущен на воду 20 мая 1889 г. В 1891 г. броненосец ввели в строй. На момент заказа это был корабль по типу английского печально известного "ВИКТОРИ". В то время в умах ведущих военно-морских теоретиков тактиков еще господствовала идея артиллерийского боя на короткой дистанции с выпусканием почти в упор торпед и, как завершение боя, таранный удар по кораблю противника. Причин таких теорий несколько. Самая главная - неразвитость оптических систем наблюдения и наведения, а отсюда м невозможность стрельбы на большие дистанции. Нельзя забывать также, что в те времена стрельба велась дымным порохом и после нескольких выстрелов корабли окутывались настолько плотными облаками дыма, что нельзя было говорить ни о каком оптическом наблюдении результатов стрельбы. Максимальная дистанция артиллерийского боя принималась всего 25 кабельтовых, а средняя 10-15 каб (2-3 км). Скорость же кораблей была относительно высокой, за 5 минут при скорости 12 узлов корабль проходил как раз 10 кабельтовых. По этой причине мало заботились о мощном бортовом залпе, сильном ретирадном огне и старались сосредоточить артиллерию так, чтобы она вела самый сильный огонь на носовых курсовых углах. Заказываемый как вероятный противник германского "ЗАКСЕНА", броненосец в целях экономии средств имел ограниченное водоизмещение. В историю отечественного судостроения "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" вошел как хорошо забронированный, надежный, мощный и первый крупный корабль с артиллерией главного калибра в современной башне.

      "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" очень много плавал. Находясь с 1893 г. в составе Средиземноморской эскадры, корабль побывал в Америке на праздновании 400-летия ее открытия, а уже в 1896 году оказался на Дальнем Востоке в составе срочно собранной Тихоокеанской эскадры, оказывающей силовое давление на Японию в целях изменить итоги только что закончившейся Японо-Китайской войны. До 1901г. эскадренный броненосец снова на Средиземном море. В 1902г. "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ 1" прошел небольшую модернизацию, в результате которой был изменен состав мелкокалиберной артиллерии, а боевые марсы опущены ниже. Добавили и две прожекторные площадки. После ухода на Дальний Восток Второй Тихоокеанской эскадры в конце 1904 г. на броненосце стали усиливать артиллерию. Срезали на юте огромный адмиральский салон и на его месте установили 1-152-мм и 6-47 мм орудий. 3 февраля броненосец, являясь флагманским кораблем Отдельного отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, отправился в последний боевой поход под Андреевским флагом. 14 мая 1905г. во время Цусимского сражения, истратив более 1/3 боезапаса и получив 10 попадании (1-12", 2-8", 2-6", и 5- неустановленного калибра), броненосец серьезных повреждений не имел, боеспособность корабля существенно не снизилась. В 10 часом 15 мая "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" вместе с двумя броненосцами береговой обороны "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН". "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" и сильно пострадавшим в предыдущем бою эскадренным броненосцем "ОРЕЛ" оказался в полукольце превосходивших сил японской эскадры. Под влиянием предыдущего боя с тяжелыми потерями командующий отрядом Н. И. Небогатов приказал кораблям не открывать кингстоны, а сдаться в плен. За это контр-адмирал Небогатов и еще семь из старших офицеров отряда были приговорены военным судом к смертной казни, замененной впоследствии десятилетним заключением в крепости. В японском флоте окончательно устаревший броненосец, переименованный в "Ики", прослужил до октября 1918 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина  
наибольшая  
105,6 м
по ватерлинии  
101,65 м
Ширина наибольшая
20,4 м
Осадка
7,6 м
Водоизмещение:  
стандартное  
8440 т
полное (к 1904 г)  
9672 т
Мощность механизмов
(после ремонта в 1904г перед походом)
7842 л.с.
Число винтов
2
Скорость
15,5 уз
Запас топлива:  
нормальный
870 т
полный
1370 т
Дальность плавания (10 узл. ходом)
2800 миль
Вооружение:  
305-мм орудия в 30 калибров
2
229-мм орудия в 35 калибров
4
152 мм орудия в 35 калибров
8
64-мм орудия Барановского
4
47-мм орудия Гочкиса
10
37-мм пятиствольные Гочкиса
8
минные аппараты (надводные)
6
Бронирование (компаунд):  
пояс по ватерлинии
102-356 мм
броневая палуба
63 мм
боевая рубка
203 мм
башня
254 мм
барбет
254 мм
каземат
50-76 мм
Экипаж:  
офицеров
31
нижних чинов
585



Эскадренный броненосец "Император Николай I":
1 - крышка носового минного аппарата, 2 - якорный клюз, 3 - швартовый клюз, 4 - ставни 47-мм орудия, 5 - якорный огонь, 6 - гюйс, 7 - крамбол, 8 - фор-стень-штаг, 9 - корзина для троса, 10 - фока-штаг, 11 - фиш-балка, 12 - ставни порта 152-мм орудия, 13 - запасной якорь, 14 - кнехт, 15 - башенная установка 305-мм орудий, 16 - коечные сетки, 17 - боевая рубка, 18 - ходовая рубка, 19 - прожекторная площадка, 20 - прожектор, 21 - фок-мачта, 22 - фок-рей, 23 - боевой марс, 24 - решетка для тента, 25 - фор-стеньга, 26 - грот-стень-штаг, 27 - брасы фор-марса-рея, 28 - брасы грот-марса-рея, 29 - брасы фока-рея, 30 - брасы грот-рея, 31 - вентиляционный раструб, 32 - двадцативесельный баркас, 33 - дымовая труба, 34 - атмосферная труба, 35 - шестнадцативесельный рабочий катер, 36 - минный катер, 37 - шлюпбалка минного катера, 38 - грузовая стрела, 39 - грот-рей, 40 - грот-мачта, 41 - грот-марса-рей, 42 - грот-cтеньга, 43 - гафель, 44 - компас, 45 - тумба 64-мм орудия Барановского, 46 - гик, 47 - световой люк, 48 - сходный тамбур, 49 - шестивесельный вельбот, 50 - флагшток, 51 - Андреевский флаг, 52 - кормовой огонь, 53 - 37-мм пятиствольная пушка, 54 - спасательный буй, 55 - адмиральский балкон, 56 - ниша с выходом на балкон, 57 - иллюминатор офицерских кают, 58 - руль, 59 - винт, 60 - кронштейн, 61 - дейдвудная труба, 62 - крышка бортового минного аппарата, 63 - ставни порта 229-мм орудия, 64 - верп (крепился по левому бopтy), 65 - порт 152-мм орудия, 66 - порт 37-мм пятиствольной пушки, 67 - мусорный рукав, 68 - шлюпочный выстрел, 69 - скуловой киль, 70 - паровой катер, 71 - выход трубы водоотливной системы, 72 - киль, 73 - шестивесельный ял, 74 - броневой пояс, 75 - люк, 76 - якорная ниша, 77 - адмиралтейский якорь, 78 - трап на батарейную палубу, 79 - шпиль, 80 - крышка горловины угольной ямы, 81 - 229-мм орудие, 82 - трос сложенный в бухту, 83 - световой люк камбуза, 84 - трап на батарейную палубу, 85 - трап на верхнюю палубу, 86 - котельный кожух, 87 - устройство для вываливания шлюпбалки, 88 - прожекторная площадка с рельсовым путем, 89 - парадный трап, 90 - световой люк котельного отделения, 91 - восемнадцативесельный баркас, 92 - четырнадцативесельная шлюпка, 93 - ванты, 94 - ростры, 95 - забортный трап, 96 - киповая планка, 97 - деревянный настил балкона, 98 - 47-мм пушка, 99 - световой люк адмиральского салона, 100 - 37-мм пятиствольная пушка, 101 - световой люк каземата, 102 - ростерные бимсы, 103 - бакштаг, 104 - бортовые отличительные огни, 105 - мостик, 106 - кормовая надпись, 107 - кормовое украшение, 108 - пиллерс кормового балкона, 109 - крышка кормового минного аппарата, 110 - наклонная площадка для запасного якоря, 111 - штурманская рубка, 112 - пиллерс.


ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ

      По моему мнению, наилучшим прототипом для радиоуправляемой модели является броненосец. У броненосца наиболее оптимально соотношение длины к ширине (от 5 до 6), что обеспечивает очень хорошую маневренность на дистанции. Гребные винты большого диаметра позволяют броненосцу быстро набирать скорость и так же быстро ее гасить, включая "задний ход". При прохождении последних ворот задним ходом, где "проваливаются" почти все одновинтовые модели и испытывают трудности большинство других, броненосец за счет носового таранного образования (фактически это неподвижный носовой руль!) четко и легко проходит ворота. Моделист С.К. Овсянников реализует в системе управления своих моделей броненосцев команду "разрай" (один винт работает на передний ход, а другой - на задний) при крайнем положении руля, что позволяет его моделям легко проходить дистанцию даже под управлением начинающего спортсмена-юниора. В результате включения такой комбинации команд модель сначала движется по спирали, потом останавливается и начинает вращаться вокруг своего центра. В то же время модель броненосца при швартовке не стремится навалиться на стенку дока. Модель любого броненосца оптимально инерционна, что дает возможность оператору своевременно принимать решения о корректировке ее курса. Яркая "викторианская" окраска (черный борт, белые надстройки и желтые трубы) хорошо фиксирует модель броненосца на дистанции. Большое достоинство - емкий и вместительный корпус, нет проблем с размещением всех грузов и аппаратуры управлении.
      Поэтому модель эскадренного броненосца 'ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" удорбнее всего стоить в радиоуправляемых классах (с.м. таблицу), но в каждом из рекомендуемых масштабов существуют свои тонкости и сложности. Одна из них - свободный доступ внутрь модели, что сразу отпугивает многих моделистов. Ходовую модель броненосца можно сделать только разрезной по ватерлинии! О выполнении этого элемента достаточно подробно писалось в альманахе "ВАРЯГ" №1 и повторно будет в "МОДЕЛИСТЕ-КОРАБЕЛЕ" №3. Вторая сложность - соблюдение весовой дисциплины при изготовлении модели в масштабах 1:200 и 1:192. Нельзя забывать, что выполнение разрезного стыка и внутреннего фальшборта утяжеляет корпус на 20-30%. В масштабе 1:150 проблем с водоизмещением нет, в "пузатый" корпус влезает любая аппаратура, даже древний "НОВОПРОП" или "СУПРАНАР", пара моторчиков ДП-12 и еще как минимум полкило аккумуляторов.
      Из деталей модели броненосца "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I" наибольшую сложность представляют срезы и казематы 229- и 152-мм орудий, а также срезы кормовых балконов. Практика ряда известных моделистов, таких как Ю. Перебийнос и А. Курносов, а также ряда других, показывает, что срезы лучше всего выполнять паяными. Предлагается следующая технология (рис.1,2). Для палубы среза (1) и балкона надо использовать фольгированный стеклотекстолит толщиной 1-1,5 мм, причем желательно нефольгированную часть как следует поцарапать или острым ножом удалить один слой стеклоткани, чтобы стеклотекстолит хорошо приклеивался эпоксидкой. Для стенки каземата (3) и среза балкона (4) лучше использовать медную или латунную фольгу, но за неимением таковой подойдет и жесть от кофейной банки (импортной, она тоньше). Для рейки (6) нужна полоска фольгированного стеклотекстолита, обработанная так же, как и палуба среза (1). Рейки (9) - из брусочков "сыпучего" пенопласта или пенопласта ПС-2. Перед сборкой необходимо в стенках каземата (3) и среза (4) сделать амбразуры (5), если на модели будут открытые ставни, или ставни припаять заранее, если они закрыты. Когда все детали заготовлены, приступаем к сборке. Первыми крепим пайкой к стенкам среза (4) и каземата (3) рейки (6). Потом при помощи простейшего кондуктора из булавок, воткнутых в кусочек фанеры, пропаиваем с обеих сторон стыки всех стенок (3,4). Следующая операция - припаивания с обеих сторон стенок (3,4) к палубе среза (1). Теперь собранный срез (балкон) устанавливается в предварительно вырезанную в стеклопластиковом корпусе нишу. Стыки (узлы А и Б) желательно соединясь "на ус", дополнительно армируя рейкой (9) и тщательно проклеивая эпоксидной смолой (7) с полосками стеклоткани. При установке подпалубной рейки (9) надо учитывать толщину приклеиваемой палубы (10). Для модели в масштабах 1:192 и 1:200 рекомендую предварительно проолифленную с внутренней стороны фанеру толщиной 1 мм, а для масштаба 1:150 от 1,5 до 2 мм. Для того. чтобы палуба не прогибалась, изнутри подклеивается пенопластовая фальшпалуба.

ОКРАСКА МОДЕЛИ
      ЧЕРНЫЙ: корпус корабля от ватерлинии до верхней палубы, якоря, верп, стволы орудий, крыша башни, световые люки, сходные трапы, внутренняя часть вентиляционных раструбов, кайма в верхней части дымовых труб, кайма по верхней части шлюпок и катеров, боевые марсы, гафель, рей, мачты от уровня рея до крепления фор-стень-штага, а также все мелкие детали, находящиеся на верхней палубе и юте.
БЕЛЫЙ: фальшборт, рубки, ют, шлюпки и катера, шлюпбалки, кильблоки, кожухи котельных отделений, трубы, нижняя часть раструбов, прожекторная площадка на фок-мачте, прожектора, башня, клотики, грузовая стрела, гик.
ЖЕЛТЫЙ: нижняя часть мачт, верхняя часть раструбов.
КРАСНЫЙ: подводная часть корпуса, фонарь левого бортового отличительного огня.
ЗЕЛЕНЫЙ: фонарь правого отличительного огня.
ЛАКИРОВАННОЕ ДЕРЕВО: нактоузы компасов, парадный и забортный трапы.
ПОЛИРОВАННЫЙ МЕТАЛЛ: гребные винты паровых и минных катеров (бронза), кормовая надпись и гербовое украшение (позолота), колпаки магнитных компасов.

ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОДЕЛИ
ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I"
для различных масштабов и классов под правила НАВИГА

 масштаб
1:720
1:400
1:200
1:192
1:150
1:115
1:100
1:75
 длина наибольшая, мм
147
264
528
550
704
918
1056
1408
 вес модели, гр.
-
-
190
363
800
1600
4600
12500
 время прохождения дистанции, сек.
-
-
1200
1400
2900
6400
9700
23100
 время прохождения дистанции, с
-
-
14
14
36
28
28
25
 рекомендуемый класс по правилам НАВИГА
C-4
C-4
EK-600
Ф2-Ю
EK-600
Ф2-Ю
Ф-2А
Ф-2В
EK-1250
Ф-2В
-
 коэффициент пересчета масштаба*
1,8
1,0
2
2,08
2,66
3,48
4
5,33
 * служит для пересчета размеров, снятых с чертежа.
 При увеличении размеры надо умножать на коэффициент, при уменьшении делить.

Скачать чертежи для печати


Источник: В. Кузнецов. Эскадренный броненосец Император Николай I" / ж. "Моделист-корабел" № 2, 1998, 7-10 с.   
Эскадренный броненосец "Имп. Николай I" (Россия, 1891 г.) / Судомодельные чертежи «РЕТРО ФЛОТ», Тверь.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2006-2024